Государство в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

Концепции происхождения, природы и социального назначения государства. Важнейшие конституирующие элементы государства: территория, население (народ) и суверенная власть. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.д. Основными формами государственного устройства являются конфедерация, унитарное государство, федерация.

Оглавление

1. Государство как основной институт политической власти.
Причины его возникновения …………………………………………… 3
2. Формы государственного устройства и правления …………………. 8
3. Правовое государство и гражданское общество ……………………... 12
Список литературы ……………………………………………….……… 19

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 123.50 Кб (Скачать)


Министерство Образования РФ

Самарская Государственная Экономическая Академия

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по Политологии на тему:

«Государство в политической системе общества».

 

 

Выполнил:

Студентка 5 курса

экономического факультета

заочного отделения

специальности

 

 

Проверил:

______________________

 

 

Оценка: ______________

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти

2002 год

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

1.

Государство как основной институт политической власти.

Причины его возникновения ……………………………………………

3

 

 

 

2.

Формы государственного устройства и правления ………………….

8

 

 

 

3.

Правовое государство и гражданское общество ……………………...

12

 

 

 

 

Список литературы ……………………………………………….………

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.    Государство как основной институт политической власти.

Причины его возникновения.

Государство выступает в качестве основного средства осущест­вления политической власти. Это обстоятельство придает ему ста­тус центрального института политической системы. В качестве та­кового государство само обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими чертами.

Термин «государство» употребляется в узком и широком значе­ниях:

1) в узком значении — как институт господства, как носитель го­сударственной власти. Государство существует в виде того, что про­тивостоит «обществу»;

2) в широком — как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь оно обозначает целое, охваты­вающее «государство» (в узком смысле) и «общество».

Отправной пункт политологического анализа государства — оп­ределение его основным элементом, сердцевиной политической системы.

Античная мысль не знала сущностного разделения обществен­ной и государственной жизни, усматривая в последней лишь способ решения «общих дел» всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной сущности государства. Различе­ние собственно государственно-политической сферы начинается с Нового времени. С XVI—XVII вв. термином «государство» стали обозначать все государственные образования, которые до того на­зывались «княжеское господство», «городская община», «респуб­лика» и т.д. Заслуга введения понятия государства принадлежит Н.Макиавелли, использовавшего для обозначения государства термин «stato» (лат. Status — положение, статус), которым он объ­единил такие понятия, как «республика» и «единовластное правле­ние». Сначала термин «государство» укореняется в Испании («estado») и во Франции («etat»), позднее — в Германии («Staat»). С этого времени понятия «государство» и «гражданское общество» стали различаться. К XVIII в. с завершением становле­ния европейского понятия нации-государства оно решительно и по­всеместно вытесняет широкое понятие республики как политичес­кого сообщества вообще.

Существует несколько концепций происхождения, природы и социального назначения государства.

Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная концепция имела под собой реаль­ные исторические факты: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет, а решениям государства — обя­зательность. Современный католицизм также предполагает боже­ственный генезис идеи государства и принципов власти при прехо­дящем характере и происхождении конкретных актов ее осущест­вления.

Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате со­единения родов в племена, племен в общности. Государство трак­туется как большая семья, в которой отношения монарха и его под­данных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства. Он призывал правителей строить отношения с подданными на началах добродетели. Государство — это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе. На Руси к исходу средневековья использовалась родовая идея вождя как господа (господаря / государя), т.е. могущественного деятеля, регулирующего отношения с другими — чужаками.

В XVII—XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории происхождения государства (Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо). С точки зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты. Как отмечал французский мыслитель Д.Дидро, люди «осознали, что каждому человеку нужно поступаться частью своей естественной незави­симости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы… общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил».

В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением об­щества на классы и ростом классовых антагонизмов. В.И.Ленин подчеркивал: «Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновении классов». Марксизм предполагает, что классы исчезнут так же не­избежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет («отомрет») и государство — таков конечный вывод марксистской теории.

В конце XIX в. объяснение генезиса государства пополняется теорией завоевания (насилия). Ее сторонники (Л.Гумплович, К.Каутский) полагали, что первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора — завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие — «вот родители и повивальная бабка государства», — полагал Л.Гумплович. В целом, как показали сравнительно-исторические исследования последних десятилетий, не существует единой и обязательно причины возникновения государства. На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование техноло­гий географические условия, этнические отношения, рост народо-населения, экология, война и завоевание, внешнее влияние и торгов­ля идеологический и фактор и т.д. Так, причиной появления первого в истории славян государства Карантании (территория нынешней Сло­вении) стали не классовые антагонизмы, а сильное влияние Рима. Аб­солютная монархия на Руси складывалась в силу необходимости на­циональной обороны. И в то же время процесс централизации госу­дарственной власти был процессом насильственного присоединения русских земель — княжеств к единому центру, Москве.

В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и лич­ности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека в политической науке выделя­ются следующие типы государства: традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть пра­вом (конституцией) и строящиеся на основе разделения властей.

Государство Нового времени (современное государство) имеет ряд характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений, об­ладающими определенными правами и обязанностями. Такими кри­териями выступают три важнейших конституирующих элемента го­сударства: территория, население (народ) и суверенная власть.

Территория - это физическая, материальная основа государства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений.

Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

Население как составляющий элемент государства есть челове­ческое сообщество, проживающее на территории данного государ­ства и подчиняющееся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифициро­вали себя с государством или титульной нацией (таковы, например, курды в Турции).

Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения суще­ствующей власти, является важнейшим условием целостности го­сударства. Раскол населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному) признаку представляет серьезную уг­розу существованию государства.

Суверенная власть является определяющим элементом (при­знаком) государства. Суверенитет (лат. «Super» - над) - не зависимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Основоположник теории абсолютного суверенитета Жан Боден отмечал, что «без единой и неделимой Государственной воли не может быть и единого национального интереса».

Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государ­ствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, яв­ляется универсальной, распространяясь на все население и на все общественные, в том числе политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных об­щественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

В отличие от коллективной власти родового общества государ­ственная власть непосредственно не совпадает с населением. Осу­ществление публичной власти требует определенной организа­ции — формирования государственных учреждений, становления специального аппарата (чиновников, армии,судей и т.д.).

Предшествующий анализ позволяет сформулировать следую­щее обобщенное определение государства как центрального инсти­тута политической системы. Государство — особая форма орга­низации политической власти в обществе, обладающая суве­ренитетом, монополией на применение узаконенного насилия и. осуществляющая управление обществом с помощью специ­ального механизма (аппарата).

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные на­правления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения. К внутренним функциям государства можно отне­сти экономическую, социальную, организаторскую, правовую, по­литическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.д.

Информация о работе Государство в политической системе общества