Государство в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

Концепции происхождения, природы и социального назначения государства. Важнейшие конституирующие элементы государства: территория, население (народ) и суверенная власть. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.д. Основными формами государственного устройства являются конфедерация, унитарное государство, федерация.

Оглавление

1. Государство как основной институт политической власти.
Причины его возникновения …………………………………………… 3
2. Формы государственного устройства и правления …………………. 8
3. Правовое государство и гражданское общество ……………………... 12
Список литературы ……………………………………………….……… 19

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Экономическая функция выражается в организации, координа­ции, регулировании экономических процессов с помощью налого­вой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономи­ческой стабильности.

Социальная функция государства проявляется в осуществле­нии заботы о человеке как члене социума: удовлетворение потреб­ностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образова­нии; поддержка незащищенных групп населения и т.д.

Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении реше­ний, формировании и использовании управленцев, осуществлении Контроля за исполнением законов, осуществлении координации де­ятельности различных субъектов политической системы и т.д.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Политическая функция государства состоит в обеспечении по­литической стабильности, осуществлении властных полномочий выработке программно-стратегических целей и задач развития об­щества.

Образовательная функция реализуется в деятельности госу­дарства по обеспечению демократизации образования, его непре­рывности, предоставлении людям равных возможностей получения и т.д.

Культурно-воспитательная функция государства направле­на на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Среди внешних функций следует выделить функцию взаимо­выгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами и функцию обороны страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Формы государственного устройства и правления.

Государство представляет собой особую форму организации по­литической власти, которая имеет определенное устройство. Орга­низацию, устройство и реализацию государственной власти отра­жает понятие «форма государства».

Форма государства как совокупность внешних признаков госу­дарства включает три элемента: форму государственного устройст­ва, форму правления, политический режим.

Форма государственного устройства — это националь­но-территориальная организация государства и взаимоот­ношения центральных, региональных органов.

Основными формами государственного устройства являются конфедерация, унитарное государство, федерация.

Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет из себя постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешне­политических, целей. Каждый член конфедерации, сохраняя госу­дарственную самостоятельность и объединяясь с другими государ­ствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограничен­ный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики государства, входящие в состав конфедерации, создают один или несколько специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствую­щих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая системы. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон.

Примером конфедерации в прошлом могут служить США (1776—1787), Швейцария (1815—1848), Германский союз (1815—1867). Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском Союзе.

Унитарное государство. Эта форма государственного устрой­ства характеризуется высокой степенью централизации политичес­кой власти. Она имеет наибольшее распространение в мире. При­мером могут служить такие страны, как Финляндия, Франция, Ис­пания, Великобритания, Япония и многие другие.

В унитарном государстве действует единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; централизован­ная судебная система; единая система высших органов государст­венной власти; единое гражданство и единая система права. Терри­тория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью.

В настоящее время существует несколько унитарных государств (Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия), устройст­во которых характеризуется наличием административной автономии для отдельных территорий, например, в состав Великобрита­нии входят Шотландия и Северная Ирландия, которые пользуются ограниченной автономией.

Федерация. Федерация представляет собой союзное государст­во, состоящее из государственных образований, обладающих юри­дической и определенной политической самостоятельностью. Феде­рация является достаточно распространенной формой государственного устройства (Россия, США, Канада, Бразилия, Танзания и др.)

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, фе­деральное гражданство, федеральная конституция, федеральные органы власти и управления. Но наряду с ними имеется гражданст­во отдельных субъектов федерации (штатов, республик, земель); в них существуют собственные конституции и законодательство, соб­ственные законодательные и исполнительные органы власти. Между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отно­шения, при которых действует принцип верховенства конституции и законов федерации. Субъекты федерации имеют прямое предста­вительство в парламенте страны, обеспеченное существованием , второй палаты. Так, в России эту функцию выполняет Совет Феде­рации, в США — Сенат, в Германии — Бундесрат.

Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы, взаимоотно­шений ее органов, степень участия населения в их формиро­вании.

Принято различать две основные формы правления — респуб­лику и монархию.

Республика представляет собой форму правления, при ко­торой все высшие органы государственной власти либо изби­раются, либо формируются общенациональным представи­тельным учреждением. Республиканская форма правления была известна еще рабовладельческому государству, но наибольшее раз­витие она получила в условиях более совершенных общественных структур.

Различают две формы республиканского правления: прези­дентскую и парламентскую.

При президентской форме правления глава государства президент — одновременно является и главой правительства. Фор­мальной отличительной особенностью является отсутствие долж­ности премьер-министра.

Президентская республика отличается внепарламентским мето­дом формирования правительства и отсутствием у правительства института парламентской ответственности; отсутствием у прези­дента права роспуска парламента и др.

Президентская республика строится по принципу жесткого раз­деления властей: в конституции закрепляется разграничение ком­петенции между высшими органами законодательной, исполни­тельной и судебной власти, которые функционируют в течение всего срока полномочий.

Президентская республика впервые была введена в США на ос­нове конституции 1787 г. Такая же форма правления широко рас­пространена в странах Латинской Америки — Мексике, Аргенти­не, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и др.

Парламентская республика характе­ризуется провозглашением верховенства парламента, перед кото­рым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью является наличие должности премьер-министра.

В парламентской республике правительство формируется толь­ко парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства в фор­мировании правительства носит чисто номинальный характер. Пра­вительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает под­держкой парламентского большинства. В парламентской республи­ке правление носит партийный характер, что вовсе не является обя­зательным для президентской республики.

Для парламентской республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавлива­ется ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие. Президент на­деляется широкими полномочиями, но они осуществляются не им, а правительством. Парламентская форма правления осуществляет­ся в Италии, Германии, Швейцарии, Ирландии, Турции и др.

Монархия представляет собой такую форму правления, при ко­торой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном по­рядке престолонаследия. Различают монархию абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия сформировалась как политическое учреждение в поздний период развития средневеко­вья. Для нее характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных органов, сосредоточение государст­венной власти в руках монарха. В настоящее время абсолютные мо­нархии сохраняются в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

По мере развития социально-экономических отношений абсо­лютная монархия в целом ряде стран эволюционировала в консти­туционную монархию, которая условно подразделяется на дуалис­тическую и парламентскую. Дуалистическая монархия является переходной формой правления, характерной для того периода, когда экономически и политически слабая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами (Иордания, Марокко). При этой форме правления делят между собой государственную власть монарх и парламент. Парламент, которому конституция формально предо­ставляет законодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятель­ность не оказывает. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право «вето», право назначения в нижнюю палату и право роспуска пар­ламента.

Своеобразная форма монархии существует в некоторых странах являющихся членами Британского содружества. Значительная часть членов содружества являются республиками и имеют собст­венного главу государства — президента (Кения, Индия, Гайана и др.), но почти половина стран, входящих в содружество (Австра­лия, Канада, Ямайка и др.), признают главой государства англий­ского монарха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.             Правовое государство и гражданское общество.

Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о гос­подстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Еще древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Таким образом, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. Довольно рано сформировалась идея о разумности и спра­ведливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве господствуют право, закон.

Однако возникновение целостной концепции правового государ­ства относится к концу XVIII — началу XIX в., к периоду становле­ния буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика фео­дального произвола и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и ра­венства всех людей, неотчуждаемость прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и ее безот­ветственность перед людьми и обществом.

Важнейшими проблемами, требующими внимательного рас­смотрения, являются сущность и основные принципы правового го­сударства. В самом общем виде правовое государство можно опре­делить как государство, в котором господствуют право, закон. Иначе говоря, правовое государство — это правовая форма орга­низации и деятельности публично-политической власти и ее взаи­моотношений с индивидами как субъектами права.

Основополагающими принципами правового государства явля­ются:

1) верховенство правового закона, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомствен­ными актами, ни правительственными распоряжениями, ни реше­ниями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они ни были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства.

Информация о работе Государство в политической системе общества