Государство в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

Концепции происхождения, природы и социального назначения государства. Важнейшие конституирующие элементы государства: территория, население (народ) и суверенная власть. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.д. Основными формами государственного устройства являются конфедерация, унитарное государство, федерация.

Оглавление

1. Государство как основной институт политической власти.
Причины его возникновения …………………………………………… 3
2. Формы государственного устройства и правления …………………. 8
3. Правовое государство и гражданское общество ……………………... 12
Список литературы ……………………………………………….……… 19

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

2) реальность прав и свобод граждан - этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принад­лежат ему от рождения. В этом смысл традиционного для идей пра­вового государства противопоставления неотчуждаемых прав инди­вида феодальным представлениям об их октроированном (дарован­ном, жалованном) характере.

3) взаимная ответственность государства и личности. - этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания зако­нов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом.                                  |

Не менее важна и ответственность перед обществом и государством. В связи с этим вызывает тревогу ослабление чувства ответственности у немалой части населения, что порождено длительным периодом застоя, ослаблением интереса граждан к делам общества и государства, уравниловкой и т.д. Преодолеть отчуждение гражда­нина от власти, от общественных и государственных дел, повысить ответственность за свои поступки можно лишь раскрепостив лич­ность, предоставив широкую возможность для самостоятельного творчества и инициативы.

4) разделение властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную - данный принцип имеет целью исключить моно­полизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.

В правовом государстве разделение властей включает в себя ор­ганизационно-правовой механизм их взаимодействия, взаимных сдержек и противовесов с целью удержания каждой из них в преде­лах своих полномочий и вместе с тем обеспечения самостоятель­ности и независимости от других властей. Разделение властей — это показатель развитости права и государства. Без разделения властей не может быть правового государства и правовых законов.

5) наличие эффективных форм контроля и надзора за осущест­влением законов. К ним относятся суд, прокурорский надзор, ар­битраж.

Особое место занимает проблема положения личности в право­вом государстве. В этом плане следует подчеркнуть, что само по себе правовое государство не самоцель, а социально-исторически обусловленная всеобщая форма выражения, организации, упоря­дочения и защиты свободы в общественных отношениях людей. Со­держание и характер свободы, ее широта и объем определяются уровнем развития общества. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и разви­тия ее содержания, но она абсолютна как высшая ценность и прин­цип и поэтому может служить критерием человеческого прогресса, в том числе и в области государственно-правовых форм, общест­венных отношений, положения личности.

В этой связи было бы неправильно считать правовым любое го­сударство лишь на том основании, что в нем есть право, закон, ибо сами законы могут быть разными. Поэтому важно иметь критерии, позволяющие определять степень демократичности законов, дейст­вующих в той или иной стране. На основе многовекового истори­ческого опыта сложились общечеловеческие представления о пра­вах и свободах личности в демократическом правовом государстве, которые положены в основу документов, принятых мировым сооб­ществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией «Всеобщая декларация прав челове­ка», «Пакт об экономических, социальных и культурных правах» «Пакт о гражданских и политических правах» и ряд конвенций (на­пример, «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в от­ношении женщин», «Конвенция против дискриминации в области образования, труда и занятий», «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обра­щения и наказания» и др.) В совокупности изложенные в этих до­кументах нормы в области прав и свобод личности составляют меж­дународные стандарты. Только соотнося с ними национальное зако­нодательство любой страны, можно делать выводы о степени демо­кратичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства.

Важно подчеркнуть, что правовое государство не только провоз­глашает права и свободы, но и создает разветвленный механизм со­циально-правовой защищенности человека. В целом механизм обеспечения прав и свобод человека — это система взаимосвязан­ных форм и средств (нормативных, конституциональных и процес­суальных), обеспечивающих надлежащую защиту и реализацию оп­ределенных прав и соответствующих обязанностей.

Что касается функций правового государства, то необходимо иметь в виду, что они не остаются неизменными, а трансформиру­ются и наполняются новым содержанием по мере развития самого правового государства. Важным этапом в этом направлении явля­ется формирование правового социального государства.

Идея социального государства была выдвинута немецким уче­ным Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX в. Он писал, что социальное государство «обязано способствовать экономичес­кому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конеч­ном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». В 1930 г. немецкий ученый Герман Геллер ввел понятие «социальное правовое государство».

В разных определениях социального государства, даваемых в за­падной и отечественной литературе, подчеркивается, что это государ­ство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных ус­ловий существования, социальной защищенности, соучастия в управ­лении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

Историческая практика формирования правового социального государства в развитых западных странах (США, Германии, Анг­лии, скандинавских странах и др.) позволяет сделать некоторые вы­воды об условиях, необходимых для формирования социального го­сударства.

Во-первых, социальное государство зарождается и формируется не спонтанно, а на основе целенаправленной политики.

Во-вторых, необходимыми предпосылками становления соци­ального государства в любой стране выступают правовое, преиму­щественно конституционное, закрепление частной собственности, принципов смешанной экономики рыночного типа, социальной и политической свободы и демократии в форме правового государст­ва, наличие развитой системы гражданского, трудового, экономи­ческого и другого законодательства.

В-третьих, так как сущность правового государства выражается в обеспечении всеобщего блага и блага отдельного человека, то это обусловливает общие принципы устройства и деятельности такого государства, а именно: открытость государственной власти, ее де­мократизм и либерализм, приверженность гражданскому миру и со­циальному согласию, социальной справедливости и солидаризму, предоставление всем равных возможностей, широкая социальная защита населения.

В западной политологии выделяют три основных типа социаль­ного государства: консервативный, либеральный, социал-демокра­тический. Разграничение этих типов осуществляется на основе сле­дующих индикаторов:

1. Масштабность защиты от стихийных рыночных сил и недоста­точного (низкого) уровня доходов населения.

2. Масштабность социальных прав и социальной поддержки наиболее уязвимых и бедных социальных групп населения.

3. Удельный вес частных (негосударствнных) ассигнований (рас­ходов), направленных на страхование, пенсионное обеспечение, медицинскую страховку и иные социальные нужды населения и со­отношение этой доли с официальными выплатами из бюджета;

4. Масштабы индивидуального или коллективного финансирова­ния социальных программ и нужд, включая индивидуальные и кол­лективные вклады людей в социальном государстве.

5. Масштабы, в которых система социального обеспечения диф­ференцирована и организована по различным профессиональным группам и группам социального риска, включая социальные риски связанные с безработицей, старостью, болезнями и др.

6. Емкость фондов перераспределения социальной политики, складывающихся из налоговых поступлений и поступлений в фонды социального страхования от предпринимателей и предприятий.

7. Масштабы гарантий и обеспечения полной занятости населения.

Становление социального государства — длительный процесс, очень сложный и противоречивый. Удерживать его в определенных правовых границах, не ущемляя свободы одних и не снимая ответ­ственности за свою судьбу других, помогают уже сформировавшие­ся в западных государствах и вошедшие в реальную практику прин­ципы правового государства. Именно на их основе возможна даль­нейшая гуманизация государства и общества.

Важно подчеркнуть, что при необеспеченности социальной сто­роны жизнедеятельности людей, достойного уровня их жизни де­формируется вся структура прав и свобод человека: снижается по­литическая активность, возрастает политическая апатия и неверие в государство, индивиду становятся далеко не всегда доступными юридические гарантии прав и свобод (например, право на защиту). Вот почему как бы ни сложна была роль социального государства в современном обществе, однако без нее вообще невозможно осу­ществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и прав «первого поколения» — политических и граждан­ских. Иначе говоря, социальное государство оказывает самое непо­средственное воздействие на осуществление всего единого ком­плекса прав и свобод человека.

Из сказанного выше становится особенно понятно, какой огром­ной сложности задача стоит перед реформируемым российским об­ществом по созданию правового государства.

Высшим органом представительной и законодательной власти Российской Федерации является парламент — Федеральное Со­брание, состоящее из двух палат: нижней палаты — Государствен­ной Думы, верхней — Совета Федерации. Они осуществляют зако­нодательные функции, рассматривают и решают важнейшие госу­дарственные вопросы, формируют другие высшие государственные органы (правительство, судебные органы и т.п.) и имеют право кон­троля за деятельностью всего государственного аппарата.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной основе с четырехлетним сроком полномочий. Она избирается прямым всеобщим голосованием по смешанной системе. По Конституции Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства и решает вопрос о доверии правительству. Однако парламентские полномо­чия нижней палаты по вопросу формирования исполнительной власти и контроля за ее деятельностью фактически оказываются ог­раниченными. Это выражается в том, что при определенной поли­тической ситуации в стране Президент может распустить Государ­ственную Думу, если последняя три раза подряд отклонила канди­датуру на должность Председателя правительства. По вопросу о до­верии правительству тоже существуют свои «пределы». Так, при повторном выражении недоверия правительству в течение трех ме­сяцев Президент может принять решение либо об отставке прави­тельства, либо о роспуске нижней палаты.

Совет Федерации формируется путем делегирования по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от пред­ставительного и исполнительного органов власти (по количеству это составляет 178 делегатов). К ведению верхней палаты относят­ся вопросы, связанные с изменением границ между субъектами Фе­дерации, назначением на должность судей Конституционного Суда (19 судей), Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Гене­рального Прокурора, утверждением указов Президента о введении чрезвычайного положения, решением вопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны и другие. Для осуществле­ния контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания образуют Счетную палату.

Главой государства является Президент. Он избирается всена­родным прямым голосованием на 4 года и не более двух сроков под­ряд.

Полномочия Президента России подразделяются на полномочия в области государственного управления; в сфере законодательной деятельности; в судебной области; внешнеполитические полномо­чия; представительские; чрезвычайные.

Президент наделен правом участия в формировании правитель­ства: он назначает Председателя правительства с согласия Государ­ственной Думы, а также назначает и освобождает от должности за­местителей Председателя правительства, федеральных министров, руководителей комитетов и ведомств. Президент руководит дея­тельностью правительства, может председательствовать на его заседаниях, он принимает решения об отставке правительства с со­гласия нижней палаты.

Высшими органами судебной власти в России выступают Кон­ституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд.

Система федеральных органов исполнительной власти включает Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы: министерства, государственные комитеты, федеральные службы, межведомственные комиссии, советы и др. Правительство РФ разрабатывает и обеспечивает исполнение фе­дерального бюджета, осуществляет управление федеральной соб­ственностью, обеспечивает реализацию социально-экономических программ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и др. По Конституции РФ система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области, автономных округов устанавливаются субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного права.

Представительные органы в пределах своей компетенции об­суждают и принимают решения по вопросам развития данного тер­риториального сообщества, осуществляют контроль за работой местных органов исполнительной власти и судов соответствующей ступени.

Информация о работе Государство в политической системе общества