Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:08, доклад
Определение места и роли государства в политической системе общества - важная и логически обоснованная проблема современной общей теории государства и права.
ГЛАВА VII
ГОСУДАРСТВО
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ
Определение места и роли государства в политической системе общества - важная и логически обоснованная проблема современной общей теории государства и права.
С точки зрения современных научных представлений система есть целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Эти признаки полностью применимы к политической системе1.
Категория
«политическая система
Наоборот, Н.Н. Разумович считает политическую систему составной частью политической организации общества.
В.Е. Чиркин, Ю.А. Тихомиров и др. придерживаются мнения, что понятие политической системы тождественно понятию политической организации общества2.
Наличие столь разных, даже противоположных позиций свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки проблемы политической системы общества и связанных с ней вопросов.
Обобщая многие точки зрения, полагаем, что под политической системой общества следует понимать взятую в единстве и взаимодействии совокупность государственных органов, негосударственных организаций, общественных объединений, институтов непосредственной демократии, посредством которых осуществляется управление делами общества и государства. Это значит, что в структуру политической системы общества входит прежде всего само государство как особая организация политической власти, общественные организации, которые представлены политическими партиями и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными, творческими, религиозными, спортивными и другими объединениями, а также институты непосредственной демократии (выборы, референдумы и т.д.).
Основной
задачей создания и функционирования
компонентов политической системы общества
является достижение ими определенных
политических целей, которые закрепляются
в законодательных актах, программных
и уставных документах и направлены на
формирование и осуществление внутренней
и внешней политики на разных этапах развития
общества. И что бы ни было зафиксировано
в программных и иных документах политических
партий, общественных формирований, очевидно
главное: им нужна государственная власть
для осуществления декларированных или
же тайных целей. Другими словами, им нужно
завоевание, удержание и использование
власти. «Именно власть и отношения по
ее поводу,- пишет профессор А.Б. Вен-
128
5 Зак. 2234
129
геров,- характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему»1.
Анализ содержательной деятельности негосударственных социальных институтов, их программных положений и уставов, основных задач и функций позволяет обнаружить многообразную политическую направленность общественных объединений. К числу собственно политических организаций следует отнести все политические партии и отдельные общественные организации, которые напрямую связаны с политикой, а непосредственной задачей их создания и функционирования является достижение поставленной политической цели.
Профсоюзные, кооперативные, женские, молодежные, творческие, спортивные и другие объединения целесообразно относить к несобственно политическим организациям. Они возникают и развиваются не в политических целях, а в силу экономических и других социальных причин. Поэтому свою деятельность осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурной, спортивной и иных сферах жизни общества. В своих уставных документах они не закрепляют задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Однако это не исключает их роли и значения в политической системе общества, так как речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового.
Таким образом, политическая система общества включает в себя организацию и деятельность политической власти, политических и иных общественных формирований, отношения между обществом и государством, характеризует отражающие политические процессы, уровень политического творчества в обществе, состояние неинституциональных политических отношений.
Причем политическая система общества представляет собой всего лишь одну из частей совокупной общественной системы и в реальной жизни взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой и др. Центральное положение политической системы в этой структуре определяется ведущей ролью политики в государственно-организованном обществе.
Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, типом государства, формой правления, характером политического режима, социально-политических отношений (стабильные или нет, конфликтные либо консенсусные), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), исторической и национальной традицией уклада общественной жизни (политически активное либо пассивное население, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.д.).
На
протяжении истории государственно-
Применяя так называемый формационный подход к истории развития государства, можно выделить политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. В данном случае в основу классификации политических систем положен классовый принцип, т.е. представления о том, интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса.
Исходя
из характера взаимоотношений
Общепризнанной
в западной политологии является
классификация политических систем, разработанная
американским ученым Г. Алмондом. В качестве
основания классификации здесь выступает
тип политической культуры и характер
разделения ролей между участниками политического
процесса. В зависимости от названных
критериев Г. Алмонд выделил четыре типа
130
*
131
современных политических систем: англо-американскую, евро-пейско-континентальную, доиндустриальную или частично индустриальную, тоталитарную.
Политическая система англо-американского типа (США, Великобритания, Канада, Австралия) характеризуется высокой степенью разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей (собственности, свободы, безопасности и др.).
Политическая
система европейско-
Доиндустриальная или частично индустриальная политическая система (многие страны Азии, Африки, Латинской Америки) имеет смешанную политическую культуру. В основе местных политических субкультур лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Данному типу политической системы присущи авторитаризм, концентрация власти в руках узкого круга лиц. Политическая система тоталитарного типа (фашистская Италия, нацистская Германия, страны «мировой системы социализма») функционировала на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. При такой системе власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц, степень насилия высока1. .
Наиболее распространенной классификацией политических систем является такая, в основу которой положен политико-правовой режим. Дело в том, что политико-правовой режим не
только представляет собой способ функционирования политической системы, но и отражает характер и способы взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы1.
Для тоталитарной политической системы характерны полное подчинение личности и общества государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием с целью формирования угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины. Ядром тоталитарной системы выступает предельно централизованная партия во главе с харизматическим лидером.
Авторитарная политическая система отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполити-ческих сферах. При этом допускается весьма ограниченная многопартийность.
Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью. Ее характеризует подлинный политический плюрализм.
Существуют
и иные классификации политических
систем, но они менее известны. В
частности, по отношению к действительности
различают консервативные политические
системы, которые характеризуются относительной
стабильностью политических институтов,
и реформаторские политические системы,
в которых те или иные политические институты
формируются или развиваются. В зависимости
от направленности развития говорят о
прогрессивных или реакционных политических
системах.
2. ГОСУДАРСТВО - ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Каждый
структурный элемент
132
*
133
Информация о работе Государство в политической системе общества