Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:50, контрольная работа
Изучение понятия государства и его функций является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства это объективно закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.
Введение
Сущность и понятие Государства.
Понятие функции государства.
Признаки функции государства.
Классификация функций государства.
Критерии классификации функции государства.
Внутренние и внешние функции государства.
Основные функции Российского государства.
Заключение.
Рассматривая показатели
представленности и уровня влиятельности
18 различных структурных групп
в составе “среднестатистическо
Таблица 1. Характеристика структуры политической элиты «среднестатистического региона» РФ
Группа |
Удельный вес в структуре |
Средний ранг |
Уровень влияния по 5-балльной шкале |
Индекс влиятельности |
(1) |
(2) |
(3) |
(4) |
(5)=(2)*(4) |
Глава региона |
0.03 |
1.64 |
4.44 |
0.14 |
Администрация региона |
0.18 |
15.13 |
3.33 |
0.59 |
Глава регионального центра |
0.02 |
8.42 |
3.67 |
0.09 |
Администрация регионального центра |
0.02 |
17.14 |
3.24 |
0.06 |
Законодательное собрание региона |
0.19 |
16.05 |
3.28 |
0.63 |
Законодательное собрание регионального центра |
0.02 |
17.09 |
3.21 |
0.05 |
Крупный бизнес |
0.14 |
17.05 |
3.25 |
0.46 |
Политические партии |
0.06 |
16.32 |
3.19 |
0.20 |
Общественные объединения |
0.01 |
19.58 |
3.10 |
0.04 |
Силовые структуры |
0.03 |
15.92 |
3.29 |
0.11 |
Ректорат |
0.02 |
16.34 |
3.27 |
0.07 |
СМИ |
0.02 |
16.06 |
3.24 |
0.07 |
Главы конфессий |
0.01 |
11.07 |
3.63 |
0.02 |
Судебная власть |
0.02 |
18.51 |
3.19 |
0.08 |
Районные администрации |
0.05 |
16.22 |
3.28 |
0.18 |
Депутаты ГД |
0.07 |
16.52 |
3.24 |
0.23 |
Представители региона в СФ |
0.04 |
17.41 |
3.22 |
0.11 |
Федеральные контролирующие органы |
0.03 |
13.83 |
3.41 |
0.11 |
Другое |
0.02 |
17.54 |
3.22 |
0.07 |
Общий итог |
1.00 |
15.56 |
3.32 |
3.32 |
Рис. 1. Структура политической элиты “среднестатистического” региона РФ (позиционный подход)
Политическая элита России постсоветского периода пережила несколько этапов своего развития. В последние годы внутриэлитные отношения несколько стабилизировались. В то же время сохранилась вероятность резкой активизации элитных групп в случае изменения общественно-политической ситуации в стране.
Такая перспектива возможна при ослаблении федеральной власти. Для возрождения сильной российской государственности правящая элита будет вынуждена усилить свой контроль над основными субъектами политики.
Реформирование общественной системы в постсоветской России послужило причиной резкого усиления конфликтности и разобщенности в политической элите страны. Проводимые преобразования вызывали неоднозначную реакцию, как среди основных субъектов политики, так и у граждан страны.
Противостояние политиков проходило по линии между правящей и неправящей элитами, что служило главным источником дезинтеграционных процессов в обществе. Изменение ситуации произошло лишь после ухода в отставку Президента Российской Федерации Б.Ельцина, и это еще раз показало, как важен личностный фактор для развития отечественного политического процесса, ведь в нашей стране институты и структуры гражданского общества недостаточно развиты и во многом зависят от лидера правящей элиты.
Становление новой модели политической элиты прошло через несколько этапов. Общим для всех этих этапов было активное участие в социальных процессах региональных лидеров. Присутствие руководителей регионов в элите является для России традиционным, а значит, в радикально изменившихся условиях общественная система стремилась воспроизвести, хотя бы в основных чертах, типичную для нее модель управления.
Очень динамично менялся кадровый состав политической элиты. В условиях отсутствия единства и жесткой конкурентной борьбы, что явилось результатом целенаправленной политики Б.Ельцина и последующих руководителей страны, следующих принципу «Разделяй и властвуй», поддержку Президента получают только команды радикал-реформаторов.
Действия нынешней правящей элиты при распределении должностей в Государственной думе показывают, что Президент Российской Федерации В.Путин (ныне действующий Президент, по-моему мнению, является лишь вариантом удержаться у власти) также использует подобную политическую тактику.
Элита активно стремилась выработать новые механизмы и процедуры рекрутирования сторонников в свои ряды. Однако наличие авторитарного сознания у политиков и одновременно желание формировать демократические нормы противоречили друг другу и неизбежно приводили к проблемам и конфликтам.
Завершенной, хорошо работающей системы пополнения элиты нет до сих пор, и это говорит о том, что в целом политическая система России еще не сформирована.
Развитие политической элиты идет от разобщенной к консенсусной, т.е. склонной на основе компромиссов приходить к единому мнению. Это не означает, что элитные группы стремятся к единению (хотя есть и такие тенденции), они не готовы к этому. Впрочем, стране нужно не единство политической элиты, а ее способность решать государственные проблемы.
«...Без государства, - пишут зарубежные ученые Х.Минц и А. Степан, - никакая современная демократия невозможна... Демократия требует государственного статуса. Без современного государства не может быть прочной демократии»1. Главный вопрос при использовании государства как института состоит в том, чтобы его формы и методы были адекватными создаваемой системе. Например, при развитой демократии они должны быть максимально либеральными и невидимыми. При авторитаризме или тоталитаризме, напротив, максимально видимыми и ощущаемыми обществом. Укрепление государства и его институтов, которое мы наблюдаем в действиях современной российской политической элиты, является объективным и закономерным процессом, тогда как любое открытое столкновение элитных групп ослабляет государство и все общество.
Однако в России укрепление государства означает укрепление не всей политической элиты, а только правящей. Эта специфика - следствие авторитарной общественной системы. И если взятый курс не будет изменен, то следует ожидать еще большего укрепления находящейся у власти элиты.
У этого процесса есть положительные стороны. Усиление государства и политической элиты приведет к повышению эффективности правовой системы. И в этой связи можно оспорить еще один ложный тезис о России: будто бы усиление роли государства увеличивает могущество чиновников.
Власть государственных служащих возрастает именно в периоды ослабления государства, когда пропадает контроль над чиновниками со стороны политической элиты, и они руководствуются не законами, а собственными интересами, что неизбежно ведет к росту коррупции и криминализации власти.
Усиление государства означает неукоснительное исполнение законов, что способствует повышению их эффективности. Одной из причин провала социально-экономической политики страны в 1992 -1999 гг. был негласный саботаж чиновниками исполнения принимаемых политической элитой нормативно-правовых актов.
Госаппарат нуждается в контроле. В противном случае особого прогресса в России не будет, тем более что уже некоторые ученые, опираясь на показатели экономического развития страны за 2003 - 2005 гг., высказывают пессимистические оценки: в 2007 - 2010 гг. возможна разрушительная девальвация, которая «приведет к формированию более или менее авторитарного государства». 17
При этом автор данной версии - доктор экономических наук М.Делягин считает, что экономические проблемы России являются следствием только политических проблем.
Возникает вопрос: сколько времени есть в наличии у политической элиты для решения таких проблем, как улучшение ее качественного состава, повышение эффективности государственной власти, улучшение социально-экономической ситуации в стране и некоторых других? Это время ограничивается «кредитом доверия», т.е. периодом, пока население готово верить правящей элите, ждать решения данных проблем, не прибегая к массовым акциям протеста и голосуя на выборах за представителей этой элиты.
По замечанию профессора А.Галкина, исторический опыт показывает, что «в России кредит доверия к власти исчезает так же быстро, как и возникает».18
Ситуация последних 15-17
лет демонстрирует
Резкая смена настроений в обществе характерна не только для России. Ведь недаром же в промышленно развитых странах политическая элита стремится за отведенные ей до следующих выборов 4 - 5 лет претворить в жизнь свои обещания избирателям по улучшению социально-экономической и политической ситуации.
У современной российской политической элиты для эффективного решения существующих проблем в обществе осталось в запасе 2-3 года, пока еще достаточно высок кредит доверия населения.
Если за этот период ситуация не изменится к лучшему, страну ждут два варианта развития: либо возврат к ситуации 1990-х гг., т.е. резкое ухудшение положения населения, ослабление государства и его институтов, еще большая коррумпированность и криминализация власти, усиление борьбы между отдельными элитными группами, в том числе с применением силы, либо создание авторитарного государства.
Немецкие ученые В.Меркель и А. Круассан считают, что при строительстве демократий западного (либерального) образца за последние три десятилетия в мире образовалось немало так называемых "дефектных" демократий: либеральную демократию невозможно создать в любом, каком угодно обществе.19
Российское общество из этого ряда: в нем невозможна либеральная демократия. У отечественной политической элиты для прогрессивного (особенно ускоренного) развития страны, а тем самым упрочнения своего положения, остается один вариант действий - строить авторитарную демократию. То есть ту политическую систему, которая максимально учитывала бы национально-исторические особенности и современную ситуацию в стране.
С приходом к власти В. Путина и недавние выборы его приемника правящая элита предприняла немало шагов по преобразованию и политической системы, и политической элиты страны в авторитарно-демократическую. Под свой контроль глава государства поставил Федеральное собрание, основные политические партии, бизнес-элиту, большинство региональных лидеров, основные электронные средства массовой информации.
В настоящее время правящая элита демонстрирует желание подчинить себе и такую мощную силу, как Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР). Если последнее удастся осуществить президентско-правительственным структурам, то под их влиянием окажется большая часть "левого" электората, что, в свою очередь, резко ослабит позиции коммунистов и аграриев, оппозиционно настроенных к нынешней правящей элите.
Все это показывает цель современной правящей элиты - расширить свою социальную базу. Но такая тактика содержит в себе очень большую опасность: если проводимый социально-экономический курс провалится, не оправдает ожиданий электората, то реакция последнего будет сравнима с реакцией обманутого человека со всеми вытекающими отсюда последствиями, главным из которых станет переход в разряд ярых противников данной элиты. И чем шире окажется в настоящее время социальная база власти, тем больше, в случае неудачи, будет число ее противников.
У современной политической элиты есть два очень важных ресурса, которые и сейчас, и в будущем способствуют и будут способствовать ее эффективной деятельности: меньшая разобщенность и конфликтность и наличие определенной степени умеренного консерватизма, что существенно отличает ее от предшественников.
Наличие здорового консерватизма является необходимым атрибутом нормального эволюционного развития любого общества, оно позволяет сберечь то ценное, что создали предыдущие поколения. Если учесть, что в 1990-е гг. политическая элита (особенно правящая) разрушила немало положительных элементов, сохранившихся с советских времен, то можно предположить, что в ближайшем будущем мы будем свидетелями возрождения (восстановления) современной элитой некоторых из этих элементов, что, в свою очередь, будет положительно воспринято большинством населения.