Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования: изучение теории функций государства и выявление особенностей их содержания и осуществления в современной России.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, признаки, эволюцию и содержание функций государства;
- рассмотреть классификацию, формы и методы осуществления функций государства;
- проанализировать основные внутренние функции российского государства;
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные положение теории функций государства
1.1. Понятие, признаки, эволюция и содержание функций государства...5
1.2. Классификация, формы и методы осуществления функций
государства………………………………………………………………….11
Глава 2. Функции современного российского государства
2.1. Основные внутренние функции российского государства…………18
2.2. Основные внешние функции российского государства…………….24
Заключение………………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………………..30
Приложение
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные положение теории функций государства
1.1. Понятие, признаки, эволюция
и содержание функций государст
1.2. Классификация, формы
и методы осуществления
государства…………………………………………………
Глава 2. Функции современного российского государства
2.1. Основные внутренние
функции российского государств
2.2. Основные внешние функции
российского государства…………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение
Введение
Актуальность темы. Государство есть сложная политическая организация со своим социально-экономическим укладом, традициями и культурой, которая выступает управляющей силой по отношению к обществу. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Рассматривая вопрос о функциях государства представляется возможным взглянуть на государство с точки зрения его разносторонней деятельности, определить характер такой деятельности, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе его развития, наконец, уровень его организованности и эффективности. Содержание функций государства варьируется в зависимости от развитости самого государства и общественных отношений в нем.
Объект исследования: государство как сложный и исторически развивающийся институт.
Предмет исследования: теория функций государства.
Цель исследования: изучение теории функций государства и выявление особенностей их содержания и осуществления в современной России.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, признаки, эволюцию и содержание функций государства;
- рассмотреть классификацию, формы и методы осуществления функций государства;
- проанализировать основные внутренние функции российского государства;
- определить основные внешние функции российского государства на современном этапе развития.
Степень научной разработанности темы. Теоретическое осмысление понятия и содержания функций государства прослеживается в работах многих отечественных ученых таких, как Бабаев С.В., Бутенко А.П., Венгеров А.Б., Марченко М.Н., Мелехин А.В., Нерсесянц В.С., Перевалов В.Д., Харченко О.В. и др.
Однако многие вопросы понимания функций государства имеют различную трактовку и поэтому требуют дополнительного изучения и систематизации. Основное внимание было уделено публикациям в периодической печати за последние десять лет, так как главной задачей было изучить функции современного российского государства, их многообразие, отражающее современный уровень развития общества.
В работе применялись следующие методы исследования: конкретно-исторический и сравнительно-правовой методы исследования, теоретический анализ научных материалов по теме исследования, сравнение, классификация, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Основные положение теории функций государства
1.1. Понятие, признаки, эволюция и содержание функций
государства
Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением1.
В отечественных и зарубежных академических источниках существуют различные трактовки функций государства. Например, еще в 60-е годы XX века в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности. Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В подтверждение этого, можно сослаться на определение понятия «функция государства», в соответствии с которым им охватывается предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.
Еще раньше названного варианта трактовки функций государства в западной, а отчасти и в отечественной юридической литературе, широко допускалось их отождествление как основных направлений деятельности государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось, например, в работах Г. Кельзена при рассмотрении деятельности государства как «чисто юридического феномена», сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации. Не вдаваясь в проблемы разграничения функций как основных направлений деятельности и различных аспектов самой деятельности, автор сосредоточил свое внимание лишь на попытках проведения различий между государством-корпорацией и другими, сопредельными с ним корпорациями.
Государство, пишет в связи с этим Г. Кельзен в своей широко известной работе «Общая теория права и государства», если рассматривать его как «чисто правовой феномен, как юридическое лицо», есть не что иное, как корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общим понятием корпорация. «Вопрос, однако, заключается в том, как государство-корпорация отличается от других корпораций».
Отвечая на него, автор приходит к выводу о том, что основное различие между ним и другими корпорациями заключается в «нормативном порядке», который сам устанавливается государственной корпорацией. С юридической точки зрения «проблема государства-корпорации по своему существу есть проблема национального правового порядка»2.
Помимо названных вариантов понимания и трактовки функций государства по этому вопросу существуют и иные расхождения. В частности, понятие функции иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь по «управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов». При таком подходе в первом случае невольно упускается из поля зрения возможность и реальность воздействия государства на общественные отношения не только в связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения. Во втором случае, как справедливо подмечалось в учебной и научной литературе, предпринимается ничем не оправданная попытка смешения функций государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система государственных органов, как аппарат государства3.
Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемого понятия. В настоящее время, весьма популярно следующее определение.
Функции государства ─ это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами4. В различных источниках, данное определение может встречаться в несколько другом виде, но от этого суть его не меняется. С его помощью, можно выделить следующие, наиболее существенные признаки функций государства.
Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе или на всем протяжении своей деятельности обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в экономике, политике, охране правопорядка и др.
В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве ─ его сущность. Поэтому, через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
Функции государства ─ понятие управленческое. Оно конкретизирует цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества. Функции реализуются в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами.
Некоторые ученые-правоведы, выделяют ряд других признаков. Например, профессор М.Н. Марченко, перечисляя признаки функций государства, пишет: «Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей»5. На наш взгляд, данная формулировка очень сходна с другой: «функция государства не любое, а именно главное направление его деятельности». Поэтому, вышеперечисленных признаков вполне достаточно для определения понятия «функция государства».
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект ─ определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
Так, например, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.
В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие ─ углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи ─ возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственной определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.
Цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции государства в решающей степени зависят от его социально-классовой сущности и содержания, его социально-классовой предопределенности и направленности, а также в значительной мере ─ от его идеологической обусловленности, его социально-классовым назначением.
Идеологические и политические установки особенно ярко прослеживались в целях, задачах и внешних функциях Советского государства. Среди них выделялись, например, такие функции, как функции взаимопомощи и тесного сотрудничества с государствами мировой системы социализма; борьбы за мир и мирное сосуществование со странами капитализма; функция поддержки национально-освободительных движений и сотрудничества с развивающимися странами и др. Политические и идеологические постулаты, составляющие основу данных функций, содержались не только в официальных партийных документах, но и закреплялись законодательно6.
Так, в Конституции СССР 1977 года констатировалось, что Советское государство «неуклонно» проводит политику мира, выступает за «упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество» (ст. 28, п. 1). На основе данных постулатов провозглашались принципы внешней политики государства и формировались его соответствующие функции. Среди принципов, оказавших решающее воздействие на процесс формирования и реализации внешних функций государства, конституционно закреплялись и провозглашались следующие: принцип суверенного равенства государств, взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; ненарушимости границ; территориальной целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права и др. (ст. 29)7.
В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. В настоящее время под влиянием происходящих внутри страны процессов, внешнеполитическая линия России постепенно выравнивается. Вместе с ней видоизменяется и содержание внешних функций современной России.
Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности российского государства, а, следовательно, и его функций должно состоять в непременном приоритете для нас российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества. На основе данных принципов и положений могут устанавливаться и осуществляться такие внешние функции государства, как функция интеграции России в мировую экономику; функция обороны; поддержания мирового порядка; функция внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций; функция совместного разрешения с другими государствами глобальных энергетических, экологических, демографических и иных проблем современности. Важно, чтобы в реальной действительности они осуществлялись на взаимовыгодной для всех государств-субъектов международно-правовых отношений основе8.