Теория функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение теории функций государства и выявление особенностей их содержания и осуществления в современной России.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, признаки, эволюцию и содержание функций государства;
- рассмотреть классификацию, формы и методы осуществления функций государства;
- проанализировать основные внутренние функции российского государства;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные положение теории функций государства
1.1. Понятие, признаки, эволюция и содержание функций государства...5
1.2. Классификация, формы и методы осуществления функций
государства………………………………………………………………….11
Глава 2. Функции современного российского государства
2.1. Основные внутренние функции российского государства…………18
2.2. Основные внешние функции российского государства…………….24
Заключение………………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………………..30
Приложение

Файлы: 1 файл

Теория функций государства Курс. раб..doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Для ее проведения государство создает соответствующую правовую базу, поощряя те области экономики и отечественного производителя (государственный кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов и т.д.), которые играют особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения16.

В отношении некоторых особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т.д., государство, как правило, осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.

Государственная программа по развитию экономики предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.

Таким образом, можно сказать, что вмешательство государства в экономику сводится, как правило, к следующим направлениям:

- выработке экономической  политики;

- управлению предприятиями  и организациями, составляющими  государственную собственность;

- установлению правовых  основ рынка и ценовой политики;

- регулированию внешнеэкономических  отношений государства17.

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни. В современных условиях экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы.

Социальная функция ─ это охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д. Главное назначение этой функции ─ обеспечить общественное благополучие, создать равные для всех граждан возможности в его достижении18.

Под нормальными условиями жизни людей подразумевается: возможность трудоустройства; безопасный для здоровья труд и адекватная его оплата; социальное страхование и помощь; пенсионное обеспечение; возможность получения образования; медицинской помощи; пригодная для жизни экологическая среда; благоприятные условия производственной и коммерческой деятельности; посильное и разумное налоговое бремя и, что особенно важно для всех категорий граждан, ─ правовая защищенность. В российских условиях защита государством своих граждан от чиновничьего и криминального произвола имеет особую актуальность, так как последний может привести, в конечном счете, к свертыванию экономических реформ и общественной нестабильности.

Рассматриваемая функция государства, прежде всего, направлена на социально-политическую гармонизацию общественных отношений. Это предполагает также демократизм общественной жизни, свободу деятельности в рамках закона политических, общественных и религиозных организаций.

Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка,─ это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами. Она включает в себя также обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Для выполнения этой функции применяются различные методы, такие как правотворчество и правоприменение (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности). Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел19.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. В центре правоохранительной деятельности государства ─ гражданин, его безопасность, социальные и имущественные права.

В современном государстве правоохранительной деятельности уделяется особое внимание, потому что ее эффективность ─ один из главных критериев оценки компетентности и состоятельности правительства и правящей политической элиты.

Идеологическая функция государства. Идеологические основы государственного управления закрепляются в системе законодательства государства. Так, Конституция в современном демократическом государстве является неким сводом основных идеологических принципов данного государства, легальной и легитимной формой выражения государственной идеологии. При этом не подлежит сомнению факт принятия этих положений большинством общества через процедуру референдума принятия самой Конституции. Принимая Конституцию, общество, большинство его членов принимает изложенные в ней основные идеологические принципы.

Факт принятия Конституции на референдуме обеспечивает легальность и легитимность предложенной идеологии, которая через эту процедуру становится общепризнанной и государственной. При этом обеспечивает легальность и легитимность государственной власти, усиливая её и повышая эффективность общественных и государственных преобразований.

Таким образом, современное демократическое государство, несмотря на политический плюрализм и допущение существования в обществе множества идеологий обладает государственной идеологией. При этом предусматривается защита этих принципов со стороны государства.

Государственная идеология играет значительную роль как в государственной власти, государственном управлении, так и в жизни общества. Она определяет и демонстрирует вектор движения общества и государства, принципы государства и государственного управления, государственной политики, принципы взаимодействия государства и общества с другими государствами.

Будучи закреплённой в системе законодательства, обеспеченной и защищённой силой со стороны государственной власти, государственная идеология подчиняет себе общество и государственное управление. Идеология, став государственной, превращается в автономную силу, мобилизующую на свою защиту все находящиеся в распоряжении государственной власти средства. Политические, экономические и социальные программы обществе принимаются и реализуются исходя из её постулатов, а её принципы и вытекающие из них способы и методы государственного управления, организации жизнедеятельности общества становятся обязательными для общества и государства. Во многом это приводит к тому, что государственная идеология начинает исполнять в государстве и обществе объединяющую и мобилизующую роль20.

Экологическая функция (ранее она называлась природоохранной функцией) в последнее время приобретает все большую актуальность в деятельности государства и выдвигается в одну из основных. Она обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Интенсивное использование природных ресурсов, применение современных технологий нарушают баланс в естественной среде и, таким образом, изменяют условия жизни на Земле.

Во многих государствах разработано обширное экологическое (природоохранное) законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды. К его нарушителям применяются жесткие правовые меры, начиная от предупреждений или весьма значительных штрафов и вплоть до закрытия предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов. В статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»21.

Многие нормы, регулирующие природоохранную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах. В основе осуществления этой функции лежат следующие принципы:

- природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет;

- использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства;

- неукоснительное соблюдение экологического законодательства и строгая ответственность за его нарушение.

16 февраля 2005 г. вступил в  силу Киотский протокол. Подписавшие  его государства (Россия в их  числе) взяли на себя обязательство  ужесточить экологическое законодательство («экологизация законодательства»). Пока влияние заключенного соглашения на российскую экономику еще носит ограниченный характер. В целом нормы экологического законодательства Российской Федерации содержат бланкетные (отсылочные) нормы, которые пока не находят логического отражения в системе законодательства22.

В целях дальнейшей систематизации экологического законодательства принято решение о разработке экологического кодекса Российской Федерации. В отличие от иных кодексов, носящих ведомственный характер (Водный, Лесной, Земельный), экологический кодекс по своей сути должен представлять собой очень многоуровневый и комплексный закон. Под его регулирующее воздействие должны подпадать: ресурсы компоненты окружающей среды; гражданские правоотношения; вопросы взаимодействия государства и бизнеса; международные обязательства.

Таким образом, к основным внутренним функциям современного российского государства можно отнести следующие: экономическую функцию, социальную функцию, функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, идеологическую функцию, экологическую функцию.

 

 

 

 

2.2. Основные внешние  функции российского государства

 

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие ─ получили дальнейшее адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи ─ возникли вновь (функция интеграции в мировую экономику).

Последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ ─ таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период. Сообразно этому оно осуществляет следующие основные внешние функции: оборону страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка, интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими странами во всех сферах общественной жизни.

Функция государства по обороне страны от внешнего нападения ─ составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государства существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности. Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы23.

Поскольку оборона страны подразумевает пассивную связь с другими государствами, эту функцию можно рассматривать как в категории внутренних, так и в категории внешних. Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Они представляют собой основные направления его деятельности на международной арене.

Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее геополитических изменений, в первую очередь, связанных с возможностью расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ. Соответственно одно из важнейших направлений внешнеполитической деятельности Российского государства ─ обеспечение его военной безопасности.

Согласно этой функции Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

Оборона страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил России, других войск и воинских формирований, привлекаемых к обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией РФ и ее законами по военным вопросам, например, Федеральный закон «Об обороне». Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны России, полномочия органов федеральной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обороны, а также другие касающиеся обороны нормы.

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка. Приоритеты в деятельности Российского государства по обеспечению мира ─ это недопущение новой глобальной войны, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, повышение контроля над международной торговлей оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области.

Информация о работе Теория функций государства