Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования: изучение теории функций государства и выявление особенностей их содержания и осуществления в современной России.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, признаки, эволюцию и содержание функций государства;
- рассмотреть классификацию, формы и методы осуществления функций государства;
- проанализировать основные внутренние функции российского государства;
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные положение теории функций государства
1.1. Понятие, признаки, эволюция и содержание функций государства...5
1.2. Классификация, формы и методы осуществления функций
государства………………………………………………………………….11
Глава 2. Функции современного российского государства
2.1. Основные внутренние функции российского государства…………18
2.2. Основные внешние функции российского государства…………….24
Заключение………………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………………..30
Приложение
Для ее проведения государство создает соответствующую правовую базу, поощряя те области экономики и отечественного производителя (государственный кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов и т.д.), которые играют особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения16.
В отношении некоторых особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т.д., государство, как правило, осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.
Государственная программа по развитию экономики предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.
Таким образом, можно сказать, что вмешательство государства в экономику сводится, как правило, к следующим направлениям:
- выработке экономической политики;
- управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;
- установлению правовых
основ рынка и ценовой
- регулированию
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни. В современных условиях экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы.
Социальная функция ─ это охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д. Главное назначение этой функции ─ обеспечить общественное благополучие, создать равные для всех граждан возможности в его достижении18.
Под нормальными условиями жизни людей подразумевается: возможность трудоустройства; безопасный для здоровья труд и адекватная его оплата; социальное страхование и помощь; пенсионное обеспечение; возможность получения образования; медицинской помощи; пригодная для жизни экологическая среда; благоприятные условия производственной и коммерческой деятельности; посильное и разумное налоговое бремя и, что особенно важно для всех категорий граждан, ─ правовая защищенность. В российских условиях защита государством своих граждан от чиновничьего и криминального произвола имеет особую актуальность, так как последний может привести, в конечном счете, к свертыванию экономических реформ и общественной нестабильности.
Рассматриваемая функция государства, прежде всего, направлена на социально-политическую гармонизацию общественных отношений. Это предполагает также демократизм общественной жизни, свободу деятельности в рамках закона политических, общественных и религиозных организаций.
Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка,─ это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами. Она включает в себя также обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Для выполнения этой функции применяются различные методы, такие как правотворчество и правоприменение (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности). Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел19.
Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. В центре правоохранительной деятельности государства ─ гражданин, его безопасность, социальные и имущественные права.
В современном государстве правоохранительной деятельности уделяется особое внимание, потому что ее эффективность ─ один из главных критериев оценки компетентности и состоятельности правительства и правящей политической элиты.
Идеологическая функция государства. Идеологические основы государственного управления закрепляются в системе законодательства государства. Так, Конституция в современном демократическом государстве является неким сводом основных идеологических принципов данного государства, легальной и легитимной формой выражения государственной идеологии. При этом не подлежит сомнению факт принятия этих положений большинством общества через процедуру референдума принятия самой Конституции. Принимая Конституцию, общество, большинство его членов принимает изложенные в ней основные идеологические принципы.
Факт принятия Конституции на референдуме обеспечивает легальность и легитимность предложенной идеологии, которая через эту процедуру становится общепризнанной и государственной. При этом обеспечивает легальность и легитимность государственной власти, усиливая её и повышая эффективность общественных и государственных преобразований.
Таким образом, современное демократическое государство, несмотря на политический плюрализм и допущение существования в обществе множества идеологий обладает государственной идеологией. При этом предусматривается защита этих принципов со стороны государства.
Государственная идеология играет значительную роль как в государственной власти, государственном управлении, так и в жизни общества. Она определяет и демонстрирует вектор движения общества и государства, принципы государства и государственного управления, государственной политики, принципы взаимодействия государства и общества с другими государствами.
Будучи закреплённой в системе законодательства, обеспеченной и защищённой силой со стороны государственной власти, государственная идеология подчиняет себе общество и государственное управление. Идеология, став государственной, превращается в автономную силу, мобилизующую на свою защиту все находящиеся в распоряжении государственной власти средства. Политические, экономические и социальные программы обществе принимаются и реализуются исходя из её постулатов, а её принципы и вытекающие из них способы и методы государственного управления, организации жизнедеятельности общества становятся обязательными для общества и государства. Во многом это приводит к тому, что государственная идеология начинает исполнять в государстве и обществе объединяющую и мобилизующую роль20.
Экологическая функция (ранее она называлась природоохранной функцией) в последнее время приобретает все большую актуальность в деятельности государства и выдвигается в одну из основных. Она обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Интенсивное использование природных ресурсов, применение современных технологий нарушают баланс в естественной среде и, таким образом, изменяют условия жизни на Земле.
Во многих государствах разработано обширное экологическое (природоохранное) законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды. К его нарушителям применяются жесткие правовые меры, начиная от предупреждений или весьма значительных штрафов и вплоть до закрытия предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов. В статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»21.
Многие нормы, регулирующие природоохранную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах. В основе осуществления этой функции лежат следующие принципы:
- природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет;
- использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства;
- неукоснительное соблюдение экологического законодательства и строгая ответственность за его нарушение.
16 февраля 2005 г. вступил в силу Киотский протокол. Подписавшие его государства (Россия в их числе) взяли на себя обязательство ужесточить экологическое законодательство («экологизация законодательства»). Пока влияние заключенного соглашения на российскую экономику еще носит ограниченный характер. В целом нормы экологического законодательства Российской Федерации содержат бланкетные (отсылочные) нормы, которые пока не находят логического отражения в системе законодательства22.
В целях дальнейшей систематизации экологического законодательства принято решение о разработке экологического кодекса Российской Федерации. В отличие от иных кодексов, носящих ведомственный характер (Водный, Лесной, Земельный), экологический кодекс по своей сути должен представлять собой очень многоуровневый и комплексный закон. Под его регулирующее воздействие должны подпадать: ресурсы компоненты окружающей среды; гражданские правоотношения; вопросы взаимодействия государства и бизнеса; международные обязательства.
Таким образом, к основным внутренним функциям современного российского государства можно отнести следующие: экономическую функцию, социальную функцию, функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, идеологическую функцию, экологическую функцию.
2.2. Основные внешние
функции российского
В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие ─ получили дальнейшее адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи ─ возникли вновь (функция интеграции в мировую экономику).
Последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ ─ таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период. Сообразно этому оно осуществляет следующие основные внешние функции: оборону страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка, интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими странами во всех сферах общественной жизни.
Функция государства по обороне страны от внешнего нападения ─ составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государства существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности. Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы23.
Поскольку оборона страны подразумевает пассивную связь с другими государствами, эту функцию можно рассматривать как в категории внутренних, так и в категории внешних. Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Они представляют собой основные направления его деятельности на международной арене.
Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее геополитических изменений, в первую очередь, связанных с возможностью расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ. Соответственно одно из важнейших направлений внешнеполитической деятельности Российского государства ─ обеспечение его военной безопасности.
Согласно этой функции Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.
Оборона страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил России, других войск и воинских формирований, привлекаемых к обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией РФ и ее законами по военным вопросам, например, Федеральный закон «Об обороне». Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны России, полномочия органов федеральной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обороны, а также другие касающиеся обороны нормы.
Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка. Приоритеты в деятельности Российского государства по обеспечению мира ─ это недопущение новой глобальной войны, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, повышение контроля над международной торговлей оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области.