Теория функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение теории функций государства и выявление особенностей их содержания и осуществления в современной России.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, признаки, эволюцию и содержание функций государства;
- рассмотреть классификацию, формы и методы осуществления функций государства;
- проанализировать основные внутренние функции российского государства;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные положение теории функций государства
1.1. Понятие, признаки, эволюция и содержание функций государства...5
1.2. Классификация, формы и методы осуществления функций
государства………………………………………………………………….11
Глава 2. Функции современного российского государства
2.1. Основные внутренние функции российского государства…………18
2.2. Основные внешние функции российского государства…………….24
Заключение………………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………………..30
Приложение

Файлы: 1 файл

Теория функций государства Курс. раб..doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Один из приоритетов многосторонней российской дипломатии ─ укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира.

Россия все более уверенно занимает принадлежащее ей по праву место в мировой политике. Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ. Правовому обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность24.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами. В самостоятельную основную функцию данное направление деятельности Российского государства сложилось лишь в последний период его развития. Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В настоящее время ведется работа по налаживанию на основе принципа партнерства полнокровного взаимодействия с США, с государствами Западной Европы, с большинством которых подписаны двусторонние документы, со многими государствами азиатско-тихоокеанского и других регионов. Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи.

Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельности, посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым.

Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие нормативно-правовые акты, как законы Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям», «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» и др.

Важной стороной данной функции является также сотрудничество России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это ─ проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф.

Таким образом, к основным внешним функциям современного российского государства можно отнести: функцию обороны страны, интеграции в мировую экономику; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности.

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение исследования можно сделать следующие выводы.

Функции государства ─ это основные направления его деятельности по достижению поставленных обществом задач и достижению общественно-полезных целей на определенном историческом этапе его развития. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Характеризуя функции государства, следует учитывать следующие моменты: функции нужно отличать от целей и задач, стоящих перед государствам; функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи; в реальной деятельности государство может отклоняться от своих  функций; функции государства объективно заданы целями и задачами государства; если цели и задачи государства определяют его функции, то функции государства, в свою очередь, требуют соответствующего построения государства, соответствующего способа его организации (то есть того, что традиционно характеризуется через понятие формы государства).

Функции государства подвержены эволюции, в связи со сменой целей и задач у государства могут: исчезать одни функции и появляться другие или меняться содержание одной и той же функции.

Функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами; функции государства как целого следует отличать от  функций его органов (функций элементов  государства).

Несмотря на большое разнообразие критериев для классификации функций государства, наиболее используемым является деление на внутренние и внешние функции. Вероятно, это имеет смысл, так как, при этом можно понять, как государство достигает поставленных задач, путем взаимодействия с другими странами, и каким образом достигает своих целей деятельностью в пределах своих границ.

При выполнении своих функций, государство использует особые свойственные ему методы и делает это в присущих ему формах. В настоящее время, принято деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные (неправовые). Такая классификация помогает понять, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право.

К основным внутренним функциям современного российского государства можно отнести следующие: экономическую функцию, социальную функцию, функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, идеологическую функцию, экологическую функцию. К основным внешним функциям современного российского государства можно отнести: функцию обороны страны, интеграции в мировую экономику; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности.

В течение последнего времени существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие ─ получили дальнейшее адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи ─ возникли вновь (функция интеграции в мировую экономику).

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445,
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998,
  3. Бабаев, С.В. Теория функций современного российского государства. - Н. Новгород, 2005. – 82 с.
  4. Бутенко, А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. - 2005. - № 7. – С.11-15.
  5. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – 608 с.
  6. Гнатенко, А.И., Опалева, А.А. Теоретико-правовые аспекты политической функции государства // Современное право. – 2010. - № 2. – С.8-12.
  7. Ионов, М.Н. Роль государства в экономике // Экономист. - 2002. - № 8. – С.15-19.
  8. Мамут, Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Журнал российского права. - 2005. - № 3. – С.35-38.
  9. Марченко, М.Н. Теория государства и права. – М.: Изд-во «Зерцало», 2006. – 800 с.
  10. Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.
  11. Меркурьев, А.В. Взаимодействие государства, общества и идеологии // Социально-гуманитарные знания. – 2010. - № 1. – С.68-69.
  12. Комкова, Г.Н. Реализация социальной функции Российского государства в период кризиса // Правовая политика и правовая жизнь. – 2009. - № 4. – С.33-37.
  13. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. С.Н. Лазарева.-  М.: Юрист, 2006. – 459 с.
  14. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М: Норма, 2007. – 813 с.
  15. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 496 с.
  16. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Логос, 2004. - 776 с.
  17. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - Гл. 7-8.
  18. Тонков, Е.Е. Трансформация юридических форм осуществления государственных функций в условиях кризисной ситуации // История государства и права. – 2009. - № 11. – С. 18-22.
  19. Тихомиров, Ю.А. Государство: развитие теории и общественная практика // Правоведение. - 1999. - № 3. – С.26-29.
  20. Харченко, О.В. Функции государства и организационно-правовые формы их реализации: учебное пособие. – СПб.: Питер Ком, 2008. – 326 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Эволюция функций Российского государства

 

сфера

общественной жизни

 

советское государство

 

российское государство

экономическая

- хозяйственно-организаторская, связанная с монопольным руководством экономики;

- регулирование меры труда  и меры потребления, реализующая принцип «от каждого по способностям, каждому по труду».

- обеспечение нормального  функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности;

- развитие рыночной экономики на основе саморегулирования.

политическая

- обеспечение завоеваний  революции, осуществление перехода от капитализма к социализму;

- решение национального  вопроса, в связи с созданием  нового многонационального  государства;

- ликвидация национального  гнета и неравноправия наций.

- обеспечение народовластия;

- социально-политическая

гармонизация общественных

отношений;

- свобода деятельности  в рамках закона политических, религиозных и общественных организаций

социальная

- охрана правопорядка, прав  и свобод граждан, социалистической собственности, причем значение охраны государственных интересов превалировало над значением охраны частных интересов граждан;

- оказание социальных  услуг членам общества

- охрана прав и свобод  граждан, обеспечения законности и правопорядка;

- осуществление мер по  удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты.

финансовая

- обеспечение функционирования  плановой экономики со стороны  государства;

- функция налогообложения и взимания налогов;

- финансовый контроль государства.

- установление правовых  основ рынка и ценовой политики;

- функция налогообложения взимания налогов;

- финансовый контроль  государства.

культурная

 

 

 

- проведение культурной  революции для ликвидации неграмотности;

- культурно-воспитательная, состоящая в решении задач идеологического характера, развитием образования, спорта и т.п.;

- разносторонняя государственная  поддержка развития культуры;

- создание условий для  участия граждан в культурной жизни общества.

сфера

межгосударственных

отношений

- оборона страны;

- взаимопомощь и братское  сотрудничество государств мировой системы социализма;

- борьба за мир и  мирное сосуществование с капиталистическими странами;

- поддержка национально-освободительных движений и сотрудничество с развивающимися странами.

- оборона страны;

- интеграция в мировую  экономику;

- внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций;

- поддержка мирового правопорядка;

- сотрудничество с другими  государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)


 

 

 

 

 

Виды функций государства

 


 






 












 


 

 

 

 

 

 

Анализ содержания налоговой функции Российского государства

 

В соответствие со статьей 57 Конституции РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции), существует специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

Изучение функции налогообложения позволяет сделать вывод о ее самостоятельном характере, особом месте в системе функций российского государства. Создание в системе органов государства государственных налоговых органов исполнительной власти, обеспечивающих выработку и проведение единой государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов, координирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, является еще одним доказательством самостоятельности функции налогообложения.

Область налогообложения ─ ключевое звено в обеспечении четкой работы государственного механизма в процессе выполнения государством задач и функций, возложенных на него обществом. Государство, устанавливая налоги, стремится обеспечить себе материальную базу для осуществления своих задач, поэтому фискальная функция является основным проявлением функции налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

На отраслевом уровне (прежде всего в административном, финансовом, налоговом праве) основное внимание уделяется функционированию налоговых органов, реализации ими отдельных полномочий при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Информация о работе Теория функций государства