Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования: изучение теории функций государства и выявление особенностей их содержания и осуществления в современной России.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, признаки, эволюцию и содержание функций государства;
- рассмотреть классификацию, формы и методы осуществления функций государства;
- проанализировать основные внутренние функции российского государства;
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные положение теории функций государства
1.1. Понятие, признаки, эволюция и содержание функций государства...5
1.2. Классификация, формы и методы осуществления функций
государства………………………………………………………………….11
Глава 2. Функции современного российского государства
2.1. Основные внутренние функции российского государства…………18
2.2. Основные внешние функции российского государства…………….24
Заключение………………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………………..30
Приложение
Один из приоритетов многосторонней российской дипломатии ─ укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира.
Россия все более уверенно занимает принадлежащее ей по праву место в мировой политике. Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ. Правовому обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность24.
Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами. В самостоятельную основную функцию данное направление деятельности Российского государства сложилось лишь в последний период его развития. Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В настоящее время ведется работа по налаживанию на основе принципа партнерства полнокровного взаимодействия с США, с государствами Западной Европы, с большинством которых подписаны двусторонние документы, со многими государствами азиатско-тихоокеанского и других регионов. Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи.
Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельности, посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым.
Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие нормативно-правовые акты, как законы Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям», «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» и др.
Важной стороной данной функции является также сотрудничество России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это ─ проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф.
Таким образом, к основным внешним функциям современного российского государства можно отнести: функцию обороны страны, интеграции в мировую экономику; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности.
Заключение
В заключение исследования можно сделать следующие выводы.
Функции государства ─ это основные направления его деятельности по достижению поставленных обществом задач и достижению общественно-полезных целей на определенном историческом этапе его развития. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
Характеризуя функции государства, следует учитывать следующие моменты: функции нужно отличать от целей и задач, стоящих перед государствам; функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи; в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций; функции государства объективно заданы целями и задачами государства; если цели и задачи государства определяют его функции, то функции государства, в свою очередь, требуют соответствующего построения государства, соответствующего способа его организации (то есть того, что традиционно характеризуется через понятие формы государства).
Функции государства подвержены эволюции, в связи со сменой целей и задач у государства могут: исчезать одни функции и появляться другие или меняться содержание одной и той же функции.
Функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами; функции государства как целого следует отличать от функций его органов (функций элементов государства).
Несмотря на большое разнообразие критериев для классификации функций государства, наиболее используемым является деление на внутренние и внешние функции. Вероятно, это имеет смысл, так как, при этом можно понять, как государство достигает поставленных задач, путем взаимодействия с другими странами, и каким образом достигает своих целей деятельностью в пределах своих границ.
При выполнении своих функций, государство использует особые свойственные ему методы и делает это в присущих ему формах. В настоящее время, принято деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные (неправовые). Такая классификация помогает понять, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право.
К основным внутренним функциям современного российского государства можно отнести следующие: экономическую функцию, социальную функцию, функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, идеологическую функцию, экологическую функцию. К основным внешним функциям современного российского государства можно отнести: функцию обороны страны, интеграции в мировую экономику; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности.
В течение последнего времени существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие ─ получили дальнейшее адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи ─ возникли вновь (функция интеграции в мировую экономику).
Список литературы
Приложение
Эволюция функций Российского государства
сфера общественной жизни |
советское государство |
российское государство |
экономическая |
- хозяйственно-организаторская, связанная с монопольным руководством экономики; - регулирование меры труда и меры потребления, реализующая принцип «от каждого по способностям, каждому по труду». |
- обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности; - развитие рыночной экономики на основе саморегулирования. |
политическая |
- обеспечение завоеваний революции, осуществление перехода от капитализма к социализму; - решение национального вопроса, в связи с созданием нового многонационального государства; - ликвидация национального гнета и неравноправия наций. |
- обеспечение народовластия; - социально-политическая гармонизация общественных отношений; - свобода деятельности в рамках закона политических, религиозных и общественных организаций |
социальная |
- охрана правопорядка, прав и свобод граждан, социалистической собственности, причем значение охраны государственных интересов превалировало над значением охраны частных интересов граждан; - оказание социальных услуг членам общества |
- охрана прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка; - осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты. |
финансовая |
- обеспечение функционирования плановой экономики со стороны государства; - функция налогообложения и взимания налогов; - финансовый контроль государства. |
- установление правовых основ рынка и ценовой политики; - функция налогообложения взимания налогов; - финансовый контроль государства. |
культурная
|
- проведение культурной революции для ликвидации неграмотности; - культурно-воспитательная, состоящая в решении задач идеологического характера, развитием образования, спорта и т.п.; |
- разносторонняя - создание условий для участия граждан в культурной жизни общества. |
сфера межгосударственных отношений |
- оборона страны; - взаимопомощь и братское сотрудничество государств мировой системы социализма; - борьба за мир и мирное сосуществование с капиталистическими странами; - поддержка национально- |
- оборона страны; - интеграция в мировую экономику; - внешнеэкономическое партнерств - поддержка мирового правопорядк - сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.) |
Виды функций государства
Анализ содержания налоговой функции Российского государства
В соответствие со статьей 57 Конституции РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции), существует специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).
Изучение функции налогообложения позволяет сделать вывод о ее самостоятельном характере, особом месте в системе функций российского государства. Создание в системе органов государства государственных налоговых органов исполнительной власти, обеспечивающих выработку и проведение единой государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов, координирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, является еще одним доказательством самостоятельности функции налогообложения.
Область налогообложения ─ ключевое звено в обеспечении четкой работы государственного механизма в процессе выполнения государством задач и функций, возложенных на него обществом. Государство, устанавливая налоги, стремится обеспечить себе материальную базу для осуществления своих задач, поэтому фискальная функция является основным проявлением функции налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.
На отраслевом уровне (прежде всего в административном, финансовом, налоговом праве) основное внимание уделяется функционированию налоговых органов, реализации ими отдельных полномочий при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.