Функции политики.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

Введение.
Общество, являясь совокупностью жизненных сфер (экономической, социальной, политической и духовной), не может функционировать как социальная целостность без их органического взаимодействия. Каждой из этих сфер присущи характерные признаки, без которых она утрачивает свою качественную определенность. Особенностью этих сфер является наличие специфической проникающей способности, порождающей проблему границ между ними,

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...2
1. Причины возникновения, понятие и сущность политики. ……………………….4

2. Политические отношения и политические интересы……………………………10
3. Функции политики…………………………………………………...…………….13
Заключение……………………………………………………………...…………….16
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Функции политики.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

6. Важнейшим компонентом политики являются субъекты политики, между которыми возникают, прежде всего, политические отношения, т. е. отношения по поводу власти. Субъектами политических отношений могут быть отдельные индивиды, представляющие определенные политические силы, социальные и политические группы, организации и движения, большие и малые политические общности, общественные и политические институты, государство.

Большие социальные общности, защищая свои интересы, также могут  выступать в роли субъектов политики. Однако разнородность интересов и сложность координации их деятельности нередко приводят к тому, что они становятся объектом манипулирования в чужой политической «игре». История знает немало примеров, когда в интересах отдельных политических лидеров или групп развязывались кровопролитные войны между странами и народами, а попытки воплощения в жизнь бредовых идей тех или иных «вождей народа» уносили жизни многих миллионов людей.

Существуют такие понятия, как «публичная политика» и «теневая политика». Публичная политика предполагает высокую степень открытости (публичность) и объективности разработки и принятия политических решений. Теневая политика, как правило, защищает корпоративные интересы правящего класса, поэтому она старается не афишировать принимаемые политические решения.

 

 

2. Политические отношения и политические интересы.

 

Политические  отношения возникают в результате взаимодействия субъектов и участников политического процесса по поводу завоевания, установки и применения политической власти. Субъектами политических отношений являются отдельные индивиды, социальные и политические группы, организации и движения, большие и малые политические общности, общественные и политические институты, государство.

Совокупным объектом политических отношений является политическая власть, которая находит свое проявление во всех сферах политической жизни. В то же время она служит средством упорядочения, организации, изменения, нормирования политических отношений.

Анализ природы и  сущности политических отношений позволяет фиксировать неоднозначность их интерпретации, сделать акцент на их двойственной природе. С одной стороны, в основе политических отношений лежит борьба за власть между политическими субъектами, с другой стороны, политические отношения позволяют интегрировать общество, обеспечивать его развитие.

Поскольку политические отношения представляют собой разновидность  общественных отношений, исследование их роли и места в данной системе  позволило сделать вывод, что  тенденции экономического и духовного развития находят свое проявление в политических отношениях. Политические отношения отличаются доминирующим характером общественных интересов, который проявляется в установлении связи бытия социальных субъектов с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности, с чем связана их активная преобразовательная и интегрирующая роль.

Анализируя структуру политических отношений, можно выделяет такие элементы, как субъекты и объекты, предметное поле, политические потребности, политические интересы, политическая деятельность, политические цели.

Политические отношения формируются и развиваются в результате того, что определенные интересы социальных групп могут быть удовлетворены посредством политической деятельности. Политическая деятельность рассматривается как способ существования политических отношений. Она представлена деятельностью государства, его учреждений и организаций, политических партий, общественных организаций, частично выполняющих политические функции, социальных групп и отдельных личностей.

Характер политических отношений во многом определяется тем, насколько согласуются политические интересы субъектов политических отношений  с тенденциями общественного  развития. Политические институты как  субъекты политических отношений, обеспечивают возможность и отдельным гражданам, и социальным группам упорядоченно удовлетворять свои интересы в сфере политики.

Большое влияние на формирование и развитие политических отношений  оказывает существующая в обществе (государстве) нормативно-правовая база, например конституция. Как правило, в ней предусматриваются способы взаимодействия и пределы полномочий основных субъектов политики, варианты разрешения возможных конфликтных ситуаций.

Политические интересы — это выражение потребностей общества, социальной группы, политической организации, движения в социальной и политической сфере. Интересы служат источником, мотивом, побуждающим к определенным действиям, например участию в выборах, организации и проведению митинга, работе политических институтов и т. д.

Политические отношения  возникают не сами по себе, а по поводу того или иного интереса. Например, основными объектами международных отношений являются национальные, региональные и глобальные интересы. В свою очередь, национальный интерес понимается как конфликтное двуединство государственного и общественного интересов, так как внутренняя политика общества-государства является результатом взаимодействия внутренних интересов различных политических сил.

При всем многообразии социальных и политических предпочтений именно понятием «интерес» можно в обобщенном виде выразить все многообразие потребностей, целей, ценностей и позиций субъектов политики в обществе.

Интересы могут быть личными, групповыми и общественными. Однако для того чтобы отстаивать свои интересы, люди должны объединяться в «группы интересов»: политические партии, общественные движения и др. Одиночный лидер в политике не имеет шансов на успех, если его не поддержат определенные социальные и политические силы, интересы которых он выражает.

Политические интересы объединяют людей, имеющих общие ценностные ориентации, потребности, взгляды, цели и разъединяют (противопоставляют) людей, имеющих несовместимые интересы.

Группы интересов представляют собой преимущественно добровольные организации и объединения, стремящиеся реализовать свои особые корпоративные интересы через государственные институты и опосредованно через партии, парламентские фракции или средства массовой информации.

Понятие «национальный интерес» выражает социально-политические интересы всей страны, всей нации. Национальный интерес возникает как результат взаимодействия, противодействия и конфликта политического интереса государства (правящего класса, политической системы) и интересов гражданского общества. При этом если общество не в состоянии осуществлять действенный контроль над государством, то национальный интерес будет отражать преимущественно политические интересы властвующей элиты. Слабая организованность гражданского общества, преобладание подданнической политической культуры у большинства российских граждан не позволяет им активно и эффективно отстаивать свои интересы и отстранять от власти тех, кто печется только о своих личных или корпоративных, корыстных интересах.

 

 

 

 

3. Функции политики.

 

В современных условиях все более активную роль в политической жизни, наряду с государством, играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления. В совокупности они составляют организационный остов политики, придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе.

 Обладание таким  ресурсом, как власть, определяет  верховенство политики в системе  общественных отношений, обязательность  политических решений для всего  общества. Основным назначением  политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает ее с ними.

Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов  по регулированию взаимодействия людей  внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики.

Внешняя политика – это  деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными органами.

Так же политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это:

    • поддержание классового или социального господства;
    • защита основополагающих прав человека;
    • привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;
    • обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

 

 Достаточно детально вопрос о функциях политики разработан в системном анализе. Так, один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две основополагающие группы функций: функции «ввода» — воздействия общества на политику — и функции «вывода» — влияния политической системы на общество.

К функциям «ввода» относятся: политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике; артикуляция интересов; агрегирование интересов.

 К функциям «вывода» — разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением. Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления.

В настоящее время  роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций:

  • выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;
  • рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;
  • распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;
  • управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;
  • интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;
  • социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих последствий подсознательных реакций на политические процессы, препятствующих рациональному отношению к жизни. Конституируя личность как самостоятельное, активное существо, политика способна осуществлять и человекотворческие задачи;
  • обеспечения коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшнз – особые техники связи с общественностью);
  • созидания действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.

Более частные, разнообразные  функции политики складываются при  взаимодействии ее с отдельными конкретными  сферами жизни (например, со сферой формирования общественного мнения, создания органов власти и т.д.). Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 

В целом же функции  политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности. Это говорит не только о том, что отдельные функции способны осуществляться в более или менее развитых формах, но и о том, что в ряде случаев они могут приобретать противоположный своему назначению характер (когда, к примеру, жесткость конкуренции за власть может десоциализировать человека, оттолкнув его от активной политической жизни

Выполнение политикой  столь специфических функций предполагает и наличие у нее соответствующей внутренней структуры, которая, собственно, и предопределяет возможность исполнения ею перечисленных задач. Эти структурные элементы в своей совокупности обеспечивают формирование политики как целостной и качественно определенной области социальной жизни.

К несущим опорам политики относится прежде всего ее политическая организация, которая представляет собой совокупность институтов, транслирующих властно значимые групповые интересы в сферу полномочий государства и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть. Партии, лобби, разнообразные политические движения, средства массовой информации, профсоюзы и другие политические ассоциации и объединения вкупе с представительными и исполнительными органами государства составляют этот организационный фундамент политики.

 

Список использованной литературы

  1. Белозеров В. Коалиционная политика России на пути к прагматизму // Вестник аналитики. 2007. № 2.
  2. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Государство Америка и его геостратегические перспективы. М., 1998.
  3. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994.
  4. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2008.
  5. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992-2002 гг. М., 2003.
  6. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М., 2004.
  7. Ильин М.В. Слова и смыслы: интерес // Политические исследования. 1995. № 2.
  8. Исаев Б.А. Политология в схемах и комментариях. – Спб., Питер, 2009.
  9. Кефели И.Ф. К вопросу о формировании концепции геополитической безопасности России // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 2.
  10. Козырев Г.И. Политология: учебное пособие. – М.:  ИД «Форум», 2009.
  11. Омельченка И.А. История государственного управления в России. М., 2005.
  12. Панарин А.С. Политология. М, 2001.
  13. Пугачев В.П. Политология: справочник студента. М., 2001. Пугачев В.П., Соловьев А.Л. Введение в политологию. М., 2005.
  14. Рукавишников В.О., Холмая Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения: Международные сравнения. М, 1998.
  15. Саркисова Н.А. Государство в политической системе общества переходного периода// Актуальные проблемы теории и истории государства и права. – 2009. - №4.
  16. Тихонова Н.Е., Горюнова С.В. МЕТОДОЛОГИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ// SPERO.- 2008.- № 9. С. 85.
  17. Хрустов Г.Ф. Судьбы демократии в России//Полис. – 2008. – №4

Информация о работе Функции политики.