Функции политики.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

Введение.
Общество, являясь совокупностью жизненных сфер (экономической, социальной, политической и духовной), не может функционировать как социальная целостность без их органического взаимодействия. Каждой из этих сфер присущи характерные признаки, без которых она утрачивает свою качественную определенность. Особенностью этих сфер является наличие специфической проникающей способности, порождающей проблему границ между ними,

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...2
1. Причины возникновения, понятие и сущность политики. ……………………….4

2. Политические отношения и политические интересы……………………………10
3. Функции политики…………………………………………………...…………….13
Заключение……………………………………………………………...…………….16
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Функции политики.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Функции политики.

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………...2

1. Причины возникновения, понятие  и сущность политики. ……………………….4

 

2. Политические отношения и политические интересы……………………………10

3. Функции политики…………………………………………………...…………….13

Заключение……………………………………………………………...…………….16

Список  использованной литературы……………...…………………...…………….17

 

Введение.

Общество, являясь совокупностью жизненных сфер (экономической, социальной, политической и духовной), не может функционировать как социальная целостность без их органического взаимодействия. Каждой из этих сфер присущи характерные признаки, без которых она утрачивает свою качественную определенность. Особенностью этих сфер является наличие специфической проникающей способности, порождающей проблему границ между ними, необходимого функционирующего пространства и органичности взаимодействия. Нарушение меры этого взаимодействия может отрицательно сказаться на функционировании и развитии каждой из них. Именно политика появилась вместе с зарождением цивилизации.

Политика есть сфера общего блага и общих интересов. Современные политические нормы регулируют взаимоотношения общества и государства. Вопрос о формировании в России гражданского общества представляется весьма актуальным, если учесть состояние, оценку и ход происходящих радикальных перемен.

По словам президента Д.А. Медведева, гражданское общество в России «уже имеется», и государство дальше «будет вести твердый курс на развитие свободного общества».

Для активного формирования гражданского общества необходимо определиться в вопросе политики, участвующей в его формировании. В частности, деятельность государства должна быть направлена на всестороннюю и мощную государственную поддержку населения. Необходимо продолжить работу над созданием нормативно-правовой базы организации и функционирования гражданского общества и его институтов.

 Следует отметить, что определенные шаги в этом направлении сделаны, приняты основополагающие федеральные законы РФ: «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др. Нельзя не учитывать специфику нашей страны в плане ее многонационального состава и федеративного устройстве. Фактически речь идет о возможных вариантах, особенностях развития общества с учетом специфики государственно-территориального устройства России. Опыт мирового и российского развития показывает, что соотношение общества и государства, степень «погружения» государства в общество или удельный вес его в совокупном общественном организме может быть различным. Именно государство обеспечивает единство разнообразных компонентов политической системы. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан.

 

 

 

1. Причины  возникновения, понятие и сущность  политики.

 

На ранних стадиях  своего развития люди жили относительно небольшими социальными общинами в условиях первобытно-родовой общины (род, племя).

 Примерно 8—10 тыс. лет назад в результате совершенствования орудий груда и способов производства люди начинают переходить от присваивающего хозяйства (собирательства, охоты, рыбной ловли) к воспроизводящим видам деятельности (скотоводству, земледелию, ремесленничеству).

Новые виды деятельности позволяли производить продукции больше, чем это было необходимо для непосредственного потребления. В обществе появляется избыточный продукт, который идет на накопление. Эксплуатация человека человеком становится рентабельной (приносит доход).

Увеличение потребляемого  и накапливаемого продукта способствовало значительному росту населения. Разрозненные племена в процессе миграции и междоусобных войн объединялись в большие социальные сообщества (народности, нации), проживавшие на единой территории.

Концентрация богатства  в руках одних людей и обеднение  других привело к появлению частной собственности и делению общества на классы и сословия, на бедных и богатых. Для передачи накопленного богатства (частной собственности) по наследству возникает моногамная семья.

Для того чтобы осуществлять управление такой большой, разделенной на социальные слои и классы общностью, возникает жестко централизованная система управления — государство.

 Государственное управление  основывается не на нормах  обычного права, а на политических методах: постоянной монопольной власти над всем обществом; писаных законах, обязательных для всех членов общества; организованном применении насилия (принуждения) к тем, кто нарушает существующие законы.

 

В ходе эволюции человечество прошло длительный путь развития. Действуя осознанно и целенаправленно, люди совершенствовали способы производства, благодаря чему расширялся круг их потребностей и способов их удовлетворения. Кроме того, люди обладают способностью накапливать опыт и знания и передавать их последующим поколениям. В результате каждое новое поколение как бы опирается на опыт и знания всех предыдущих поколений и становится носителем новых социальных качеств.

Социальные  качества — качества, которые приобретаются индивидом (группой) в результате воспитания и обучения, т.е. в результате социализации. Поэтому, говоря о социальном, мы как бы «выделяем» его из природного, биологического. Социальное в широком смысле слова охватывает все сферы человеческих отношений.

Политика, политические отношения, политические институты и т. д. возникают на основе социального тогда, когда значительно усложняется социальная структура общества и обычными (социальными) методами регулировать отношения между большими социальными общностями становится невозможно.

Слово «политика» происходит от древнегреческого слова «полис», обозначающего город. В Древней Греции города с прилегающими к ним территориями представляли собой государства, т.е. полностью распоряжались всеми вопросами управления городом. Соответственно политика первоначально представляла собой искусство управления городом-государством. Система городов-государств, как, например, Афины, Спарта и т.д., существовала не только в Древней Греции, но и на Ближнем Востоке, в Древней Индии и в других частях мира. Известны города-государства в средневековой Европе. В Древней Руси такими городами были Новгород и Псков.

Существует несколько  определений политики, каждое из которых подчеркивает какую либо из ее особенностей. Все они имеют право на существование, если не допускать их абсолютизации.

Определение политики как управленческой деятельности не совсем точно, поскольку политика не сводится к деятельности, а есть скорее отношение между людьми, и человек, политически пассивный, также оказывается вовлеченным в эту сферу, являясь не субъектом, но объектом политики.

Изначальное определение политики как искусства управления людьми имеет веские исторические основания. Именно такое значение имело слово «политика» в Древней Греции. Но это античное определение ушло в прошлое. И ныне такое определение политики представляется неоправданно узким, так как случаются политические решения, далекие от искусства в высоком смысле слова и попросту некомпетентные.

Столь же ограниченным будет определение  политики как науки управления и не только потому, что политика возникла гораздо раньше, чем наука, но и потому, что конкретный политический уровень деятельности зачастую не основывается на объективных научных данных и вообще протекает на бессознательном уровне, не доходящем до разумной оценки событий. Определение политики как сферы общественной жизни, имеющей дело с управлением в государстве, более общее и адекватное практике.

Но политику в смысле государственного управления тоже можно понимать в  широком и узком смысле. «В широком  смысле политика появляется вместе с  зарождением цивилизации, характеризующейся такими признаками, как наличие профессиональной системы централизованного управления, создание государства, территориальной организации вместо родоплеменных образований».

В узком смысле политика выступает  как соревнование различных групповых интересов и соперничество за власть при наличии свободного избирателя и единых правовых «правил игры». Само слово «политика» связано с этим узким значением. В этом смысле политика появляется в Древней Греции в Афинах в период демократии. Здесь политика становится массовым явлением, а свободный гражданин полиса — политическим субъектом, т.е. человеком, принимающим участие (и даже обязанным делать это) в решении политических, государственных проблем, политически управляющим самим собой.

Политика — это особый способ регулирования отношений между большими социальными общностями (классами, сословиями, нациями), основанный на писаных законах и опирающийся на политическую власть.

В политической науке существует множество  определений понятия «политика». При этом в каждом определении, как правило, акцентируется внимание на том или ином аспекте этого сложного явления.

А. Ранни называет политику процессом  управления. Д. Ниммо уточняет: политика — «это регулирование и предотвращение внутренних взрывов общества». А. Бьерс видит в политике борьбу интересов, которая маскируется под борьбу принципов. П. Бурдье усиливает эту сторону политики. Он считает, что политика начинается там и тогда, где и когда существуют группы людей со своими групповыми интересами и, что самое существенное, эти группы обладают свободой слова, организаций, собраний и т. д., то есть всем набором гражданских прав.

Из этих определений видно, что политика связана, с одной стороны, с властью, принуждением, влиянием. С другой — с управлением, регулированием, с третьей — с борьбой интересов и распределением ценностей. Кроме того, политика решает общественные проблемы, то есть проблемы большого количества людей — социальных групп, слоев, классов, наций. Решение этих проблем осуществляется при помощи политических институтов, в совокупности представляющих собой определенное государственное устройство.

Само понятие «политика» нередко  определяется как борьба субъектов, преследующих несовместимые интересы и цели, результатом которой становится установление определенного правового порядка. Социальная реальность такова, что при любом строе социальные классы и слои занимают неравное положение в социуме и имеют неравный доступ к общественным ресурсам. При этом проводимая политика может быть более или менее гуманной, более или менее компетентной, но амбивалентная (конфликт-консенсусная) сущность ее от этого не меняется. При любом строе люди ведут борьбу за власть, а для сохранения своего социума (государства) вынуждены находить компромиссы.

Под политикой, политическими методами нередко понимается деятельность, направленная на решение сложных общественных проблем ненасильственными способами. В реальной политике даже существуют следующие понятия: «политическое решение проблемы», «политическое урегулирование конфликта» и т. д.

Даже самое универсальное определение не в состоянии охватить все многообразие такого феномена, каким является политика. Исходя из этого, некоторые политологи считают, что в научном анализе необходимо рассматривать политику в трех измерениях:

1) институциональном — совокупности политических институтов, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность;

2) нормативном — совокупности ценностей и норм, целей и задач политической деятельности;

3) процессуальном — системы действий по защите и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управления государством.

Проанализировав и обобщив разнообразные определения политики, можно выделить основные составляющие (формы проявления) данного феномена.

1. Политика — это процесс регулирования отношений между большими социальными общностями, элитами и лидерами. Поэтому она предполагает публичность «общественной» деятельности. Однако нельзя утверждать, что только публичная политика является единственно «правильной» политикой, а все остальное выходит за рамки понятия «политика».

2. Политику можно также интерпретировать как искусство организации и управления обществом (государством) с помощью государственной (политической) власти. Она является лишь одним из видов управления социальными отношениями в обществе. 3. Другим важнейшим атрибутом политики является ее нормативно-правовая составляющая. Политика, по сути, начинается с введения в систему управления обществом договорных отношений и писаных законов. Правовые нормы (законы) придают политике определенную логику развития, делают се предсказуемой, создают общее правовое поле, определяют пределы компетенции субъектов и участников политического процесса.

4. Политика — это отношения по поводу захвата, удержания и использования государственной власти. Поэтому следующим компонентом политики является власть. Именно атрибут власти и возможность ее применения отличает политическое управление от всех иных видов управления.

5. Борьба за власть предполагает конфликт, а регулирование отношений между большими социальными общностями — консенсус. Политическую стабильность можно рассматривать как искусство «балансировки» между различными политическими силами и тенденциями (искусство компромисса).

Информация о работе Функции политики.