Факторы стабильности политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Политическая стабильность, факторы стабильности политической системы, политические риски

Оглавление

Введение

1. Понятие политической системы.

2. Понятие и факторы политической стабильности.

3. Понятие политического риска.

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

    Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

    Дистрибутивная  функция, направленная на распределение ресурсов и ценностей между его членами.

    Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени  соответствия реальной политической жизни  общепринятым правовым и политическим нормам.

    Типологии политических систем.

    В современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев предлагаются разные классификации.

    В соответствии с цивилизационным  подходом политические системы подразделяют на традиционные, модернизированные  демократии и тоталитарные. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран. Закрытые политические системы характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей.

    Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил  англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.

    Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы  управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов:

    либеральные демократии,

    коммунистические (авторитарно-радикальные),

    традиционные,

    популистские,

    авторитарно-консервативные.

    С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть  типов политической системы:

    примитивные системы,

    патримониальные империи,

    кочевые или завоевательные империи,

    феодальные  системы,

    централизованные  бюрократические империи,

    современные системы.

    Современные в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные.3

    Широко  распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости  от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы:

    тоталитарную,

    авторитарную,

    демократическую.4

    Таким образом политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Понятие «политическая система» является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.

 

    

    2. Понятие и факторы политической стабильности

    В условиях интенсивно протекающих общественных трансформаций (реформ) от стабильности политической системы (политической стабильности) зависит эффективность намеченных изменений во всех других сферах общественной жизнедеятельности. В этой связи приобретают особую актуальность, с одной стороны, разработка теоретико-методологического инструментария оценки реального состояния политической системы с точки зрения ее стабильности и, с другой стороны, решение научно-практических задач, связанных с функционированием политической системы (в первую очередь политического режима), ее основных элементов, характером их взаимодействия с различными социальными группами и институтами, а также выявление детерминирующих политическую стабильность факторов.

    Политическая  стабильность — система связей между  различными политическими субъектами, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовывать возложенные на нее функции (функциональность)5. В предложенной трактовке политической стабильности не учтена свойственная ей динамичность, отсутствуют указания на условия и факторы как объективного, так и субъективного характера, от которых стабильность зависит, есть необходимость рассмотреть более обстоятельно содержание и структуру этого понятия.

    Стабильность — категория сложная, она включает комплексную оценку характера взаимодействия (и возможных последствий) совокупности взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов. В оценке стабильности политической системы важно сопоставить функционирование системы с ее реальными возможностями, формирующими “регулирующий” и “саморегулирующий” потенциал последней. Существует несколько различных видов возможностей системы:

    — экстракционная (извлекающая) возможность, т. е. извлечение (мобилизация) материальных и людских ресурсов (финансы, поддержка, привлечение талантов и т. д.);

    — контролирующая, т. е. удержание под  контролем поведения и деятельности различных социальных групп и  институтов;

    — дистрибутивная (распределительная) возможность, т. е. размещение и распределение имеющихся в обществе ресурсов в соответствии с действительными потребностями;

    — реагирующая возможность, т. е. своевременный  учет многообразных требований (вызовов), идущих от общества в целом или  от отдельных групп;

    — коммуникационная возможность, т. е., используя  популярные в обществе идеи, лозунги, символы, способность повышать эффективность  взаимодействия всех элементов системы.

    Обладающая  значительными (масштабными) возможностями  система может не только сохранить стабильность, но и стимулировать необходимые перемены. Равновесие между стабильностью и переменами и является одним из важнейших показателей эффективности политической системы.6

    Категорию стабильность правомерно применять для характеристики достаточно сложных систем, которые сохраняют свою идентификацию и функционируют в условиях относительной нестабильности. Стабильность всегда связана с внутренней логикой развития системы, с ее структурой и порядком взаимодействия ее составных частей, с параметрами и вектором их совместного движения и контролируемых изменений. Последние происходят в соответствии с природой (закономерностями) той или иной конкретной системы, т. е. носят “естественный” для нее характер. При этом внешние возмущения и воздействия не способны ее существенно изменить.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  “стабильность” как понятие может  характеризовать лишь те процессы и  явления, которым присущи изменения, причинно-следственные закономерности как линейного, так и вероятностного свойства. Это относится и к политической стабильности. Политическая система, которая в процессе своего функционирования нарушает рамки идентичности, т. е. вступает в противоречие с собственной природой, теряет стабильность. 7

    Показателем дестабилизации являются такие результаты функционирования политической системы, которые не ожидались и неприемлемы (нежелательны). Оценки стабильности (нестабильности) зависят как от наличия соответствующей информации, так и от мировоззренческих и политических позиций участников политических процессов, субъектов политической жизни и деятельности. Поэтому особую важность приобретает разработка специальных процедур (показателей), позволяющих объективно оценить состояние политической системы и степень ее стабильности.

    При этом можно выделить три аспекта. Первый — системный, включающий закономерности и тенденции целостного, комплексного развития политической сферы общества, процессов, в ней происходящих в конкретное историческое время. Второй — когнитивный, основывающийся на наличии у функционирующего субъекта (субъектов) необходимой своевременной и достаточно полной информации о событиях, явлениях и процессах, развивающихся на разных уровнях политического управления. Третий — функциональный, складывающийся из планов и программ субъектов политического процесса и учитывающий возможные и реальные результаты политической деятельности.

    Политическая  система, способная сочетать разные интересы, прививать навыки к сотрудничеству и согласию, координировать групповую  и корпоративную политическую деятельность, может быть отнесена к классу стабильных политических систем.

    Политическая  деятельность неразрывно связана с  проблемой власти и характером ее функционирования. Власть может быть поддержана широкими массами и различными объединениями граждан, а может вызывать и неприятие ее. Поддержка может быть, во-первых, так называемой “ситуационной”, которая опирается на оценку обществом конкретных решений, принимаемых государственными органами, проводимого государством политического курса, публичных заявлений, конкретных политических действий, личностных качеств политических лидеров. Во-вторых, — диффузной, распространяющейся прежде всего на политический режим, воплощающий в себе наиболее характерные черты взаимоотношения общества и государства. Она представляет собой своеобразную совокупность положительных оценок и мнений, которая помогает обществу принимать (или, как минимум, терпеть) действия властных структур в целом.

    Важным  компонентом диффузной поддержки  выступает доверие. Оно возникает  в силу удовлетворенности разных групп населения деятельностью прежде всего властных структур, принимающих адекватные их социальным ожиданиям решения. Оно зависит также от положительной оценки норм и процедур, которыми руководствуются политические лидеры. Иными словами — правилами политической игры, формирующимися в рамках того или иного политического сообщества, политической системы в целом.

    Поддержка политического режима осуществляется на двух уровнях: элитном и массовом. Основным фактором элитной поддержки  выступает степень социально-экономического развития, которая в конечном счете определяет объем ресурсов, подлежащих перераспределению между различными объединениями людей. Поддержка властей массами состоит в принятии большинством населения ценностей (свобода слова, плюрализм мнений, независимость средств массовой информации и т. д.), на которые имплицитно или эксплицитно опирается конкретная политическая система социальных и политических норм (конституционных, правовых, нравственных и т. д.), определяющих поведение политических лидеров и структур власти. К числу основных условий, влияющих на поддержку массами существующего режима, относятся долговременность и устойчивость демократических преобразований в обществе, степень участия государства в управлении экономикой, социальная защищенность личности, национальное равноправие, постоянный рост уровня жизни разных групп населения, реальная безопасность личности.

    Применение  нелегитимных средств борьбы за реализацию корпоративных интересов создает  угрозу не только политической системе, но и всему обществу. Особенно опасна возможность развязывания гражданской войны или иных широкомасштабных насильственных действий как сторонниками политического режима, так и его противниками. Результатом такого противоборства может стать политический переворот, ведущий к смене власти, к установлению нового политического режима. История знает множество примеров переворотов, осуществлявшихся чаще всего в условиях кризиса политической системы или в тоталитарных обществах, где механизм смены государственных лидеров либо вообще отсутствовал, либо оказывался неэффективным. Приход в результате переворота нового лидера, как правило, стабилизирует на определенное время политическую систему, но эта стабилизация носит кратковременный характер, если остаются неразрешенными породившие политическую борьбу противоречия.

    Политическая  система не может быть стабильной, если власть предержащая элита свою основную деятельность и инициируемые ею нововведения подчиняет только собственным  интересам и игнорирует при этом интересы большинства. В этом случае “она может держаться только на силе, обмане, произволе, жестокостях и репрессиях”. Ее субъективная деятельность вступает в противоречие с объективными потребностями и природой общества, что приводит к накапливанию социального недовольства, ведет к политической напряженности и конфликтам. 8

    Конфликты в функционировании политической системы  играют неоднозначную роль. Их возникновение  является показателем определенного  неблагополучия или обострившегося противоречия. Но конфликты сами по себе не могут существенно повлиять на стабильность политической системы, если последняя располагает механизмами их институционализации, локализации или разрешения. “Сказать, что непримиримые конфликты являются эндемической чертой общества, еще не значит заявить, что общество характеризуется постоянной нестабильностью”.9

    Эти слова Р. Бендикса справедливы, хотя их с большими оговорками можно отнести  к межнациональным конфликтам, которые  трудно поддаются какой бы то ни было трансформации и последствия которых бывают наиболее разрушительными. Это объясняется во многом тем, что причины, их вызывающие, носят, как правило, комплексный характер. Среди них “существующая или вновь возникающая социальная дифференциация по этническим границам, неравный доступ к власти и ресурсам, правовая и культурная дискриминация, пропаганда ксенофобии и негативных стереотипов”7. Возникающее на такой основе межэтническое соперничество может приобретать жесткие формы и продолжаться годами (а то и десятилетиями), раскачивая устои политической системы общества.

Информация о работе Факторы стабильности политической системы