Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:46, контрольная работа
Целью и задачами данной работы является изучение понятия политической системы, из каких подсистем она состоит, как взаимодействует с социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой подсистемами, ее структуры и функции, роль государства в политике, а также основные тенденции изменения российской политической системы.
Введение
1. Понятие политической системы
1.1 Системный подход к изучению политической жизни
1.2 Функции политической системы
1.3 Роль государства в политической системе
2. Структура политической системы
3. Основные тенденции изменения российской политической системы
Заключение
Список использованных источников
Оглавление
Введение
1. Понятие политической системы
1.1 Системный подход к изучению политической жизни
1.2 Функции политической системы
1.3 Роль государства в политической системе
2. Структура политической системы
3. Основные тенденции
изменения российской
Заключение
Список использованных источников
Политическая система
Введение
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Целью и задачами данной работы является изучение понятия политической системы, из каких подсистем она состоит, как взаимодействует с социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой подсистемами, ее структуры и функции, роль государства в политике, а также основные тенденции изменения российской политической системы.
Узнать пределы, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае политической партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
1. Понятие политической системы
1.1 Системный
подход к изучению
Нередко и у нас, и на Западе имеет место фактическое отождествление понятий «политическая система» и «системный подход» в политике. Однако системный подход является одним из методологических направлений в политологических исследованиях и его никак нельзя путать с политической системой, представляющей собой реальное институциональное образование. Это разноплановые категории, которые нельзя смешивать без существенных издержек с точки зрения качества и достоверности результатов исследования.
Политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Это, прежде всего, институты и органы управления, руководства и координации политической жизни. Центральным, или осевым, институтом политической системы, вокруг которого группируются остальные институты, является государство.
Выделение понятия «политическая система» диктуется прежде всего тем, что оно свободно от правоведческих значений, ассоциируемых с понятием «государство». Его концептуальное значение шире и позволяет включать феномены и процессы, не всегда отождествляемые с собственно государством, но тем не менее без государства нет политической системы, и, естественно, оно должно быть в центре внимания политологического исследования.
Современная политологическая наука выделяет различные концепции политических систем. Одни ученые представляют политическую систему как комплекс идей, лежащих в основе политики; другие - как систему взаимодействий; третьи - как совокупность определенных элементов, субъектов политики и т.д. Всем этим определениям присуще стремление к универсальному истолкованию политической жизни, независимость ее от истории, социальной ситуации.(1)
В основе современных теорий политических систем лежит представление о политике как некой самостоятельной целостности. Наряду с экономикой, моралью, религией политика является особой формой человеческой деятельности. Политическая деятельность осуществляется в рамках определенной политической системы.
Современные интерпретации политических систем отличаются разнообразием концепций. Существует до двух десятков определения данного понятия, в основе которых различные критерии. В целом, можно утверждать, что политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти. (3)
Каково значение системного подхода в анализе политики? Во-первых, он позволяет представить политическую жизнь именно как систему поведения людей, установить механизмы влияния политических действий, поступков на характер политических институтов и структур.
Во-вторых, дает понимание политики как целостности, открывает возможности анализа способов, форм ее взаимодействия с окружающей средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура.
В-третьих, одно из важнейших назначений политики - обеспечение единства, целостности общественного организма, неизбежно включающего многочисленные различия, разнонаправленные тенденции действия. Политическая система выступает средством социальной интеграции, сдерживания деструктивного влияния социальных различий на функционирование составных частей общественного организма.
Формирование политической системы связано с постепенным приобретением политическими отношениями ряда существенных признаков:
- во-первых, это устойчивая
взаимозависимость различных
- во-вторых, упорядоченность
политических отношений,
- в-третьих, у политической
системы есть культурное
- в-четвертых, для политической
системы характерно совместное
реагирование всех элементов
на внешнее воздействие.
Итак, смысл системного подхода к анализу политической жизни заключается в изучении ее как подсистемы в рамках более широкой системы, так и в выявлении подсистемы, элементов данной системы. Данный подход позволяет унифицировать терминологию, уточнить понятия политической теории и установить их взаимосвязь между собой.(1)
1.2 Функции политической системы
Власть является центральным элементом специфического вида общественных процессов - политических. Всякая политика есть совокупность общественных отношений между людьми и различными видами их общностей по поводу завоевания, удержания и использования власти в определенных интересах. Институциональным измерением политики в современном обществе является политическая система общества, посредством деятельности которой и реализуется потенциал политической власти. (4)
Понятие «политическая система общества» получила распространение в ХХ веке. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль и др. Первым наиболее систематическим изложение данной теории предложил Д. Истон в работах «Политическая система», «Системный анализ политической жизни» и др. Он представил политическую систему в качестве развивающегося, саморегулирующегося организма, гибко реагирующего на внешние импульсы и состоящего из целого комплекса компонентов и подсистем. Основное ее предназначение состоит, по мнению Д. Истона, в авторитетном распределении ценностей в обществе. Идеи Д. Истона в дальнейшем широко использовались большинством ученых, изучавших проблемы политической системы общества. (5)
По вопросу о функциях власти в зарубежной политической науке доминирует мнение Д. Истона и Г. Алмонда, согласно которому выделяются регулирующая, экстакционная, дистрибутивная и реагирующая функции политической системы. В отечественной политологии существует несколько классификаций функций политической системы. Обобщая существующие подходы, можно выделить такие основные функции, как:
- функция артикуляции
и агрегации интересов разных
групп граждан государства.
- управленческая функция,
связанная с политическим
- функция выработки
- функция политической
социализации граждан и
- функция легитимации
политической власти, связанная
с оправданием, признанием и
принятием существующего
- мобилизационная и
Выделяются также и некоторые иные функции политической системы общества. В разных странах соотношение вышеназванных функций складывается по-разному. В зависимости от этого формируются различные типы политической системы. Существуют разные подходы к вопросу о типологии политической системы.
Так, в рамках марксистской политической традиции принято тип политической системы связывать с господствующей общественно-экономической формацией. При капитализме выделяется буржуазная политическая система. В условиях коммунистической формации складывается социалистическая политическая система. И так далее.
1.3 Роль
государства в политической
По мнению Г. Алмонда, следует выделять четыре типа политической системы: англо-американскую, европейско-континентальную, доиндустриальную, тоталитарную. Наиболее распространенной является типология, предложенная Р. Далем. Он предлагает три типа политической системы, которые выделяются на основе определенного характера политического режима. Речь идет о демократической, авторитарной и тоталитарной политической системах. Кроме того, можно также обозначить переходную форму политической системы, связанную с ее трансформацией из тоталитарной в авторитарную и демократическую, и наоборот.
Среди институциональных компонентов политической системы особое место занимает институт государства. В политологической литературе государство нередко определяют как «политически организованное общество». О нем говорят, что оно «выражает политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости» и выступает «как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории».(7) Поэтому государство не может не быть универсальной, общепризнанной политической формой организации населения на определенной территории, обладающей особой, императивной публичной властью.
Среди основных признаков государства называют следующие:
- территория как очерченное границами место расположения государства;
- человеческим измерением
государства выступает
- публичная власть, выступающая
от имени всего населения и
преследующая всеобщие
- суверенитет над территорией,
предусматривающий
- национальная система законодательства;
- национальная налоговая система.
Существуют и некоторые
другие признаки государства, которые
дополняют перечисленные. Имея сходные
признаки, государство вместе с тем существует
в разных формах. Критериями их выделения
являются форма правления, тип административно-
Форма правления характеризует способ организации государственной власти в центре и на местах. По этому критерию выделяются монархии и республики. Монархии бывают абсолютными и ограниченными (конституционными). Последние подразделяются на дуалистические и парламентарные. Республики бывают президентскими, парламентскими и демократическими. Выделяют также смешанные формы республики - парламентско-президентские и наоборот.