Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:46, контрольная работа
Целью и задачами данной работы является изучение понятия политической системы, из каких подсистем она состоит, как взаимодействует с социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой подсистемами, ее структуры и функции, роль государства в политике, а также основные тенденции изменения российской политической системы.
Введение
1. Понятие политической системы
1.1 Системный подход к изучению политической жизни
1.2 Функции политической системы
1.3 Роль государства в политической системе
2. Структура политической системы
3. Основные тенденции изменения российской политической системы
Заключение
Список использованных источников
Территориально-
По характеру политического режима, который выражает способы осуществления власти в государстве, выделяются демократическое, авторитарное и тоталитарное государство.
Независимо от формы государство неизменно исполняет ряд обязательных функций. Их принято подразделять на внутренние и внешние. Внутренние частично совпадают с названными выше функциями политической системы общества. Среди внешних следует назвать оборонную, внешнеполитическую и экологическую функции.
Все перечисленные признаки
и характеристики присущи также современному
российскому государству. В соответствии
с Конституцией страны Россия является
демократическим, федеративным, светским,
правовым, социальным государством с республиканской
формой правления. Соответственно и политическая
система с конституционной точки зрения
относится к разряду демократических.(6)
Вместе с тем на практике в современных
условиях политическая система страны
переживает переходный процесс трансформации
из авторитарной в демократическую. Аналогичным
образом обстоит дело и с основным институтом
политической системы - государством.
В России наблюдается процесс становления
президентско-парламентской республики
с сильной властью главы государства.
Также в процессе формирования находится
административно-
Основные направления дальнейшего реформирования политической системы и государства в России связаны с последовательным становлением в стране демократического, федеративного, правового, социального государства.
2. Структура политической системы
Политическая система структурна, то есть включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти (разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества и правления: приоритетной власти главы правительства (то есть приоритета исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля президентской и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда (при приоритете права и закона). Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях (макро- и мезо- ) и многими средствами: массовой информации, ассоциациями, массовыми движениями, народными обществами. Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции.
На том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и функции макровласти; скрытые действия легальных учреждений высших рангов; секретные документы, распоряжения, приказы и тому подобные акты; скрытый смысл открытых политических действий, политических текстов; негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и другие; официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями и полностью законспирированные учреждения.
Аналогична по своему строению и мезоструктура политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур, крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и охраны порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация.(1)
Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции - инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне, при определенных негативных условиях, добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные структуры неполитического характера (мафиозные структуры, черный рынок и т.д.), которые имеют тенденцию смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных политических регионов.
Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации. На микроуровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества - важная составная часть и характеристика политической системы. Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально разделяют их по разным уровням.
Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы - к руководящим учреждениям): партии, крупные общественные организации, союзы и т.п. На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются специфические структуры и отношения между ними. Исследование столь сложно организованной системы составляет одну из центральных задач политической науки и определяется несколькими руководящими принципами.
3. Основные
тенденции изменения
С приходом к власти В. Путина были четко обозначены направления деятельности Президента и Правительства РФ, в том числе и в отношении политических систем субъектов Федерации. Под лозунгом усиления вертикали власти Путин начал проводить четыре типа мероприятий:
- законодательная централизация;
- административная
- финансовая централизация;
- политическая централизация.
Тезис о финансовой централизации, проводимой Президентом, подтверждается следующими процессами. Изменения, внесенные в Налоговый и Бюджетный кодексы, касаются распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней. Сокращается объем налоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ в пользу Федерации. Меняется структура налоговых поступлений (на низовом уровне остаются налоги с потребления, а налоги с производства перемещаются на уровень Федерации). Проводится идея о перераспределении собственности. В рамках комиссии по перераспределению собственности «последнее слово» остается за федеральной властью. Лучшая часть государственного имущества субъектов переходит в ведение Федерации. В собственности могут оставаться только те объекты, которые непосредственно связаны с выполнением субъектом его полномочий. Если объекты не связаны с определенным полномочием региона, объект переходит в федеральную собственность. Как следствие, грядет сокращение источников доходов бюджетов субъектов Федерации.(1)
Такая политика Путина получила следующую оценку: «на сегодняшний день институт президентской власти и имидж Президента Путина выступают центром притяжения разнонаправленных социальных устремлений и важным фактором консолидации общества».(2) Происходит объединение всех россиян под эгидой Президента. Можно говорить, что новый социальный порядок, основывающийся на частной собственности, рыночных отношениях, богатстве и бедности, гражданских правах и свободах, многопартийности, федеративном устройстве и местном самоуправлении, принимается обществом, получает легитимацию. Это сопровождается стабилизацией в экономической, социальной и духовной сферах, формируются определенные правила, составляющие строй жизни, социальный порядок. Изменение развития политических систем сегодня идет в таком же направлении.
В своей работе «Социокультурный анализ власти» В. Скоробогацкий отметил характерную черту становящегося в России социального порядка - его неоконсервативный характер. В нашей политической системе по сей день сохраняется и возрождается имперская идея, идея державного величия России; отрицательное, нигилистическое отношение к демократии и свободе; культ личности вождя. Три эти характеристики свидетельствуют о вероятности проявления авторитарного политического режима.
Об авторитарных тенденциях свидетельствует также создание партии власти. Она отличается от правящей партии тем, что в правящей партии доступ к власти осуществляется через эту партию, а партия власти, в свою очередь, создается вокруг существующей власти. Получается, что те, у кого уже есть власть, создают для себя партию.
Одновременно происходит процесс монополизации демократических процедур партией власти, когда политические выборы оказываются соперничеством политических элит, а не общенациональным событием.
Еще один процесс, присущий российской политической системе, который мы можем наблюдать, - феномен архаизации власти: своеобразное возвращение к древнему архетипу власти, включающему в себя культ силы (мощи власти), культ вождя (мифического героя, покровителя племени) и культ рода (бинарная оппозиция «свои-чужие»), патерналистскую психологию и склонность к жертвоприношению. Структуру этого типа власти образуют такие элементы, как вождь и дружина, подвластная территория и население, право, основанное на силе и обычае.(2)
Культ вождя отчетливо проявляется в молодой политической системе современной России. В. Скоробогацкий отмечает, что сама фактура будущего кумира должна быть достаточно безликой для того, чтобы быть некой tabula rasa. Ельцин, к примеру, для этого уже мало подходил. Нужен был новый тип героя, человек не очень известный. Самое важное здесь - чтобы и будущий кумир, и его создатель отвечали критерию усредненности. Тогда избиратель самостоятельно (на деле - из специально подобранных фактов, сюжетов и образов) создаст портрет политического кумира. И чем более безликим является кандидат, чем сильнее стерты его индивидуальные признаки, тем эффективнее будет результат. Избиратель сам домыслит те качества, о которых он не знает. Опросив широкий круг избирателей, в совокупности мы получили бы весьма противоречивый образ. Таким образом, кумир объединяет вокруг себя людей с разными взглядами, что позволяет достичь общественного консенсуса, хотя все остаются на своих прежних позициях.(2)
Культ Президента В. Путина создавался политическими технологами не только для народа, но и в Администрации, в самой исполнительной ветви власти. Культ Путина отличался от культа, например, Сталина механизмами создания. Он создавался как собирательный образ через привязки к конкретным ценностям (позиционирование его как волевого, сильного человека, серьезно занимающегося спортом, а, следовательно, целеустремленного и успешного в этой сфере, и т.д.). Фигура Президента становится сакральной. Примечательно, что это проявляется и в государственной администрации, где формируется своеобразная «административная мода» - использование значков, ручек и др. с изображением Президента; портреты Путина в каждом кабинете, размер которых тем больше, чем выше пост занимающего кабинет. То есть все, что связано с Путиным, уже интегрировано в административную психологию как знак престижа.
По сути, культ Путина занимал в массовом сознании ту нишу, которую занимали марксистская идеология и культ генсека. На сегодняшний день в российском обществе складывается такая же ситуация с новоизбранным Президентом, что говорит о цикличности развития политических систем.
Новая власть использует мобилизационный способ действия, большевистскую штурмовую технологию, свойственную деятельности в чрезвычайных ситуациях, претендующую стать старым «новым» стилем государственного управления. Путин активно использует административный ресурс не только для наведения порядка в государственном механизме, но и, возможно, демонстрируя тенденцию к установлению режима полицейского государства, где «господствуют благочиние и организованность, преданность принципам и работоспособность, долг перед государством-Отечеством, гражданское послушание и ответственность».(2)
Суть полицейского государства - основанный на сращивании власти и собственности тотальный контроль административного аппарата над всеми проявлениями жизни граждан. Модель полицейского государства - это рациональная концентрическая организация общества, при которой любая точка на периферии оказывается равно доступной наблюдению из Центра.
Федеральный Центр тяготеет к методологии «просвещенного полицеизма». С одной стороны, это возвращение к модели политической системы сталинизма, но, разумеется, в рафинированном виде, очищенном от культа личности Сталина. Федеральная власть вычленяет позитивную суть сталинизма и большевизма: об этом свидетельствуют такие факты новейшей российской истории, как утверждение гимна СССР в качестве государственного гимна новой России; использование флага Советской Армии, который представляет для граждан большую значимость, чем российский флаг. Фактически это реставрация прошлого с целью объединить общество, используя прежнюю общую идентичность, т.к. новая российская окончательно не сформирована. Тезис о движении в сторону полицейского государства подтверждает еще и такой институциональный аспект - с 1991 г. последовательно восстанавливалась и под видом ФСБ была восстановлена вся структура КГБ. Параллельно происходит реставрация прошлого средствами культуры.