Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 21:59, курсовая работа
Кризисы сопровождают вей историю человеческого общества. Вначале они проявлялись как кризисы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX в. - как «недопотребления», связанного с нарушением равновесия между промышленным производством и платёжеспособным спросом. До XX в. ограничивался пределами одной, двух или трех стран. В последующем стал приобретать международный характер, поскольку развитие торговли создавало через взаимодополняемость и конкуренцию благоприятные условия для их распространения.
I Введение.
II Экономический кризис в России
III Блоки В.В.Путина
План В.В.Путина по преодолению экономического кризиса
2) Мнения экспертов об эффективности блоков В.В.Путина.
III Антикризисная политика Д.А.Медведева
Выдержки из послания президента федеральному собранию
2) Антикризисный совет
3) Мнения экспертов об эффективности антикризисных мер Д.А.Медведева
IV Заключение
V Список используемой литературы
Таким образом, практически все меры так или иначе направлены на прямое финансирование государством отдельных отраслей и на жесткий контроль за расходованием госсредств. Запад уповает на принципиально иные меры. Ведущие страны из 9,2 триллиона долларов, выделенных ими на антикризисные программы (15,2 процента мирового ВВП), до 50 процентов направляют на государственные гарантии по кредитам, в России же свыше 80 процентов всех антикризисных денег идет на повышение капитализации банков и компаний, что может в конечном счете истощить накопленные резервы. Такую же модель обкатывала, кстати, и Исландия. Результат известен: финансовый дефолт.
Кризис в России продлится долго. Речь не о новом распределении государственных денег. Пожарные меры могут принести быстрый результат, но проблемы не кончатся через неделю или месяц — в условиях кризиса придется жить. Так что понятно, почему на этот раз премьер Путин подписал весьма бюрократический документ с минимальным количеством цифр — в основном даты разработки законопроектов и постановлений правительства. Дедлайн — февраль-март 2009 г., но большая часть документов должна быть готова уже в ноябре.
Есть у российского плана одна слабость. В нем, помимо скромных мер по борьбе с безработицей и некоторых других способов социальной поддержки, нет ничего о поддержке платежеспособного спроса населения. Между тем многие экономисты считают стимулирование потребления действенной антикризисной мерой. Скажем, американский план Полсона был скорректирован именно в сторону поддержки потребителей. О чем заявил сам его автор - министр финансов США. Огромные деньги будут потрачены не на выкуп "плохих" активов, как это предполагалось ранее, а на господдержку потребительского кредитования. Команда избранного президента Соединенных Штатов Барака Обамы также собирается бороться с кризисом, стимулируя покупательную активность американцев.
Таким образом, отечественный план поддержки отдельных отраслей несколько вываливается из мирового тренда. Однако не исключено, что антикризисная политика может быть скорректирована. Министр финансов Алексей Кудрин, поругав американские инициативы, все же отметил, что нынешний российский проект "не будет последним планом правительства". Так что до следующего плана.
Мнения экспертов об эффективности блоков В.В.Путина.
РФ Сергей Алексашенко - бывший первый заместитель председателя Центробанка.
У российских властей нет плана выхода из кризиса. Те 55 пунктов, которые ранее сформировало правительство РФ «для оздоровления ситуации в финансовом секторе», программой спасения экономики назвать нельзя.
С.Алексашенко
пояснил, что финансовая ситуация в России
слишком сложная, чтобы ее можно было улучшить
«одним магическим решением».
«Сегодня экономика РФ столкнулась с принципиально
новой ситуацией, которой еще в российской
истории не было. Следовательно, серьезного
ответа на такие вопросы, как будет развиваться
дальше кризис, чего ждать и что делать,
дать никто не может, так как нам не с чем
сравнивать», – пояснил Алексашенко.
При этом эксперт уточнил, что финансовый
кризис в России будет долгий и затяжной.
А скорость выхода из него и та цена, которую
РФ придется заплатить за стабилизацию
ситуации, зависит от властей – насколько
они адекватно смогут проанализировать
обстановку.
«Но у меня сегодня сложилось впечатление,
что российские власти либо пока не поставили
диагноз ситуации в стране, либо тщательно
его скрывают от общества, не хотят пугать.
Но если они неправильно поставили диагноз,
то те меры, которые они сейчас предпринимают,
тоже в будущем окажутся неправильными»,
– сообщил Алексашенко.
Он отметил, что считает большой ошибкой
правительства и Центробанка решение
«выплеснуть» более 1,5 триллионов рублей
в банковский сектор. Так как ЦБ в результате
потерял 60 млрд. долларов валютных резервов
– все суммы, которые выдавались банкам
в рублевом эквиваленте, ушли на приобретение
долларов.
Бывший первый заместитель председателя
Центробанка РФ уточнил, что если такие
действия будут приниматься и далее, это
только ослабит российскую экономику.
В то же время эксперт пояснил, что выход
России из кризиса зависит не только от
действий экономических властей РФ, но
и от финансовой стабильности в мире.
«Если через 1,5 года рецессия в мировой
экономике прекратится, и рост спроса
на ресурсы возобновится, то российская
экономика также продемонстрирует темпы
роста», – подчеркнул Алексашенко.
Он заметил, что самым тяжелым последствием
для России сегодня стало снижение объемов
потребления в крупнейших мировых центрах:
Европе и США, которое влечет за собой
уменьшение спроса на сырьевые товары
– основу российского экспорта.
«После всех событий, которые произошли
на мировом финансовом рынке в сентябре,
когда обанкротились крупные банки в Америке
и Европе, мы пропустили, что ведущие страны
мировой экономики попали в стадию рецессии,
а темпы роста экономики стали отрицательными.
Спад в мировой экономике наступил», –
заметил Алексашенко.
Олег Иванов - вице-президент Ассоциации региональных банков "Россия".
Позиции плана в части финансового рынка абсолютно верны. Но они обсуждаются уже последние пять лет. За это время не было сделано ровным счетом ничего. Поэтому сейчас поставлена задача за полтора месяца принять законопроекты, которые не были приняты в течение последнего времени. С одной стороны, это внушает оптимизм, с другой - тревогу. Темы, связанные с залогом, рефинансированием кредитных портфелей, секьюритизацией, с юридической точки зрения являются очень сложными. Нужно время. Из этого плана необходимо выделить меры, направленные на преодоление кризиса. А сложные проекты нужно принимать не в ущерб качеству. И не быстрее, чем в течение полугода.
Евгений Ясин - научный руководитель ГУ – ВШЭ.
Предусмотрено много мер, которые можно назвать "коррупциогенными". Речь прежде всего идет о субсидиях определенным отраслям. Чувствуется, что кто-то ходил и выбивал, лоббировал интересы. Такими мерами люди не просто спасают свои предприятия, но и сохраняют все их недостатки. Нет стимула для инноваций. Впрочем, поживем - увидим. Ожидания позитива все-таки есть. Поэтому я оцениваю действия правительста на 3+.
Владимир Игнатко - генеральный директор ЗАО "Русский Уголь".
Антикризисный
план правительства считаю важным и
своевременным. Особенно хочется подчеркнуть
то, что он принят тогда, когда еще
есть время и возможность
Агван Микаелян - генеральный директор ООО "ФинЭкспертиза"
Предложенный антикризисный план - это сочетание административных и рыночных мер. Так исторически сложилось, что без подобного сочетания в России ничего реализовать нельзя. В этом смысле план жизнеспособен. Но я считаю, что, не затронув всерьез налоговый аспект, добиться хороших результатов нельзя. В предложенном документе не видно серьезной проработки налоговых вопросов, поэтому план может сработать не в полной мере, в лучшем случае процентов на 70-80. Могу поставить троечку.
Александр Раппопорт - управляющий партнер адвокатской конторы "Раппопорт и партнеры".
Антикризисные планы сработают, если денежные средства будут расходоваться на поддержание реальной экономики. На данном этапе финансирование фондового рынка равно сжиганию денег в паровозной топке.
Владислав Корочкин - вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России".
Если план будет выполнен на совесть - сработает, если формально - то нет. Из возможных причин неудачи: низко качество госуправления, особенно на среднем уровне. Для того чтобы выстроить систему управления экономикой, направленную, скажем, на поддержку малого и среднего бизнеса, нужно время. Кроме того, скорость реагирования на различные проблемы у нас пока недостаточно высока. Успешная реализация любого плана в бизнесе - это всегда его непрерывная корректировка в соответствии с возникающими сложностями.
Андрей Стоянов - директор управления анализа финансовых рынков УК Росбанка.
Те колоссальные средства, которые государство вливает в экономику, пока не доходят до реального сектора. Причин здесь несколько, но главной остается одна - на фоне продолжающегося падения цен на нефть и металлы (а это основные наши экспортные составляющие) практически любой российский бизнес вынужден ориентироваться на пессимистические прогнозы. В таких условиях предприятия могут рассматривать только варианты сокращения производства и инвестиций, и государство не сможет здесь ничего изменить. Не будет же оно заменять собой экспортные рынки с более высокой закупочной ценой. В результате ликвидность не доходит до реального сектора не из-за нежелания банковской системы кредитовать, а из-за отсутствия спроса на весьма дорогие кредиты. Главная антикризисная задача сегодня - сформировать спрос в экономике через несырьевой сектор. Механизм здесь только один - активное финансирование строительства инфраструктурных объектов. К сожалению, пока речь идет лишь о рефинансировании долгов и целевой поддержке отдельных отраслей, что может быть эффективно лишь в краткосрочной перспективе.
Евгений Гавриленков - главный экономист ИК "Тройка Диалог".
Основным антикризисным планом должно стать приведение макроэкономической среды в нормальные условия. Необходимо перестать бездумно накачивать экономику деньгами. Многие проблемы, которые мы сегодня наблюдаем, порождены неэффективным расходованием бюджетных средств, отсюда и кризис ликвидности. При несовершенной макроэкономической среде возникают потребности во все большем регулировании и искусственных мерах.
Алексей Пушмин - финансовый директор ОАО "Система Масс-медиа".
С момента наступления кризисной ситуации правительство России планомерно готовит и осуществляет мероприятия по поддержанию различных секторов экономики. Многие меры оказываются действенными. Новый план - это уже полноценный документ, который, безусловно, станет еще одним кирпичиком в деле укрепления финансовой ситуации и оздоровления различных отраслей российской экономики. Учитывая, что правительству удается удерживать текущую ситуацию под контролем, этот план вызывает доверие и даже оптимизм.
Сергей Кербер - директор по инвестициям УК "Лидер.
Цель плана - помочь оздоровлению экономики страны. И все будет зависеть от конкретных шагов по его реализации. На сегодняшнем этапе план выглядит вполне реалистично.
Антикризисная
политика Д.А.Медведева
5
ноября 2008 г. Президент РФ Дмитрий
Медведев обратился к
Выдержки из послания президента федеральному собранию.
Д.А.Медведев: «Для защиты нашей экономики от внешних рисков уже многое было сделано. Не зря мы накапливали золотовалютные и бюджетные резервы. Не зря перешли на среднесрочное бюджетное планирование. А при первых признаках воздействия глобального кризиса на нашу финансовую систему предприняли оперативные шаги по нормализации положения. Правительство приняло программу действий по минимизации последствий кризиса в России. По оздоровлению банковской системы и поддержке отдельных секторов экономики. Сегодня главное – эти меры полностью реализовать.
Обращаю особое внимание Правительства, Банка России, всех государственных организаций: промедление с реализацией этих мер недопустимо. Надо прежде всего пробить образовавшиеся в экономике «финансовые тромбы». Так, чтобы выделенные средства дошли до их конечных получателей. Я имею в виду предприятия в таких важнейших отраслях, как сельское хозяйство и строительство, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс. А также до малых предприятий. При этом каждый рубль должен тратиться эффективно, значит, с умом.
Экономический кризис – не нужно обольщаться – ещё далек от завершения. Весь этот период нам надо быть предельно собранными и с максимальным вниманием относиться как к эффективности нашей работы, так и к обоснованности новых планов и программ. Это касается и государства, и бизнеса, и каждого конкретного человека.