Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 21:59, курсовая работа
Кризисы сопровождают вей историю человеческого общества. Вначале они проявлялись как кризисы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX в. - как «недопотребления», связанного с нарушением равновесия между промышленным производством и платёжеспособным спросом. До XX в. ограничивался пределами одной, двух или трех стран. В последующем стал приобретать международный характер, поскольку развитие торговли создавало через взаимодополняемость и конкуренцию благоприятные условия для их распространения.
I Введение.
II Экономический кризис в России
III Блоки В.В.Путина
План В.В.Путина по преодолению экономического кризиса
2) Мнения экспертов об эффективности блоков В.В.Путина.
III Антикризисная политика Д.А.Медведева
Выдержки из послания президента федеральному собранию
2) Антикризисный совет
3) Мнения экспертов об эффективности антикризисных мер Д.А.Медведева
IV Заключение
V Список используемой литературы
Уверен,
что мы справимся со всеми трудностями
и уже в ближайшем будущем
сформируем современную самостоятельную
финансовую систему, способную противостоять
любым внешним вызовам и
То, что нам сегодня больше всего необходимо, – это доверие и сотрудничество. И мы не должны ни на день откладывать решение наших стратегических программ. В сложившихся условиях как никогда надо действовать на опережение. Именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход – это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России.
Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырёх «И» – институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Такой подход закреплён и в подготовленной Правительством концепции развития до 2020года. Реализовать его нужно в полном объёме. Добавив к нему, как я уже об этом как-то говорил, пятую составляющую – интеллект.
Наш приоритет – это производство (а в перспективе – и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит – даже в непростые финансовые периоды.
Хочу
также еще раз подчеркнуть - государство
будет выполнять все свои обязательства
перед людьми. Денежные сбережения
граждан, уровень пенсионного
Финансовый кризис, породивший в мире новые экономические реалии, заставил руководство страны задуматься о том, как дальше воплощать в жизнь тезис о конкурентоспособности российских производителей. По этому поводу 18 ноября Дмитрий Медведев даже провел заседание Госсовета.
Конкурентоспособность уже несколько лет является одной из основ государственной политики России, заложенной еще Владимиром Путиным в бытность его президентом. Дмитрий Медведев продолжил эту политику, столкнувшись, правда, в конце этого года с серьезной проблемой - мировым финансовым кризисом. Возросшая степень интеграции России в мировую экономику давала нашей стране определенные преимущества, но в то же время отозвалась и проблемами. Но рабочая группа Госсовета пыталась вчера убедить главу государства, что выгод от кризиса больше, и ими надо только успеть воспользоваться. "Национальная конкурентоспособность была и остается нашей стратегической целью, - заявил Дмитрий Медведев, открывая заседание Госсовета. - Развитие страны по пути введения инновационных технологий никаких альтернатив не имеет". Вместе с тем теперь правительство вынуждено делать поправку на фактор финансового кризиса. Правительство, подчеркнул Медведев, уже приняло определенные меры для поддержки российской экономики. "Всего на стабилизационные мероприятия будет израсходовано около 5 триллионов рублей", - напомнил глава государства. Но тут же оговорился, что эта сумма, может быть, еще неокончательная - возможно, потребуется принятие дополнительных решений. "Ключевая задача - обеспечение реальным финансированием промышленности, сельского хозяйства, - указал президент. - То есть реального сектора экономики". А на правительстве и Центробанке лежат обязанности по контролю за целевым использованием этих средств.
В новых экономических условиях государство не оставит в беде и регионы - тема наполнения бюджетов субъектов и муниципалитетов по-прежнему актуальна. "Мы сейчас прорабатываем вопрос об увеличении соответствующих денежных средств, которые будут направлены на поддержку субъектов, - сообщил губернаторам глава государства. - При этом мы не должны забывать и о совершенствовании межбюджетных отношений. Это дополнительный ресурс в реализации долгосрочных национальных приоритетов".
Но, содействуя регионам, Дмитрий Медведев требует от них и отдачи. В частности, он считает, что местные администрации должны сконцентрироваться на двух вещах. Во-первых, каждый регион должен иметь собственный план действий в кризисе. А во-вторых, уделять особое внимание развитию малого и среднего бизнеса. "Программы поддержки малого и среднего бизнеса должны быть в самом лучшем смысле этого слова радикальными", - посоветовал Дмитрий Медведев.
Не
оставит государство без
Естественно,
президент вспомнил о прошедшем
в Вашингтоне саммите "Группы 20",
на котором обсуждались
В преимуществах президента, правительство и коллег убеждал губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. Кризис открывает и дополнительные возможности для развития инновационной инфраструктуры. И может исправить положение дел на рынке жилья, приведя цены к нормальному порядку. Правда, губернатор обеспокоился тем, что кризис может вызвать напряжение в обществе, а значит, правительству надо направить средства в социально значимые сектора. В том числе в жилищное строительство. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина особой радости от этого не испытывала, но выдержала свое выступление в рабочем настрое. "Мировой финансовый кризис - это по сути тест на нашу конкурентоспособность", - подчеркнула она. В последние годы рост конкурентоспособности в России был на высоком уровне. Измерила она это ростом производительности труда, составлявшим 6-7 процентов в год. В то же время ей пришлось признать, что экономический рост в 2009-2010 годах, скорее всего, окажется ниже заложенного в среднесрочную программу развития страны прогноза. Но кризис не отменяет стоящих задач по развитию страны, где министр выделила несколько направлений: повышение качества человеческого капитала, технологическое обновление и диверсификация экономики и экспорта. "Мы не можем дальше зависеть от конкурентоспособности нескольких, прежде всего сырьевых и энергетических секторов", - заявила Набиуллина. Между тем, и это очевидный факт, ответом предприятий на кризис станет снижение издержек. И в первую очередь пострадают инвестиционные программы и научно-исследовательские разработки. Последние глава минэкономразвития призвала как-то поддержать на уровне. Одним из вариантов является содействие через институты развития, но Набиуллина как-то недвусмысленно намекнула, что не согласна с их дальнейшим наполнением капиталом, но если надо будет, то готова и сдаться. "Можно подумать об увеличении капитализации, но в текущем году на капитализацию институтов развития уже было потрачено 1,3 триллиона рублей", - подчеркнула она. И добавила, что это в два раза больше, чем в 2007 году.
Но кризис кризисом, а в России, в ее политической сфере между тем происходят и другие события. Безусловным фаворитом политического рейтинга стали предложения Дмитрия Медведева, озвученные им в Послании Федеральному Собранию, об увеличении срока полномочий президента и Госдумы. И естественно, что в кулуарах Госсовета собравшиеся немало говорили и на эту тему: противников этой идеи не нашлось. "РГ" в свою очередь связалась с некоторыми главами городов и руководителями местных заксобраний и попросила их прокомментировать нововведения.
Мнения экспертов об эффективности антикризисных мер Д.А.Медведева
Принимаемые
российским правительством меры по борьбе
с кризисом носят выжидательный
характер и никак не направлены на
разрешение противоречий, породивших
хозяйственный кризис.
Как считают эксперты Центра экономических
исследований Института глобализации
и социальных движений (ИГСО), власти надеются
на прохождение мировой экономикой негативной
полосы в 2009 году, и возобновление роста
цен на нефть, однако кризис может продлиться
до 2013 года, а имеющихся у России резервов
может не хватить.
По оценкам экспертов ИГСО, в действительности
в 2009-2010 годах глобальный кризис лишь войдет
в пиковую стадию, после чего последует
продолжительная депрессия. Скорого возвращения
нефти на прежние стоимостные позиции
не будет. Государство только впустую
израсходует накопленные резервы.
В ИГСО отмечают, что основная цель антикризисного
плана правительства: смягчить воздействие
кризиса на российские компании. При этом
не предполагается защита населения от
разворачивающихся увольнений и создание
новых рабочих мест. Повышение потребительских
возможностей трудящихся также не предполагается.
«Правительство России явно все больше
переходит к протекционизму. Однако его
политика не отвечает на ключевой вопрос
кризиса: кто будет покупать все произведенные
товары?» – отмечает директор ИГСО Борис
Кагарлицкий.
По его словам, власти не отказались от
прежней эмиссионной политики, усиливающей
инфляцию в стране. На 2009 год намечено
33% увеличение рублевой массы в экономике.
В условиях естественной для кризиса инфляции,
такое содействие обесцениванию денег,
а с ними и доходов населения способно
лишь усугубить экономическую ситуацию.
Руководитель Центра экономических исследований
ИГСО Василий Колташов убежден, что в 2009
году Россию ожидает стагфляция и рост
безработицы, дальнейшее падение цен на
нефть.
«Власти надеются на то, чего не произошло
в 2008 году – на завершение кризиса. Поэтому
антикризисные меры не направлены на принципиальное
перестроение экономики, а ограничиваются
мумификацией. Все ждут, что мировое хозяйство
спонтанно пройдет через кризис и останется
прежним. Этого не произойдет», – считает
эксперт.
Многие аналитики утверждают, что после
кризиса (в 2010-2011 годах) цены на нефть вернутся
на прежний уровень, продолжат расти, достигнут
$200 за баррель. Однако, как отмечают в ИГСО,
глобальное хозяйство не сможет развиваться
дальше без революционных преобразований
в энергетике. Нефть в будущем останется
промышленным сырьем, но потеряет свое
значение как энергоресурс.
Согласно оценке ИГСО, мировой экономический
кризис не завершится в следующем году
и может продлиться до 2013 года, а ставка
на его завершение к концу 2009 года безосновательна
и влечет за собой лишь бесперспективное
расходование валютных резервов страны,
уже сократившихся c 1 августа почти на
$120 млрд.
«России для смягчения воздействия кризиса
и дальнейшего выхода из него требуется
не только поддержка производства, но
и стимулирование потребительского спроса.
Это означает отказ от всей прежней политики
удешевления рабочей силы и переход к
техническому перевооружению индустрии.
Выжидательная антикризисная политика
лишь истощит ресурсы страны, усилив поражение
кризисом национального хозяйства», –
считают эксперты, сообщает «Восток-Медиа»
со ссылкой на «Новый регион».
Заключение.
Российское падение 2008 года будет иметь долгосрочные последствия
Тем не менее, российское падение 2008 года, как и более крупный кризис десятилетней давности, будет иметь долгосрочные последствия, отмечает Financial Times.
Во-первых, случившееся уничтожило надежды на то, что Москва вскоре станет глобальным финансовым центром. Падение рынка продемонстрировало серьезные недостатки ее финансовой инфраструктуры. России необходимо увеличить резерв капитала, активнее привлекать пенсионные фонды к покупке акций, развивать розничный инвестиционный рынок. Стране необходимо поддерживать исправно работающую систему банковского кредитования, чтобы бизнес мог получать финансирование на конкурентных условиях. Необходимо обеспечить, чтобы вливания со стороны Центробанка более эффективно поступали в финансовую систему. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)
Во-вторых, кризис показал, что Россия неразрывно связана с глобальной экономикой. Она не может избежать влияния внешних факторов вроде изменения курса доллара или цен на нефть. А за внешнеполитическую конфронтацию пришлось заплатить подорванным доверием и бегством капитала. Возможно, это ограничит агрессию в будущем. Но важнее всего то, что Россия хочет занимать место за столом переговоров по важнейшим мировым вопросам, а ее претензии основаны на достаточно крупной экономике.
Может сказаться и другой сдерживающий фактор - олигархи. Путинизм был построен на следующем постулате: магнаты преуспевают, если играют по правилам Кремля, отмечает издание. Однако военный авантюризм последнего времени подорвал эту основную договоренность. Снижение цен на сырье и замедление роста еще более осложнит попытки ее сохранить. Падение рынка больно ударило по олигархам. Меры по его спасению были приняты лишь после того, как обеспокоенная бизнес-элита обратилась с жалобой к Кремлю.
Укоренившаяся власть Владимира Путина делает опасными более решительные действия оппозиции. Однако после недавней встряски лояльность олигархов уже не будет гарантирована.
Московский экономист, колумнист одной из газет Константин Сонин сказал, что курс правительства на вливание средств в финансовую систему вызовет новый виток инфляции и позволит коррумпированным и неэффективным банкам, которые следовало бы закрыть, продолжать работу.