Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:49, реферат
Александр Блок – один из ярчайших поэтов Серебряного века. Его творчество совпало со сложным периодом в истории России – революцией. В это же время было написано и его главное произведение – поэма «Двенадцать».
Мне интересны не только произведения Блока, но и события тех лет. Поэтому, я с особым удовольствием прочла эту знаменитую поэму. Темой моего реферата является тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать». Этот выбор не случаен. Мне бы хотелось тщательнее изучить это произведение, разобраться проблемах, которые охватили людей после революции, понять состояние людей, переживших весь этот «кошмар».
После прочтения этого грандиозного, на мой взгляд, произведения я заинтересовалась А.А. Блоком как поэтом. Я изучила многие другие его произведения, и, бесспорно, в них виден четкий отпечаток его сложной и трудной судьбы.
Вступление……………………………………………………………..………3 стр.
Биография…………………………………………………...……….......4 стр.
Творчество…………………...……………………………………….....7 стр.
Основная часть. Поэма «Двенадцать» и концепция революции………….19 стр.
Заключение……………………………………………………………………33 стр.
Список используемой литературы………………...…………………..….....35 стр.
Приложение…………………………….……………………………………..36 стр.
Муниципальное общеобразовательное
учреждение
«Лицей №38»
Выполнила:
Ученица 11 класса «В»
Беседина Екатерина
Проверила:
Чернышёва
Э.В.
Белгород,
2008г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Александр Блок – один из ярчайших поэтов Серебряного века. Его творчество совпало со сложным периодом в истории России – революцией. В это же время было написано и его главное произведение – поэма «Двенадцать».
Мне интересны не только произведения Блока, но и события тех лет. Поэтому, я с особым удовольствием прочла эту знаменитую поэму. Темой моего реферата является тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать». Этот выбор не случаен. Мне бы хотелось тщательнее изучить это произведение, разобраться проблемах, которые охватили людей после революции, понять состояние людей, переживших весь этот «кошмар».
После
прочтения этого грандиозного, на
мой взгляд, произведения я заинтересовалась
А.А. Блоком как поэтом. Я изучила многие
другие его произведения, и, бесспорно,
в них виден четкий отпечаток его сложной
и трудной судьбы.
Биография
Блок Александр Александрович — поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма.
Родился 16 (28) ноября 1880 в Петербурге. По отцу, профессору-юристу, потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача (въехал в Россию в середине XVIII в.). По матери — из русской дворянской семьи Бекетовых. Потомки врача Блока принадлежали к состоятельному, но со временем оскудевшему служилому дворянству. Прадед по матери был «большим барином и очень богатым помещиком», к старости потерявшим почти все свое состояние. Со стороны обоих родителей Блок унаследовал интеллектуальную одаренность, склонность к занятиям литературой, искусством, наукой, но наряду с этим и несомненную психическую отягощенность: дед по отцу умер в психиатрической больнице; характер отца отличался странностями, стоявшими на грани душевного заболевания, а иногда и переступавшими за нее. Это вынудило мать поэта вскоре после его рождения покинуть мужа; последняя сама неоднократно лечилась в лечебнице для душевнобольных; наконец и у самого Блока к концу жизни развилось особое тяжелое нервно-психическое состояние — психастения; за месяц до смерти его рассудок начал омрачаться.
Раннее детство А.А.Блока прошло в семье деда по матери, известного ботаника, общественного деятеля и поборника женского образования, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова. Зиму маленький Блок проводил в «ректорском доме», в Петербурге, лето — «в старом парке дедов», «в благоуханной глуши маленькой усадьбы» — подмосковном имении деда, сельце Шахматове. После вторичного выхода матери замуж за офицера, Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, девятилетний поэт вместе с матерью переехал на квартиру отчима, в казармы, расположенные в фабричном районе. По окончании гимназии, отталкивавшей Блока от себя, по его собственным словам, своим «страшным плебейством», не соответствующим его «мыслям, манерам и чувствам», он поступил на юридический факультет Петербургского университета. С третьего курса перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906.
В гимназии и в первые годы университета А.А.Блок очень увлекался театром, «готовился в актеры». «Сочинять стихи» начал, по его собственным словам, «чуть ли не с пяти лет»; «серьезное писание началось около 18 лет». Стихи Блока еще до появления в печати получили широкое распространение в небольших кружках преимущественно московской молодежи, объединенных именем и идеями только что умершего философа и поэта Владимира Соловьева. В этих кружках юношу А.Блока уже склонны были считать «первым из русских поэтов современности». Его стихи впервые были напечатаны в 1903, в петербургском журнале Мережковских «Новый путь» и одновременно в Москве, в альманахе «Северные цветы», издательства «Скорпион».
В том же 1903 А.А. Блок женился на дочери университетского товарища деда, соседа его по Шахматову, знаменитого химика Д.И. Менделеева, — Л. Д. Менделеевой. К этому же времени относится личное знакомство и тесное сближение Блока с А. Белым и последним мистически настроенным кружком «аргонавтов», несколько более раннее сближение с Мережковскими, знакомство с Брюсовым и московскими символистами. Революция 1905 сразу захватила Блока. В одной из уличных демонстраций он нес красное знамя впереди толпы. Поэт, однако, быстро охладел. «В революцию — по его собственным словам, — он не пошел», тем не менее, события 1904–1905 оставили в Блоке свой след: им написано несколько стихотворений на революционные темы, лирическая драма «Король на площади». Важно, что с этой как раз поры «равнодушие к окружающей жизни» сменилось в нем «живым интересом ко всему происходящему».
В конце 1904 в издательстве «Гриф» вышел первый сборник стихов А. Блока — «Стихи о Прекрасной Даме». Из опасения затруднений со стороны духовной цензуры сборник был пропущен через провинциальную цензуру в Нижнем Новгороде. «Стихи о Прекрасной Даме» были восторженно встречены в кружках «соловьевцев» и «аргонавтов». Однако широкую популярность принес Блоку не этот сборник, а вторая книга стихов — «Нечаянная радость» (1907) в особенности лирическая драма «Балаганчик» (она была поставлена в 1906 Мейерхольдом в театре Комиссаржевской). К этому времени А.А. Блок становится литератором-профессионалом: сотрудничает в ряде журналов, печатает стихи, статьи, рецензии, выпускает сборник за сборником своих новых произведений.
Живет А.А. Блок в Петербурге, вращаясь главным образом среди литературной интеллигенции — представителей и сторонников «нового искусства» («Среды» Вячеслава Иванова, религиозно-философское общество) и в кругах театрально-артистической богемы (театр Комиссаржевской и др.). Помимо поездок с матерью в Германию (Bad-Nauheim) Блок предпринял три заграничных путешествия — в Италию, Бретань и на юг Франции. В результате этих путешествий возникли последовательно «Итальянские стихи» (1909), драма «Роза и крест» (1912) и поэма «Соловьиный сад» (1915).
В
1916 А.А. Блок выпустил под своей редакцией
и со вступительной статьей собрание стихотворений
Аполлона Григорьева. Вскоре после этого
поэт был призван на военную службу, однако,
благодаря хлопотам друзей назначен не
в действующую армию, а табельщиком инженерно-строительной
дружины Союза земств и городов. На фронте
(под Пинском) Блок оставался до марта
1917 года. Вернувшись в Петербург, он работал
в Чрезвычайной следственной комиссии
при Временном правительстве: редактировал
стенограммы показаний бывших царских
министров. Февральскую революцию А.Блок
встретил с радостными надеждами. Октябрьский
переворот — восторженно. Высшего подъема
революционная настроенность Блока достигла
в январе 1918, когда им была написана знаменитая,
переведенная на многие языки, поэма «Двенадцать»,
стихотворение «Скифы» и статья «Интеллигенция
и революция», в которой он призывал своих
собратьев-интеллигентов «всем
телом, всем сердцем,
всем сознанием» слушать «великую
музыку будущего», «величавый
рев и звон мирового
оркестра» — «слушать
Революцию». Все эти произведения А.Блока
были напечатаны в изданиях левых эсеров.
Не входя в их партию, он им особенно в
это время сочувствовал. Одним из первых
среди писателей Блок начинает работать
в советских учреждениях: председательствует
в репертуарной секции ТЕО, состоит членом
редакционной коллегии издательства «Всемирная
литература» (редактирует сочинения Гейне).
С 1919 работает в качестве председателя
режиссерского управления Большого драматического
театра. В 1919 А.А. Блок принимает близкое
участие в организации «Вольной философской
ассоциации» (Вольфила), в 1920 — в организации
Петроградского отдела Всероссийского
союза поэтов, председателем которого
одно время состоит. Работает в правлении
Союза писателей. Годы вслед за 1919 у поэта
отмечены резким упадком настроения, апатией,
подавленностью, мрачным отчаянием. Одновременно
ухудшается физическое состояние А.Блока.
В мае 1921 А.А.Блок заболевает воспалением
сердечных клапанов. 7 августа 1921 он скончался.
Творчество
Александр Блок — по преимуществу поэт-лирик. Даже когда ему случается выходить за пределы собственно лирики в другие жанры словесного творчества, он накладывает на них явно выраженный лирический колорит, создавая особые роды лирических драм, лирической публицистики («лирические статьи» о «России и интеллигенции»), даже лирических рецензий. Наиболее чистым, беспримесным лиризмом отмечен первый период творчества Блока — период «Стихов о Прекрасной Даме» (1898–1904). В «Стихах о Прекрасной Даме» поэт целиком следует традиции дворянской чистой лирики, отрешенной от всяких общественных элементов, всяческой «злобы дня». Первым «вдохновителем» Блока, по его собственным словам, был Жуковский. В дальнейшем особенно сильное влияние оказала на него поэзия Фета. Типичная тематика дворянско-усадебной лирики — любовь и природа, вернее, любовь на фоне природы — «розовых утр», «алых зорь», «золотистых долин», «цветистых лугов» — является основным тематическим стержнем всех лирических признаний, обращений и призывов, из которых большей частью состоит первый сборник стихов А.А.Блока. Однако тема любви в переживаниях поэта — «последнего дворянина», завершителя всей линии дворянско-усадебной поэзии — приобретает особую окраску. Любовь Блока, в которой романтическая настроенность юноши (через Жуковского познавшего «дух немецкой романтики») усиливается переживаемым романом с будущей женой, пронизана мистицизмом. На первых курсах университета «всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева», рассказывает сам поэт. Продолжателем мистической, проникнутой культом «Вечно-женственного», «Мировой души», «Божественной мудрости», Софии, поэзии Владимира Соловьева Блок начинает свой творческий путь. Как и у Соловьева, мистическая эротика А.А.Блока насквозь проникнута «апокалиптикой». Культ «Жены, облеченной в солнце» у поэта эпохи двух революций, сперва надломивших, а затем и вовсе уничтоживших родной ему дворянский класс, характерно соединяется с переживаниями надвигающегося конца мира. Признаки конца болезненно чуткий, утонченно нервный поэт видит и слышит везде вокруг себя. «Шорохи», «шепоты», «мнимый конский топот», — и во всем этом надвигающаяся Тайна, — «Озаренная жена», «Солнце завета» — таков пафос «Стихов о Прекрасной Даме», вскормленных шахматовским «дворянским гнездом», вековой дворянской лирикой и смутным ощущением приближающейся социальной грозы, крушения и гибели «любезных сердцу барских усадеб». В сознании «романтика» и «соловьевца» Блока это принимает грандиозные, радостно-пугающие формы конца мира, преображения «улыбкой ясною Жены» всего сущего. «Мысль о Ней всегда несет в себе зерно мысли о конце», пишет А.Блок Андрею Белому, разделяющему все настроения и чаяния поэта. В своей статье «Апокалипсис в русской поэзии» (журнал «Весы», 1905) А. Белый доказывает, что А.А.Блок является завершителем исконных устремлений русской лирики, окончательно приподымающим покров с «софийного» лица русской музы. Четко замкнутый в себе период «Стихов о Прекрасной Даме» продолжается всего несколько лет. К моменту выхода их в свет отдельным сборником (конец 1904) сам поэт уже далек от настроений, которыми насыщены эти стихи. В предисловии ко второму сборнику своих стихов «Нечаянная радость» (1907) А.А.Блок вскрывает сущность происшедшего в нем переворота. «Молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, «для которой мир — балаган, позорище», всегда «осталась бы такою, если бы не тревожили людские обители города. Там, в магическом вихре и свете, страшные и прекрасные видения жизни». «Деревенская», усадебная стихия начинает вытесняться в поэте стихией городской. Из «милой сердцу барской усадьбы», замкнутого шахматовского дворянского гнезда, Муза поэта выходит на просторы улиц и площадей современного буржуазно-капиталистического города.
В 1903–1904 годах городские мотивы все громче звучат среди деревенских пейзажей «Стихов о Прекрасной Даме». Издатель первых стихов А.Блока, П. П. Перцов, вспоминает, с каким удивлением он прочел в 1903 году стихотворение о «фабрике» («В соседнем доме окна желты»), подписанное именем поэта, который до того времени сам утверждал, что только «вечно-женственное» составляет единственную тему его поэзии. Со времени революции 1905 тема города всецело завладевает поэтом. В сборнике «Нечаянная радость» А.Блок помещает рядом знаменитую «Незнакомку» и стихотворение «Ты в поля отошла без возврата». Появляется «Незнакомка» — «влекущая и пугающая», «страшная и прекрасная» — городская стихия, и навсегда «отходит в поля» первая властительница дум поэта — «Прекрасная Дама» его юношеских шахматовских вдохновений. Смена образов и тем отмечена одновременной сменой литературных влияний. Один из «соловьевцев» и близких друзей поэта с горечью вспоминает, как, приехав к нему в 1904, он нашел на его столе вместо сочинений Владимира Соловьева новые книги Бальмонта. Но с особенной силой А.Блок испытывает на себе в это время влияние вождя «новой поэзии», одного из наиболее характерных представителей городской буржуазно-капиталистической культуры, поэта-урбаниста — Валерия Брюсова. Некоторое время влияния Владимира Соловьева и Брюсова как бы сосуществуют в А.А.Блоке: к сборнику «Стихов о Прекрасной Даме» он еще берет эпиграфы равномерно из Брюсова и Соловьева; в рецензии на стихи Брюсова пытается даже установить внутреннюю близость между обоими поэтами. Но скоро влияние Брюсова решительно одолевает. По словам очевидца, близкого человека, впечатление, которое произвел на А.Блока Брюсов при личном знакомстве, было «потрясающим». Появившаяся как раз около этого времени одна из наиболее значительных книг Брюсова — «Urbi et orbi» — «раздавила» Блока. Сам он полушутя признавал в эту пору, что в новых его стихах от него сохранились только две последние буквы его имени, что их следует подписывать «В.Я. Бр...ок». Влиянием Брюсова окончательно определилось вхождение Блока в орбиту той «новой поэзии», из которой, по его собственным словам, в период его ранних стихов, овеянных последней улыбкой умирающей дворянской культуры, он не знал «ни строки». Если влияние Соловьева подсказало образы, определило общую настроенность, тональность его первой книги, — в школе Брюсова он овладел всеми техническими достижениями «новой поэзии», вырос в свою очередь в того высокого мастера нового стиха, одного из вождей русского символизма, каким он заявил себя в последующих произведениях. Впитывание в себя А.Блоком элементов урбанизма, вхождение в русло «городской» поэзии обусловило признание его Брюсовым главой этой поэзии (до появления «Незнакомки» Брюсов считал А.А.Блока «поэтом второстепенным» и даже вовсе «не поэтом»).
Информация о работе Тема революции в поэме А.А. Блока "Двенадцать"