Тема революции в поэме А.А. Блока "Двенадцать"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:49, реферат

Краткое описание

Александр Блок – один из ярчайших поэтов Серебряного века. Его творчество совпало со сложным периодом в истории России – революцией. В это же время было написано и его главное произведение – поэма «Двенадцать».
Мне интересны не только произведения Блока, но и события тех лет. Поэтому, я с особым удовольствием прочла эту знаменитую поэму. Темой моего реферата является тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать». Этот выбор не случаен. Мне бы хотелось тщательнее изучить это произведение, разобраться проблемах, которые охватили людей после революции, понять состояние людей, переживших весь этот «кошмар».
После прочтения этого грандиозного, на мой взгляд, произведения я заинтересовалась А.А. Блоком как поэтом. Я изучила многие другие его произведения, и, бесспорно, в них виден четкий отпечаток его сложной и трудной судьбы.

Оглавление

Вступление……………………………………………………………..………3 стр.
Биография…………………………………………………...……….......4 стр.
Творчество…………………...……………………………………….....7 стр.
Основная часть. Поэма «Двенадцать» и концепция революции………….19 стр.
Заключение……………………………………………………………………33 стр.
Список используемой литературы………………...…………………..….....35 стр.
Приложение…………………………….……………………………………..36 стр.

Файлы: 1 файл

Главный!!!!!.doc

— 515.50 Кб (Скачать)

    Разрабатывая  далее двенадцатую главку, Блок ещё  раз возвращается к тем же символам. Двустишие разрастается в девятистрочную строфу – ответ на поставленный в начале поэмы вопрос получает развёрнутый в самостоятельную метафору образ глубокого исторического и нравственного значения:

    …Так  идут державным шагом  – 

    Позади  – голодный пёс,

    Впереди – с кровавым флагом,

    И за вьюгой невидим,

    И от пули невредим,

    Нежной  поступью надвьюжной,

    С нежной россыпью жемчужной

    В белом венчике  из роз

    Впереди – Иисус Христос. 

    Если  пёс – знак старого мира, то Христос  – знак нового мира, того неведомого будущего, в которое движется герои поэмы и в котором должно, наконец, произойти полное пересоздание, перерождение человеческой личности.

    Совершив  самый важный акт в своей жизни – шаг к революции, поэт не изменил себе ни в чём. Он по-прежнему остался «гуманистом», то есть «интеллигентом», его вера в конечное торжество светлых начал не только не поколебалась, но ещё более укрепилась. Ведь оказывается, что двенадцать героев его поэмы – не только каторжники и «голытьба», но и апостолы. «Апостольство» их было скрыто, оно являлось незримым компонентом их сущности. И только в конце поэмы оно стало явным, когда выяснилось, что они идут не сами по себе, что их ведут и действиями их руководят иные, высшие силы. Ведь Христос у А. Блока выступает не только «в белом венчике из роз», но и «с кровавым флагом», - кровь, пролитая героями, оправдывается и искупается («Христос как бы берт её на себя»), что, безусловно, находится в противоречии с традиционной христианской этикой, но что, очевидно, рассматривается Блоком как неизбежность для той новой ситуации, в которой очутились ныне все тринадцать героев его поэмы. Ведь «апостольская» сущность двенадцати прочно обусловлена в глазах Блока их причастностью к выплеснувшейся стихии. Не будь стихийного взрыва, не будь революции, не было бы ни «апостолов», ни Христа. Всё изменилось, и «христианство» Блока – совершенно новое христианство, которое основывается не на отвлечённой идеальной норме, а на том, что есть в действительности. А что есть в действительности, Блок показал в поэме до того, как выяснилось, что его герои – апостолы.

    Художественная  позиция блока оказалось сложней  и противоречивей его гражданской  позиции. Блок продолжал оставаться поэтом трагической темы и трагического мироощущения, хотя природа трагизма стала иной. Противоречие художественной позиции Блока дало о себе знать в полную меру, когда стало ясно, что блоковская символика не может иметь соответствий в действительной жизни.

    Нарисованная  в «Двенадцати» картина поражает сочетанием несочетаемого. Эта картина  «переворотившегося» мира. Всё пришло в движение, рухнул устоявшийся быт, сдвинулись привычные соотношения, обнажились противоречия. А.А. Блок даёт их в резком столкновении, которое и выявляет остроту основного конфликта поэмы; он строится на противопоставлении двух начал – светлого, гармонического, которое Блок видит «впереди», в будущем, и темного, которое он видит в прошлом и олицетворением которого служит «старый мир». Сфера этого противопоставления захватывает и «большой» мир, и внутренний мир человека. В двух одновременно планах разворачивается действие поэмы – и в мировых пространствах, и на улицах революционного Петрограда.

    Именно  поэтому, проблема пути, движения, в  конечном итоге проблема судьбы –  и личности, и государства, и мира – оказывается центральной и для «Двенадцати». Поэт берёт на себя смелость «провести» своих героев через три основные временные сферы, показать в реальных картинах: что было, что есть и что должно быть.   
 
 
 
 
 

      
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    А.А. Блок умер 7 августа 1921 года. Ему не исполнилось и сорока одного года. В тридцать семь лет он написал «Двенадцать» и «Скифы». Но за эти семнадцать - восемнадцать лет сознательного творчества он прошёл сложный и насыщенный путь формирования – и как художник, и как человеческая личность.

    Мир блоковских чувств и переживаний всегда находился в соотношении со временем, которое Блок напряжённо и мучительно стремился понять. А понять для него значило выработать свою особую, но широкую точку зрения на происходящее, на события. И вот здесь выявилось то главное, что составило сущность блоковского мировоззрения, то есть отношения его и к истории, и к современности.

    А. Блок знал, что живёт в переходную, кризисную эпоху. Ценности, которыми жил XIX век, подвергались пересмотру. Блок страстно хотел увидеть, осознать, что же идёт на смену прошлому. Смена «человеческих пород» - вот что было в его глазах показателем исторического развития, движения времени. Роль отдельной личности в истории Блок оценивал не очень высоко. Проблемы личности и государства для него не существовало. Проблема личности решалась им не столько в плане соотношения человека и того или иного государственного устройства, сколько в плане более широком – соотношения личности и социальной среды, личности и общества, личности и исторического процесса.

    В своих поэтических исканиях, в проблемах, составлявших существо его творчества, Блок прочно опирался на опыт свих предшественников. Из них наиболее существенную роль в его развитии сыграли Пушкин, Гоголь, Некрасов, Тютчев, Достоевский. Эти связи Блока были связями органическими. Он весь вырос на достижениях XIX века, чему способствовали, в частности, культурная среда, в которой он рос, его чисто филологические интересы.

    Но  Блок не ограничился усвоением достижений, он привёл их в соответствие со своим  временем. Отсюда двойственность его лирики: с одной стороны она твёрдо связана с традицией, с другой – всем своим строением прочно соотнесена с тревожной и мятежной эпохой начала века. Обе эти стороны прослеживаются в поэзии Блока без особого труда.

    Блок  придал законченность поэтическим исканиям целого исторического периода. Он наиболее глубоко и остро по сравнению с другими поэтами рубежа двух веков осознал зависимость человека, его духовного мира и душевного склада от времени, в котором он живёт. Среди поэтов, обозначивших своим творчеством отрезок времени от 90-х годов XIX века до 10-х годов XX века, первое место принадлежит А.А. Блоку. В своём творческом развитии, стремительном и насыщенном, он вышел далеко за пределы символистской эстетики, за пределы мистицизма и декадентства. Поэт тончайших душевных движений, Блок стал одним из самых значительных гражданских поэтов своего времени, потому что чутко уловил наступление новой эпохи – эпохи социальных потрясений, и прочно связал свою судьбу и своё творчество с революционными тенденциями своего времени 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Л.К. Долгополов «В огне и холоде тревог» (к 100-летию  со дня рождения А.Блока). О-во «Знание  РСФСР», ленинградская организация. Ленинград 1980г.
  2. Л.К. Долгополов «Александр Блок. Личность и творчество». Издательство «Наука», ленинградское отделение. Ленинград 1978г.
  3. Л.И. Тимофеев «Творчество Александра Блока». Издательство Академии наук СССР. Москва 1963 г.
  4. В. Енишерлов «Александр Блок. Штрихи судьбы». Издательство «Современник». Москва 1980 г.
  5. Л. Долгополов «Поэма Александра Блока «Двенадцать». Издательство «Художественная литература». Ленинград 1979 г.
  6. М.Ф. Пьяных «Слушайте революцию. Поэзия Александра Блока советской эпохи». Издательство «Просвещение». 1980г.
  7. В.Н. Орлов «Гамаюн. Жизнь Александра Блока». Издательство «Советский писатель». Ленинградское отделение. Ленинград 1980 г.
  8. А.Е. Горелов «Гроза над соловьиным садом». Издательство «Советский писатель». Ленинградское отделение. Ленинград 1970 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

  

А.А. Блок А.А. Блок 
 
 
 
 
 
 
 

  

                        Блок А.А. Портрет работы Ремизовой А.М. 
 
 
 
 
 
 
 

 

Почтовая марка СССР, посвящённая А.А. Блоку, 1980, 4 копейки (ЦФА 5128, Скотт 4880) 
 
 
 
 

Александр Блок. Рамзес. Сцены из жизни Древнего Египта. 1921. Обложка. 
 
 
 
 

                           Александр Блок. Седое Утро. Стихотворения. 1920. Титульный лист.   
 
 
 
 

 

Стихотворение Александра Блока на стене одного из домов в Лейдене (Нидерланды)  
 
 
 
 
 

Иллюстрация к поэме А.А. Блока «Двенадцать» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Великий русский  поэт Александр Блок увидел в Октябрьском  перевороте ... 

Иллюстрации Юрия Анненкова к поэме А. Блока «Двенадцать»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иллюстрация Ю.Анненкова  к поэме А.А.Блока «Двенадцать » 
 
 
 
 
 
 
 
 

Образ Христа в  поэме А.А. Блока «Двенадцать » 

Композиция поэмы  А.А.Блока «Двенадцать » 

Информация о работе Тема революции в поэме А.А. Блока "Двенадцать"