Тема революции в поэме А.А. Блока "Двенадцать"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:49, реферат

Краткое описание

Александр Блок – один из ярчайших поэтов Серебряного века. Его творчество совпало со сложным периодом в истории России – революцией. В это же время было написано и его главное произведение – поэма «Двенадцать».
Мне интересны не только произведения Блока, но и события тех лет. Поэтому, я с особым удовольствием прочла эту знаменитую поэму. Темой моего реферата является тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать». Этот выбор не случаен. Мне бы хотелось тщательнее изучить это произведение, разобраться проблемах, которые охватили людей после революции, понять состояние людей, переживших весь этот «кошмар».
После прочтения этого грандиозного, на мой взгляд, произведения я заинтересовалась А.А. Блоком как поэтом. Я изучила многие другие его произведения, и, бесспорно, в них виден четкий отпечаток его сложной и трудной судьбы.

Оглавление

Вступление……………………………………………………………..………3 стр.
Биография…………………………………………………...……….......4 стр.
Творчество…………………...……………………………………….....7 стр.
Основная часть. Поэма «Двенадцать» и концепция революции………….19 стр.
Заключение……………………………………………………………………33 стр.
Список используемой литературы………………...…………………..….....35 стр.
Приложение…………………………….……………………………………..36 стр.

Файлы: 1 файл

Главный!!!!!.doc

— 515.50 Кб (Скачать)

    Демон – барин.

    Барин – выкрутится. И барином останется. А мы – «хоть час, да наш».

    Так-то вот».

    Смысл этой записи состоит не только в  том, что в ней с трагическим  величием передано понимание обречённости старого уклада жизни, но и в том, что за народными силами признаются права на уничтожение этого уклада. Столкновение народа и интеллигенции должно было, по Блоку, послужить заключительной фазой буржуазно-дворянского исторического периода, за которым начнётся новая эпоха, новый период истории. Если интеллигенция хочет избежать гибели, она должна пойти навстречу революции, принять новый миропорядок. Блок соотносит его возникновение с появлением «новой человеческой породы».

    Но  во главе этого движения идёт Россия – молодая страна, которая совсем недавно вступила в сознательный период истории. И именно поэтому ей «суждено сыграть великую роль» в судьбах человечества. Ныне всё изменилось. Россия первая оказалась во власти стихийного революционного циклона, которому суждено преобразовать в стране всё. С новой силой мысль об особой роли России в мировой истории дала о себе знать в стихотворении «Скифы», написанном в одно время с «Двенадцатью». Нынешняя Европа и русский «старый мир» для поэта здесь одно целое, на него надвигается сила, которой ещё нет имени. Единственное спасение – признать права этой силы, принять её, пойти на союз с нею.

    Блок  не задумывается ни о будущем государственном  устройстве общества, ни о своём  месте в нём. Проблема личности и  государства перед ним не стоит. Он просто убеждён в том, что именно «стихия таит в себе семена культуры» и что «гармония» создаётся «из безначалия». В тогдашних условиях художественное произведение, если оно получало резонанс в обществе, неизбежно становилось поступком, потому что выражало гражданскую позицию автора. Так произошло и с Блоком. Его поступок ошеломил многих: он казался неожиданным и потому непонятным. Но сам Блок был подготовлен к такому финалу, он был подготовлен к революции более чем кто-либо из поэтов начала века. На его глазах те демократические и освободительные идеи, которыми жил XIX век, те проблемы, которые он решал, становились сигналом к действию, оказывались рычагом, приводившим в движение уже не умы отдельных людей, а человеческую массу. «Старый мир» последовательно изживал себя. И именно Блок стал поэтом его гибели, выразителем крушения исчерпавшей себя цивилизации.

    Это был отказ от традиционной эпической  формы повествования, от сюжетно-повествовательной  манеры, от новеллистичности и бытовой  доказательности. Блок создал новую  форму эпической поэмы, и новизна  формы находилась в прямом воздействии с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как её понимал А.А. Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно новой поэтической системе, которая нашла выражение в новых ритмах, новой стилистике и лексике. Задача создания новой формы не была решена в «Возмездии». Принимаясь за «Двенадцать», Блок уже знал, чего ему следует избегать. Поэтому «Двенадцать» написаны так легко, свободно и за короткий срок – три с лишним недели. Годы, потраченные на создание описательной поэмы «с бытом и фабулой», стали по-своему годами подготовки к «Двенадцати».

    Очень важно, что в сознании Блока «Двенадцать» ассоциируется со стихотворным циклом. Для него это была привычная форма  творчества, возврат к которой  после неудачи с «Возмездием» оказался естественным.

    Шествие дозора по революционному Петрограду превращается в поэме в шествие  «внутри» большого исторического времени -  из «прошлого» в «будущее», причём сами эти категории лишаются временных обозначений, превращаясь в «сверхвременные» символы мирового исторического прогресса. И соответственно каждая главка поэмы, каждое её «стихотворение» становится лирическим «эпизодом», «знаком» на пути всеобщего стихийного перевоплощения.

    Стихия  в её первозданном виде встречает  нас на страницах поэмы. Действующие лица поэмы – «дети природы». Они – бессознательные носители «духа музыки», и в этом залог их перерождения.

    Единственное  событие поэмы – убийство ни в  чём не повинной Катьки – также  подаётся в поэме как стихийный  акт, характеризующий необузданность героев и неподвластность их никаким законам и нормам. Эпизод убийства помещён Блоком в самом центре поэмы: ему посвящена шестая главка. Убийство Катьки – важнейший этап на пути героев и кульминация поэмы. Выплеснувшись наружу, стихийная сила тут же уходит внутрь, нейтрализуется, растворяется. Герои поэмы ещё поют разгульные частушки, угрожая «буржую» и всему старому миру, но никаких действий уже не совершают. Действий, поступков в поэме больше нет. На поверхность выходит мотив скуки – «скучной, смертной», который в устах Блока обозначал бесперспективность того явления, с которым он был связан. Но зато наружу выходит и подчиняет себе всё в поэме нечто более значительное и грандиозное. Уже не Катьке с Ванькой противостоят герои поэмы, а всему старому миру, и именно это обстоятельство оказывается решающим фактором в процессе их внутреннего пересоздания.

    Стоит буржуй как пёс  голодный,

                                                         Стоит безмолвный, как вопрос,

    И старый мир, как пёс  безродный,

    Стоит за ним, поджавши хвост. 

    Так завершается девятая главка, состоящая  всего из трёх четверостиший. Обречённость «старого мира» подаётся Блоком как величайшая трагедия, широкими мазками и в символах большого обобщения.

    Причём  эта разрушающая старый мир стихийная  сила родилась и оформилась в его же недрах.

    В десятой главке невольный убийца Катьки Петруха поминает Спасителя, на что ему тотчас отвечают:

    - Петька! Эй, не завирайся!

    От  чего тебя упас

    Золотой иконостас?

    Бессознательный ты, право,

    Рассуди, подумай здраво – 

    Али реки не в крови

    Из-за Катькиной любви? 

    Руки  именно «в крови», и виноват здесь «старый мир», оказавшийся неспособным привить людям устойчивые навыки гуманизма, тот мир, официально церковная этика которого была лживой и лицемерной. Ныне герои вступают в новый мир, где всё будет другое, и поэтому так неожиданно внешне, но с полной внутренней естественностью после проведённых слов сразу же звучит призыв: 

    Шаг держи революцьонный!

    Близок  враг неугомонный! 

    Поэма Блока состоит из массы мелких деталей-зарисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым ритмом, тем мощным и грозным смысловым подтекстом, который и есть главное в «Двенадцати». И вот здесь даёт о себе знать то, что мы обычно называем «авторской позицией» и что имеет в поэме Блока не нейтральный характер. Блок воспроизводит стихийный взрыв, сохраняя своё личное отношение к нему. История и судьба России осмысляется Блоком не только сквозь призму созданной им концепции, но и сквозь призму своей личной судьбы, своего прошлого и настоящего. Поэт стал участником мирового революционного действа, он втянут в водоворот событий, и он не только их осмысляет, но и пытается по-своему направить.

    Поэтому дело не в том, с какой долей  соответствия А.А. Блок воспроизвёл в поэме революцию. Дело совсем в другом, в том, что увидел поэт в революции и как он истолковал развитие событий. И первое, что тут обращает на себя внимание, это то, что «Двенадцать», несмотря на всю новизну формы, по-своему «повествовательная» поэма, в ней содержится рассказ о происходящем. Повествование в «Двенадцати» пронизано лиризмом, это лирическое повествование с невиданной стремительностью действия. Поэтому в сознании Блока «Двенадцать» и ассоциировались не с поэмой в привычном смысле слова, а с циклом стихотворений. Даже можно сказать, к какому именно циклу примыкает «Двенадцать». Это цикл «На поле Куликовом»: и там, и здесь говорится о важнейшем этапе русской истории; и там, и здесь господствует иносказательность; и там, и здесь переход из одного исторического периода в другой осмысляется и подаётся как резкий переход, как скачок. Там –

    Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

    Степную даль.

    Здесь – 

    …И  идут без имени  святого

    Все двенадцать вдаль.

    Там – 

    Я вижу над Русью  далече

    Широкий и тихий пожар.

    Здесь – 

    Мы  на горе всем буржуям

    Мировой пожар раздуем… 

    Как видим, А.А. Блок оперирует одними и теми же категориями. Но в «Двенадцати» позиция автора ещё более усилена; она приобрела автономность и авторитарность. Позиция поэта как повествователя и как личности, несмотря на её внешнюю скрытность, в «Двенадцати» выражена мощно и властно. Поэт не просто пересказывает «увиденное» и «услышанное», он ведёт своих героев – из одного мира в другой, он выводит их из одной сферы чувств и размышлений, сквозь бездну сомнений, ненужное убийство и кровь, сквозь разгул, разуверения в любви и в боге – в другую сферу чувств и ощущений, к другому богу. И в этом смысле поэт – главное действующее лицо поэмы: он – направляющая сила, он как бы указывает путь. Движение в «Двенадцати» имеет линейный характер. Оно происходит одновременно в разных планах и в разных сферах, но оно развивается от одной точки к другой, от одной сферы к совершенно другой сфере. Оно многолинейно, но в нём имеется целенаправленность. Мы имеем здесь именно движение, развитие, нагнетание и деталей, и экспрессии; здесь налицо переход героев из одного состояния в другое. На глазах происходит изменение лица мира, и именно потому, что оно происходит на глазах, мы его не замечаем.

    Знаменитая  экспозиция открывает повествование:

    Черный  вечер.

    Белый снег.

    Ветер, ветер!

    На  ногах не стоит  человек.

    Ветер, ветер – 

    На всём божьем свете! 

    Это всё тот же ветер истории, который  с такой силой заявил о себе в стихах А. Блока 1910-х годов. Но теперь уже образ разрастается до широкого обозначения мирового революционного циклона необъятной силы. Вся вселенная включается в действие, и из бушующей стихии начинает постепенно выступать отдельные «знаки» - лики представителей старого мира в первой главке, двенадцати, Катьки, Ваньки и т.д. – в последующих. Знаки, которыми пользуется Блок, имеют не столько, говоря условно, характерологический, сколько идеологический характер. К числу последних относятся и различного рода вопросы, восклицания, реплики. Все они несут большую идеологическую нагрузку, которая далеко не во всех случаях может быть «раскрыта» явно и безоговорочно. Но имеется одна деталь, не вызывающая сомнений. Я имею в виду прозвучавший уже в первой главе вопрос, ответом на который послужит заключительная строфа поэмы – центральная её строфа, то главное, к чему тянутся нити повествования, то, к чему приводит А. Блок в конце концов своих героев.

    Вот основной вопрос поэмы:

    Хлеба!

    Что впереди?

    Проходи! 

    А вот и ответ – Блок написал  его сразу, на отдельном листке бумаги:

    Впереди идёт Христос. 

    Христос в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости. И совершенно естественно, что следующим этапом становится сближение и прямое противопоставление этих двух образов. Вслед за приведённой строкой Блок тут же и сразу же вписывает новые две:

    Позади  – голодный пёс,

    Впереди Иисус Христос. 

    Невероятно, может быть, единственная в русской  поэзии рифма: пёс – Христос! Но здесь, в этом классическом двустишии, сконцентрировано то, ради чего поэма и была написана. Поставленный рядом с Христом пёс довершил картину. Русские писатели прошлого много и охотно писали о сосуществовании и постоянной борьбе в жизни и в душе отдельного человека начал «добра» и «зла». А. Блок открыто продолжает эту традицию, он использует её как по отношению к революции, так и по отношению к действиям и судьбе своих героев. Он вводит отвлечённую этическую проблему в конкретную тему революции и раскрывает её уже на фоне реальных событий, изменяющих мир.

Информация о работе Тема революции в поэме А.А. Блока "Двенадцать"