Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:40, курсовая работа
В миросозерцании Мухаммада и в основанной им религии отсутствует идеал человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Богом - идеал истинной богочеловечности. Вера Мухаммада ставит первое условие истинной духовной жизни на место самой этой жизни. Этика и догматика мусульманства в речах Магомета.
1. Введение
Глава I. Магомет как основа мусульманской идеологии
1. География
2. Биография
3. Первые приповеди и их суть
Глава II. Пророческая деятельность
1. Этика и догматика мусульманства в речах Магомета
2. Последователи
3. Начальная идеология и ее изменения
Заключение
Список литературы
Толкователи магометанского закона не согласны в мнениях относительно всего смысла этого учения о наградах и наказаниях. Одни говорят, что все следует понимать в переносном, другие — в буквальном смысле. Первые стоят на том, что пророк говорил в притчах, приноравливаясь к грубым понятиям и чувственной натуре своих слушателей, и утверждают, что радости неба будут как умственные, так и телесные, потому что воскреснут разом души и тела. Душа будет наслаждаться всеми своими способностями, достигшими сверхъестественного развития: знанием всех тайн природы, полным видением всего прошедшего, настоящего и будущего. Наслаждения тела также будут соответствовать его различным чувствам и усовершенствуются до сверхъестественного.
Шестой и последний член исламской веры есть предопределение. Магомет, очевидно, основал на нем главную свою надежду на успех в военных предприятиях. Он учил, что каждое событие предопределено Богом и записано до сотворения мира в предвечную книгу. Каждому отдельному человеку неизменно назначена своя участь и определен час смерти, никакие усилия человеческого разума, никакая предосторожность не в состоянии изменить или отвратить эту участь. Под влиянием такого убеждения мусульмане шли на битву без страха, и, так как смерть в битве равносильна была мученичеству и давала им право на беспрепятственный доступ в рай, то они, в случае смерти или победы, всегда были в верном выигрыше.
Это учение, в силу которого люди не могут своею свободною волею ни избежать греха, ни отвратить наказания, многие мусульмане считают оскорблением правосудия и милосердия Божиих; и возникло несколько сект, которые пытались смягчить и разъяснить этот запутанный догмат, но число таких скептиков невелико, притом их не считают и за правоверных.
Есть четыре вида добрых дел: молитва, включая сюда и омовение, милостыня, пост и богомольное странствование.
Омовение предписывается как приготовление к молитве, так как чистота тела служит эмблемою чистоты душевной. Предписывается оно в Коране с крайнею точностью. Лицо, руки (до кисти), локти, ноги и четвертую часть головы следует омывать один раз; кисти рук, рот, ноздри — три раза; уши смачивать водою, оставшеюся от омовения головы, а зубы нужно чистить щеточкой. Омовение должно начинать справа и оканчивать слева; при омовении рук и ног начинать с пальцев. Где нельзя достать воды, там чистый песок может служить для этой цели.31
Молитву должно совершать ежедневно пять раз: первую утром перед восходом солнца; вторую — в полдень; третью — после полудня, перед заходом солнца; четвертую — вечером, между заходом солнца и наступлением сумерек; пятую — между сумерками и первым бдением, молитва эта произносится шепотом. Многие добровольно совершают еще шестую молитву между первым ночным бдением и рассветом дня. Эти молитвы суть лишь повторения одного и того же славословия: «Велик Бог! Бог всесилен! Бог — всемогущ!», и аккуратные молельщики отсчитывают их по четкам. Моления могут совершаться в мечети и во всяком чистом месте. Во время молитвы глаза обращаются к кебле, или точке на небе по направлению к Мекке; в каждой мечети кебла указывается нишей, называемой аль-Мэраб, а снаружи положением минаретов и дверей. На молитве предписывается даже известное положение тела, и самое торжественное молитвенное действие есть преклонение лба к земле. Женщины, молясь, не должны распростирать рук, а должны складывать их на груди. Они не должны делать таких глубоких поклонов, как мужчины. Молиться должны тихим, нежным тоном голоса. Им не дозволено идти в мечеть вместе с мужчинами, дабы души молящихся не были отвлечены от благоговейных чувств. При обращении к Богу верным ставится в долг молиться со смирением, оставив дорогие украшения и пышные одежды.
У мусульман молитва — ежедневное упражнение, и, кроме того, в пятницу говорится проповедь в мечети. День этот вообще считался священным у восточных народов, как день, в который создан Адам.
Вторая добродетель есть благотворительность или подавание милостыни. Есть два рода милостыни; милостыня, предписываемая законом и называемая Закат, то же, что десятина в христианской церкви, должна даваться в точно определенных размерах, деньгами ли, товаром, скотом, зерном или плодами, и добровольные приношения, под названием Садакат, предоставляемая на волю дающего. Каждому мусульманину поставляется в долг, тем или иным путем, тратить десятую часть доходов на вспомоществование неимущим и бедным.
Третья добродетель есть пост, который, полагают, также ведет свое начало от евреев. Три дня в каждом году, в течение месяца Рамадана, правоверные должны с восхода и до захода солнца строго воздерживаться от пищи и пития, не купаться, не душиться, не иметь сношения с женщинами и всего прочего, что нежит и услаждает чувства. Это считается великим торжеством самоотвержения, умерщвлением плоти и порабощением страстей, очищающим как тело, так и душу.
Богомольное странствование есть четвертая добродетель, требуемая от мусульман. Каждый правоверный должен совершить в течение своей жизни одно странствование в Мекку, сам лично или по поручению, данному другому лицу. В последнем случае его имя должно упоминаться при каждой молитве, возносимой заменившим его лицом.
Богомольное странствие обязательно только для свободных лиц зрелого возраста, находящихся в здравом уме, и, притом, если они имеют достаточно здоровья и средств, чтобы перенести труды и издержки путешествия. Богомолец перед отправлением из дому устраивает все свои дела, общественные и семейные, как бы приготовляясь к смерти.32
В определенный день, во вторник, четверг или в субботу, как дни благоприятные для этой цели, он собирает своих жен, детей и всех домашних и благоговейно поручает их и все их дела попечению Бога на время своего святого предприятия. Потом, подвязавши лицо концом своей чалмы, проведя его под подбородком и перекинувши на другую сторону головы и взяв в руки крепкий посох из дерева горького миндаля, он прощается с домашними и выходит из комнаты, восклицая: «Во имя Божие я предпринял это святое дело, надеясь на Его защиту. Я верую в него, и в Его руки предаю дела мои и жизнь».
Выходя из ворот, он обращается лицом к кебле, читает наизусть известные места Корана и затем прибавляет: «Обращаю лицо мое к святой Каабе, ко престолу Бога, да совершу странствие, повелеваемое Его законом, дабы приблизиться к Нему».
Наконец он ставит ногу в стремя, садится на седло, еще раз поручает себя Богу, всемогущему, премудрому, всемилосердному, и отправляется в странствие. Время отъезда всегда рассчитывается так, чтобы прибыть в Мекку как раз в начале месяца богомольного странствования Дуль-Хаджи.
Во
все продолжение этого
1. Не начинать ссор.
2. Кротко переносить всякую грубость и брань.
3.
Способствовать миру и
Сверх того, он должен быть щедрым в подаянии милостыни во все время своего странствования.
Прибыв в какой-нибудь город по соседству с Меккой, он отпускает здесь свои волосы и ногти; потом раздевается донага и одевается в ирам, то есть одежду богомольца, которую составляют два шарфа, без швов и украшений, из какой угодно материи, исключая шелковую. Один из шарфов обертывается вокруг поясницы, другой накидывается на шею и плечи, оставляя свободною правую руку. Голова не покрывается, кроме престарелых и слабых, которым, в уважение к милостыне, раздаваемой им бедным, дозволяется чем-нибудь обернуть ее. Для защиты от солнца можно иметь зонтик, а недостаточные богомольцы употребляют вместо него тряпку, привязанную к концу посоха.
Раз надетый ирам нужно носить до самого конца богомолья, хотя бы он и не соответствовал времени года или погоде. Во время ношения его богомолец должен воздерживаться от сквернословия, всего чувственного, всяких ссор и насилий, не должен даже отнимать жизни у кусающего его насекомого; впрочем, делается исключение относительно злых собак, скорпионов и хищных птиц.
По прибытии в Мекку он оставляет свой багаж в какой-нибудь лавке, а сам, оставив всякие заботы о мирских делах, немедленно идет к Каабе, в сопровождении одного из метовефов, или проводников, которые всегда стоят наготове и предлагают свои услуги богомольцам.33
Вступив в мечеть через Баб эль Салам, или «Ворота приветствия», он совершает четыре земных поклона, а проходя под аркою их, прочитывает известные молитвы. Приблизившись к Каабе, он совершает четыре земных поклона перед черным камнем и затем целует его, а если ему мешает толпа, то он прикасается к камню правой рукой и целует уже ее. Удаляясь от черного камня и имея здание у себя слева, совершает семь обходов, три первых быстро, последние четыре — медленным, торжественным шагом. Во время хода тихим голосом, прочитывается несколько молитв, а в конце каждого обхода нужно целовать черный камень или же прикасаться к нему.
Товаф, или обхождение Каабы есть древний обряд.
Когда совершены уже семь обходов, богомолец прижимается грудью к стене, между черным камнем и дверьми и с распростертыми руками молит Бога о прощении своих грехов.
Потом отправляется к Макаму, или Станции Авраама; тут кладет четыре земных поклона, молится о заступничестве патриарха, а оттуда идет к колодцу Зем-Зем и пьет столько воды, сколько в состоянии выпить.
Потом хаджи входит в лавку цирюльника в Мерове; пока производится бритье головы и обрезывание ногтей, цирюльник бормочет молитвы, а богомолец повторяет все их за ним. Обрезки волос и ногтей зарываются тогда в священную землю и самые существенные обязанности богомольного странствия считаются исполненными.
Таковы главные церемонии, составляющие этот великий у мусульман обряд богомольного странствования; но прежде чем кончить этот очерк, мы не можем не указать на одно из его нововведений, которое приводит в большое затруднение его последователей и представляет особенное неудобство для благочестивых странников в Мекку.
Арабский год состоит из двенадцати лунных месяцев, содержащих попеременно тридцать или двадцать девять дней, а в целом составляющих в год триста пятьдесят четыре дня, так что в каждый солнечный год теряется одиннадцать дней. Чтобы пополнить этот недочет, до времени Магомета к каждому третьему году прибавлялся тринадцатый месяц или месяц странствования, подобно тому как к христианскому календарю к каждому високосному году прибавляется один день. Магомет, не имевший никакого образования и никаких понятий об астрономии, уничтожил этот тринадцатый или вставочный месяц, как противоречащий божественному порядку изменений луны, и во время своего последнего странствования на богомолье преобразовал календарь на основании божественного откровения. Это записано в девятой суре или главе Корана следующими словами:
«Ибо число месяцев есть двенадцать, как поведено Аллахом и записано на предвечной скрижали в день, в который он сотворил небо и землю.
Не переноси священного месяца на другой месяц, ибо это поистине нововведение неверных».
Число дней, терявшихся вследствие этого составляет в течение 33 лет 363. Поэтому при переводе магометанских годов на христианские необходимо к каждым 33 годам прибавлять один год.34
Происходящее от этого откровения пророка неудобство состоит в том, что мусульманские месяцы не соответствуют временам года, так как каждый год они начинаются одиннадцатью днями раньше. В известные времена это составляет большое неудобство для странников в Мекку, так как месяц пилигримства Дуль-хаджи, переходящий последовательно через все времена года, иногда приходится в глубокую зиму, а иногда в самый сильный летний зной, а между тем пилигримы обязаны носить в этот месяц ирам или едва прикрывающую тело одежду богомолья.
Таким
образом, Магомет, хотя и мог по сказаниям
легенды заставить луну сойти
со тверди небесной и вращаться вокруг
священного храма, однако не в состоянии
был изменить ее месячных движений; и наука
чисел оказалась выше пророческого дара
и поставила чудотворца в смешное положение.35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
миросозерцании Мухаммада и в
основанной им религии отсутствует
идеал человеческого
Вера
Мухаммада ставит первое условие
истинной духовной жизни на место
самой этой жизни. Ислам не говорит
людям: будьте совершенны, как Отец
ваш небесный, т.е. совершенны во всем;
он требует от них только общего
подчинения себя Богу и соблюдения
в своей натуральной жизни
тех внешних пределов, которые
установлены божественными
В отличие от христианства, ислам развивался в условиях религиозно – политической слитности, так что его авторитетами были сами политические и одновременно религиозные вожди – пророк, халифы, эмиры, представители власти на местах. Любой чиновник обязан был согласовывать свои действия с нормами Корана и Шариата, т.е. считаться с ролью духовенства, с силой религии. Ислам послужил мощным импульсом развития такого феномена, как «мусульманский мир», который вырос на обширной территории Ближнего Востока с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в том числе и на культурные центры христианской Европы. Кроме арабских стран ислам исповедуется в Индии, Китае, Индонезии. От арабских государств Северной Африки ислам распространился в соседние негритянские страны и продвигается дальше на юг. Из многих религиозных систем современного мира ислам является одной из наиболее значительных сил.
Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами в современном мире.
Информация о работе Личность и пророческая деятельность Магомета