Личность и пророческая деятельность Магомета

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

В миросозерцании Мухаммада и в основанной им религии отсутствует идеал человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Богом - идеал истинной богочеловечности. Вера Мухаммада ставит первое условие истинной духовной жизни на место самой этой жизни. Этика и догматика мусульманства в речах Магомета.

Оглавление

1. Введение
Глава I. Магомет как основа мусульманской идеологии
1. География
2. Биография
3. Первые приповеди и их суть
Глава II. Пророческая деятельность
1. Этика и догматика мусульманства в речах Магомета
2. Последователи
3. Начальная идеология и ее изменения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсяк!!!!готовый!!!не трогать никак!!!кастрирую!!!!.docx

— 88.44 Кб (Скачать)

       Собрание  разошлось в замешательстве. Абу  Лахаб и его жена, раздраженные изреченным на них проклятием, заставили  сына своего Оту развестись с женою  Рукайей и отослать ее в слезах обратно к Магомету. Но вскоре она  получила утешение в лице другого  мужа, уже правоверного; Осман ибн Аффан, ревностный ученик Магомета, с радостию женился на ней.

       Нисколько не падая духом от неудачи своей  первой попытки, Магомет вторично пригласил  хашемитов собраться, на этот раз уже в его доме, где, угостив их мясом ягненка и напоив молоком, он подробно возвестил им данные ему с неба откровения и божественное повеление сообщить таковые его ближайшим родственникам.

       —   О,   чада   Абд   аль-Муталлиба,—воскликнул   он   с энтузиазмом,— вам, перед  всеми людьми, Аллах благоволил ниспослать сии наидрагоценнейшие дары. Во имя Его я предлагаю вам блага в сем мире и бесконечные радости в мире будущем. Кто среди вас возьмет на себя бремя моего предложения? Кто будет мне братом, моим наместником, моим визирем?

       Все молчали: одни недоумевая, другие недоверчиво  или насмешливо улыбаясь. Наконец, вскочил  Али и с юношеским порывом предложил свои услуги пророку, скромно заметив при этом, что сознает свою молодость и телесную слабость. Магомет заключил в свои объятия благородного юношу и прижал его к своей груди.

       —  Вот кто мне брат, вот мой  визирь, мой наместник,— воскликнул он,— все да послушествуют словам его и да повинуются ему!

       Но  в ответ на выходку такого молокососа, как Али, раздался взрыв хохота корейшитов; над Абу Талибом, отцом юного  прозелита, они издевались, говоря, что он должен преклониться перед  сыном и оказывать ему повиновение.

       Хотя  родственники и друзья Магомета так  враждебно встретили его учение, однако между народом это учение нашло себе много приверженцев, особенно между женщинами, всегда расположенными сочувствовать преследуемым. Многие из евреев также были некоторое время его последователями, но потом, когда увидели, что он позволял своим последователям есть мясо верблюда и других запрещенных еврейским законом животных, отступились от него и оставили его веру как нечистую.

       Теперь  Магомет отбросил всякую сдержанность или, лучше сказать, воодушевился большим  энтузиазмом и стал ходить, всюду, проповедуя открыто свои учения и  выдавая себя за пророка, посланного Богом, чтобы положить конец идолопоклонству  и смягчить строгость христианского  и еврейского законов. Любимыми местами  его проповеди были холмы Сафа и Кубеис, священные по преданиям  об Агари и Измаиле, а гора Хара стала его Синаем, куда он часто  удалялся во время порывов воодушевления  и энтузиазма и возвращался из уединенной ее пещеры с новыми откровениями Корана.13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. Пророческая деятельность 

  1. Этика и догматика мусульманства  в речах Магомета
 

       Нужно постоянно иметь в виду то обстоятельство, что Магомет не выдавал себя за основателя новой религии, а только за восстановителя той веры, которая  ведется с незапамятных времен от самого Бога. «Мы следуем,— говорит  Коран,— религии Авраама правоверного, который не был идолопоклонником. Мы веруем в Бога, и в то, что  Он ниспослал нам, и в то, что  было ниспослано Аврааму и Измаилу, Исааку и Иакову с племенами, и  в то, что передано было Моисею и Иисусу, и в то, что было передано пророкам от Господа: никакого различия между кем-нибудь из них мы не делаем, а Богу безропотно покорны»14.

       Коран, ставший священною книгою его веры, открывался по частям время от времени, смотря по степени возбуждения его чувств или по требованию обстоятельств. Он не выдавал его (Коран) за свое собственное произведение, а за откровение божественное, за подлинные слова самого Бога. Во всех случаях говорит прямо само Божество.

       Моисеев закон, по его словам, некоторое время  служил для людей руководством и  правилом в деятельности; с пришествием Иисуса Христа его заменило Евангелие; но Моисеев закон и Евангелие должны теперь уступить место Корану, который полнее и яснее предшествовавших законов и имеет целью исправить злоупотребления, вкравшиеся в них, либо по небрежности, либо вследствие испорченности их последователей. Это уже полный и совершенный закон; после него не будет больше никаких откровений. Магомет последний и вместе с тем величайший из пророков, когда-либо посылавшихся на землю для провозвестия воли Божией.

       Вера  в единого Бога была краеугольным камнем этой исправленной религии. «Нет Бога кроме Бога» — это был ее руководящий догмат. Отсюда эта вера получила название ислам, что на арабском языке означает покорность Богу. К этому основному догмату присоединился другой: «Магомет — пророк Божий», прибавление это оснащено божественным повелением и важно потому, что дает возможность легко понимать его откровения.

       Кроме веры в единство Бога, внушалась  еще вера в его ангелов, или  служебных духов, в его пророков, в воскресение тела, в последний суд, в награду и наказание в будущей жизни и в предопределение. Многое в Коране, особенно его фантастические, но часто исполненные прелести предания об ангелах, пророках, патриархах, добрых и злых гениях заимствованы из Библии, Мишны и Талмуда.15

       Система, принятая в Коране, была в сущности основана на христианских учениях Нового Завета, в том виде, в каком  Магомет узнал их от христиан-еретиков, живших в Аравии, Коран питает высокое уважение к Иисусу Христу, как к вдохновенному пророку, величайшему из посланных до Магомета, чтобы исправить закон, но всякая мысль о его божестве отвергалась, как нечестивая, а учение о Троице было признано за оскорбление единства Божия. И то и другое из этих учений Коран считал заблуждением и произвольными вставками толкователей; этого мнения, как увидим дальше, держались и некоторые арабские секты христиан.

       Поклонение   святым  и  употребление  икон  и  картин, изображающих их, осуждалось как идолопоклонническое отступление  от чистой веры Христовой; это, как мы уже заметили, согласно было с учением  несториан, с которыми Магомет имел, как известно, частые сношения.

       Запрещалось всякое живописное изображение живых  существ. Магомет обыкновенно говорил, что ангелы не войдут в дом, где  есть такие картины, а те, кто рисует их, в будущей жизни осуждены будут  под страхом наказания на искание  души для своих изображений.

       Большая часть милосердных заповедей  Иисуса Христа нашла себе место в  Коране. Частая милостыня предписывается как ненарушимый долг, а неизменный закон правды и неправды — «поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою» — получил силу нравственного руководства для жизни правоверного.

       «Не будь несправедлив к другим,— говорит  Коран,— никто и к тебе не будет  несправедлив. Если должник затрудняется уплатить свой долг, пусть заимодавец ожидает, пока тому легко будет сделать это; но лучше ему, если он обратит долг в милостыню».

       Магомет внушал высокую справедливость и  честность в делах. «О купцы,—  любил он говорить,— ложь и обман  чаще всего господствуют в торговле; очищайте же ее подаянием, уделяйте что-нибудь для милостыни, как бы в удовлетворение; ибо обман прогневляет Бога, милостыня  же умиротворяет Его гнев. Тот, кто  продает дурную вещь, скрывая ее недостатки, вызывает гнев Бога и проклятие  ангелов».

       «Не извлекайте выгод из нужд другого, чтобы  покупать у него вещи с потерею  для него; лучше избавьте его от бедности. Голодного накорми, больного посети, освободи узника, если он заключен невинно».

       «Не смотри с презрением на своего ближнего; не выступай по земле с гордынею, ибо Бог противится гордым и тщеславным. Будь скромен в поступи и скромен в речах; ибо изо всех голосов самый неприятный есть голос осла.»16

       Идолопоклонство всякого рода было строго воспрещено; Магомет питал к нему величайшее отвращение. Однако многие из религиозных обрядов, которые с незапамятных времен соблюдались между арабами, к которым он сам привык с детства и в которых не было ничего несовместного с учением о единстве Бога,— были сохранены. Таково было странствование на богомолье в Мекку, со всеми обрядами, связанными с Каабой, колодцем Зем-Зем и другими священными местами по соседству, исключая, конечно, поклонение идолам, которым осквернялись эти обряды.

       Древний арабский обряд — во время молитвы  или, скорее, перед молитвой совершать омовение — существует и ныне. Молитвы предписывались в определенные часы дня и ночи; по форме и выражению они были просты: воссылались непосредственно к Божеству, причем полагалось известное число поклонов, а иногда молящийся совсем падал ниц, с лицом, обращенным к кебле — месту поклонения. В конце каждой молитвы прочитывался следующий стих из второй главы Корана. Говорят, что в оригинале на арабском языке стих этот обладает необыкновенною прелестью; его вырезывают на золотых и серебряных украшениях, а также на драгоценных камнях и носят как амулет.

       Магомет ревностно доказывал важность и  действительность молитвы. «Ангелы,— говорил он,— ходят меж вами днем и ночью: когда ангелы ночи восходят на небо, Бог спрашивает их, как оставили они его создания. «Мы застали их на молитве,— ответят они,— и оставили на молитве».

       Учения  Корана о воскресении мертвых  и страшном суде в  некоторых отношениях похожи на те же учения христианской религии, но к ним примешиваются грубые понятия, заимствованные из других источников; наслаждения мусульманского рая, хотя отчасти и духовные, смешаны с чисто земными, чувственными и бесконечно ниже изреченной чистоты и духовного блаженства рая, обещанного нашим Спасителем.

       Тем не менее описание последнего дня, в  восемьдесят первой главе Корана, которое Магомет представил в  начале своего посланничества в Мекке  как одно из первых откровений, имеет  в себе нечто величественное.17 

  1. Последователи
 

       Мухаммед  умер, оставив тысячи ревностных последователей, которые продолжили его дело.

       Абу Бакр возглавлял умму, созданную Мухаммедом, два года. При нем были подавлены  восстания кочевников, не желавших смириться с налогами, уничтожены все пророки и пророчицы, сеявшие  смуту.

       Весь  полуостров - от устья Евфрата до берегов Мертвого моря - покорился  исламу.

       Наиболее  знаменитого лжепророка - Мусайлиму  сразил во время решающей битвы Вахши - тот самый, который победил Хамзу  в битве при Оходе. "Я убил самого лучшего и самого худшего  из людей", - говорил Вахши. До конца  своей долгой жизни Вахши сражался на пути Аллаха и не раз бывал  наказан плетьми за пьянство, что  ничуть не умаляет его славы великого воина.18

       По  смерти Абу Бакра халифом был  выбран Омар. Он поклялся, что из уст  самого Мухаммеда слышал откровение Аллаха, повелевающего побивать прелюбодеев  и прелюбодеек камнями, и помнил это место из Корана наизусть.

       В списках Корана такого откровения не нашли - напротив, там говорилось не о смертной казни за подобное преступление, а о ста ударах палками. Один из самых полных списков Корана хранился в сундуке Хафсы, жены пророка  и дочери Омара, - в нем тоже не нашли повеления побивать камнями. И все-таки Омар настоял на своем - было решено считать, что коранический текст, о котором он говорил, существовал, но его съели мыши. Характерно, что  халифу Омару, который был грамотен, и в голову не пришло записать короткий стих, который он помнил наизусть, и  выдать эту запись за сделанную со слов пророка и при жизни пророка. Омар по-своему понимал ислам, но он предал себя Богу и на подобное святотатство был не способен.

       Омар  прославился простотой, суровостью и справедливостью. Говорят, что  он выслушивал советы даже от женщин, настолько  он смирил свою гордыню, став заместителем посланника Бога на земле. И доподлинно известно, что он не обогащался за счет уммы, хотя через его руки проходили  колоссальные средства. Сам не обогатился и родственникам не дал - случай очень  редкий в истории халифов.

       Омар  руководил верующими двенадцать лет, и при нем полководцы ислама покорили Палестину и Сирию, Египет и Ливию, большую часть Персии.

       При Османе ибн аль-Аффане, племяннике Хадиджи  и зяте Мухаммеда, который был  избран халифом по смерти Омара, продолжалось наступление ислама на Византию, полностью  была покорена Персия, отряды мусульман  захватили Дербент и весь Дагестан и вышли на берега Амударьи...

       Но  мусульмане были недовольны правлением Османа - его обвиняли в несправедливом дележе добычи и милостыни и явном  пристрастии к близким родственникам, которых он назначал наместниками в  важнейшие покоренные города. Посланные  Амром ибн Аасом, завоевателем и  наместником Египта, ревностные мусульмане, явившись в Медину, ворвались в  дом Османа и убили его. Осман  встретил их с Кораном в руках, и кровь его впервые обагрила страницы священной книги.19

Информация о работе Личность и пророческая деятельность Магомета