Личность и пророческая деятельность Магомета

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

В миросозерцании Мухаммада и в основанной им религии отсутствует идеал человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Богом - идеал истинной богочеловечности. Вера Мухаммада ставит первое условие истинной духовной жизни на место самой этой жизни. Этика и догматика мусульманства в речах Магомета.

Оглавление

1. Введение
Глава I. Магомет как основа мусульманской идеологии
1. География
2. Биография
3. Первые приповеди и их суть
Глава II. Пророческая деятельность
1. Этика и догматика мусульманства в речах Магомета
2. Последователи
3. Начальная идеология и ее изменения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсяк!!!!готовый!!!не трогать никак!!!кастрирую!!!!.docx

— 88.44 Кб (Скачать)

       При Османе завершилось начатое еще  Абу Бакром собирание Корана. При  жизни Мухаммеда по рукам ходили лишь записи отдельных откровений и  некоторых сур, часто отрывочные и неполные. Никто не заботился  о том, чтобы собрать и сохранить  все откровения, полученные пророком от Аллаха. Но время шло, люди, знавшие  наизусть весь Коран или большую  его часть, гибли в битвах, угроза забвения божественных строк становилась  все более реальной. И угроза кровавой смуты тоже - нельзя было допустить, чтобы существовали разные тексты Корана, разночтения уже начинали приводить  к мелким стычкам. Поэтому все  записи коранических текстов, сделанные  на пергаменте и пальмовых листьях, на глиняных черепках и плоских костях, на камнях и кусках ткани, были собраны и сверены, все знатоки Корана опрошены, и специальная комиссия, куда входили и секретари Мухаммеда, составила окончательный текст божественной книги. Остальные же списки ведено было уничтожить.

       Тексты, вошедшие в Коран, несомненно, создал Мухаммед, и многие из них еще  при его жизни были объединены в специальные главы - суры. Многие, но не все. Остальные откровения составители  Корана объединили в суры, руководствуясь памятью знатоков, набожным воодушевлением и здравым смыслом, учитывая содержание откровений, ритм и рифму отдельных "строф". Не всегда сходились концы с концами, но составители все-таки объединили все сохранившиеся откровения в его четырнадцать сур и дали каждой суре название. Определить порядок расположения сур им было нелегко - Мухаммед не создавал книги как таковой, откровения и суры существовали для него совершенно независимо друг от друга, связанные лишь тем, что все они являлись частями небесного Корана, словами Аллаха. Составители не дерзнули навязывать свою волю Богу; поместив в начале Корана "Фатиху", давно ставшую любимой молитвой мусульман, расположили остальные суры просто по их длине - длинные впереди, самые короткие позади.

       Почти каждая сура оказалась составленной из откровений, полученных в разное время и по разным поводам. В этом виде Коран и дошел до нас. Многие откровения, полученные Мухаммедом, конечно, не вошли в Коран - одни были "отменены" еще при его жизни, другие просто забылись.

       После Османа, правившего двенадцать лет, Медина провозгласила халифом Али. Фатимы уже давно не было - она всего  на два года пережила Мухаммеда и, умирая, требовала, чтобы ее похоронили рядом с пророком. Но ее просьбу  не уважили - рядим с Мухаммедом похоронены Абу Бакр и Омар.

       Али два года провел в непрерывных  войнах с соперниками - против него выступили аз-Зубайр и Тальха, которых  поддерживала Айша, его власть не признал  Муавия, наместник Сирии, сын Абу  Суфиана. Али разгромил войска аз-Зубайра  и Тальхи, нанес несколько поражений  Муавии, а затем был убит одним  из фанатиков-сектантов, мечтавших  возродить первоначальную чистоту  ислама.20

       Пятым халифом стал Муавия, положивший начало династии Омейядов. Он придал власти халифов  более светский характер, назначил высокие пенсии поэтам-язычникам. Его  противники утверждали, что, пируя с  близкими друзьями, он иногда приказывал принести Коран и с удовольствием  плевал на него... Но что бы Муавия ни думал о Мухаммеде и Коране, он вынужден был на людях торжественно клясться, что верен каждому слову  пророка и каждой букве Корана, а каждый поступок пророка для него образец и закон. И также клялся любой правитель и деспот после него - ислам победил.

       Девять  жен было у Мухаммеда в год  смерти. Всех он обеспечил еще при  жизни богатыми наделами земли в  Хайбаре, а халифы выплачивали им щедрые пенсии. Коран запретил им вступать в новый брак, зато их почитали верующие. Их рассказы о Мухаммеде высоко ценились, с ними советовались судьи и богословы. Они были священны, им не рубили голов, даже если они вмешивались в кровавые политические интриги. Благочестивая  Зайнаб, отданная пророку в жены самим Аллахом, на восемь лет пережила Мухаммеда; наследники ее не получили ничего - все средства, в том числе  двенадцать тысяч дирхемов, подаренных ей халифом Омаром, она раздала  беднякам. Напротив, Сафийя, плененная  в Хайбаре, прожив после смерти Мухаммеда  почти пятьдесят лет, приумножила  свои богатства и оставила наследникам  почти сто тысяч дирхемов. Рукописи, хранившиеся в сундуке Хафсы, помогли, как уже говорилось, составить  Коран.

       Любимая жена пророка Айша, которой в год  его смерти было всего восемнадцать лет, прожила долгую и бурную жизнь. Она участвовала в заговоре против Османа и боролась на стороне аз-Зубайра  против своего давнего врага Али. Говорят, она не простила ему попыток  развести ее с пророком. Решающая битва  отрядов Али и аз-Зубайра получила в честь Айши название "битвы  верблюда" - ее вывезли на верблюде в защищенном броней паланкине, и  она, "мать верующих", вдохновляла  соратников аз-Зубайра стоять насмерть. Вокруг Айши разгорелась одна из самых  ожесточенных схваток, семьдесят воинов пали, защищая ее, но сторонники аз-Зубайра  потерпели поражение, священный  верблюд Айши был убит, и она  попала в плен к Али. Аз-Зубайр и  Тальха пали в этой битве, и Айша предложила Али объединиться вместе против Муавии. Но Али отклонил это  предложение и отправил ее обратно  в Медину.

       Айша  прославилась рассказами о пророке. Тысячу двести хадисов - рассказов о  том, как поступал пророк в таком-то случае и что он говорил по такому-то поводу, - запомнили верующие со слов Айши. Из таких рассказов слагалась  сунна пророка - основа поведения  и законодательства для верующих, ибо в Коране многих важных сведений благочестивые юристы и богословы  не находили. Составленные позднее  сборники включают до шестидесяти тысяч  хадисов, а в народе ходили сотни  тысяч рассказов о Мухаммеде - самых фантастических и друг другу  противоречащих. Специалисты хадисной науки и по сей день особенно ценят  рассказы, которые восходят к Айше.21

       Другие  современники пророка – это тысячи верующих, видевших и слышавших Мухаммеда, сражались на пути Аллаха. Они были среди тех, кто победоносно прошел через всю Северную Африку до берегов Атлантического океана. Испания приветствовала их как освободителей от ига готов. Сыновья и внуки современников Мухаммеда, перевалив Пиренеи, тревожили набегами окрестности Бордо. Большинство их не знало ни строки Корана, но они верили, что Бог един, Мухаммед - пророк, законы Аллаха - единственно справедливые, а смерть в бою - венец благочестивой жизни и прямая дорога в рай.

       Десятки раз в истории человечества кочевники  покоряли обширные области с высокой  цивилизацией, и военные успехи арабов не кажутся чем-то поразительным. Поразительны лишь их последствия - ни до, ни после  завоевательные походы кочевников не создавали новой цивилизации. На покоренных же арабами землях возникла новая цивилизация, которая по праву  называется арабской. Пятая цивилизация  земли, существующая и поныне. В рождении ее участвовал Мухаммед - сын Абдаллаха, курайшит из крошечного города Мекки, понявший на сороковом году жизни, что  он пророк и посланник Бога.22 

  1. Начальная идеология и ее изменения
 

       Религия ислама состоит, как мы заметили уже  прежде, из двух частей: веры и добрых дел.

       Вера  разделяется на шесть глав или  членов:

       1) вера в Бога;

       2) в Его ангелов; 

       3) в Его Писание или Коран; 

       4) в Его пророков;

       5) в воскресение и последний  суд; 

       6) в предопределение.

       Вера  в Бога. Магомет учил веровать, что  есть, был и вечно будет один только Бог, творец всего сущего; Он — единый, неизменяемый, всеведущий, всемогущий, всеблагий и вечный. Единство Бога, в отличие от христианской Троицы, внушалось особенно и строго. При исповедании веры единство это означалось поднятием одного пальца и восклицанием: «Ла иллаха ил Аллах!» («Нет Бога, кроме Бога»); и к этому прибавлялось: «Мохамед Ресул Аллах!» («Магомет — пророк Бога»).23

       Вера  в Ангелов. Прекрасное учение об ангелах или служебных духах, составлявшее одно из самых древних и всеобщих восточных верований, проводится через все вероучение ислама. Они представляются существами эфирными, созданными из самого чистого элемента — огня; существами, совершенными по форме, лучезарными по красоте, но бесполыми; они свободны от всех грубых или чувственных страстей, от всех похотей и немощей бренного человечества; они вечно юны и не старятся. Различаются они по степеням и обязанностям своим, а равно и по милости у Бога. Некоторые благоговейно служат Богу, окружая Его небесный престол, другие поют непрестанно хвалы Аллаху, некоторые суть крылатые вестники, исполняющие Его веления, иные, наконец, ходатайствуют перед Ним за сынов человеческих.

       В этом небесном воинстве самую высшую степень занимают четыре архангела: Гавриил — ангел откровений, который записывает божественные определения; Михаил, воитель, управляющий битвами за веру; Азраил — ангел смерти, и Израфил, на которого возложено страшное поручение трубным звуком возглашать воскресение мертвых. Был еще ангел, по имени Азазил, то же, что Люцифер, некогда очень знаменитый в небесном воинстве, но он оказался гордым и мятежным. Когда Бог повелел своим ангелам почтить Адама, Азазил не хотел, говоря: «Как же мне, которого ты создал из огня, преклониться перед существом, которое ты образовал из глины?» За это он был проклят и изгнан из рая, а имя его заменилось на Иблис, что значит «отчаяние». Мстя за свое унижение, он творит сынам человеческим всякого рода зло и вселяет в них дух непокорства и нечестия. Между ангелами низшего чина есть разряд, называемый моаккибат; ко всякому смертному, для наблюдения за ним, приставлены два ангела этого разряда, один по правую руку, другой по левую; они замечают каждое наше слово и каждый проступок. По прошествии каждого дня они улетают на небо с письменным донесением и на следующий день замещаются двумя подобными же ангелами. По магометанскому преданию всякое доброе дело ангел, стоящий справа, записывает десять раз и, если смертный совершает грех, то тот же благосклонный дух говорит своему товарищу, ангелу слева: «Не записывай; подожди семь часов, может быть он раскается и по молитве своей получит прощение».

       Кроме ангельских чинов, Магомет учит еще  веровать в духовных существ, называемых джиннами или гениями, которые, хотя также созданы из огня, но несвободны от похотей и немощей чад праха  и, подобно им, подлежат смерти. Существа, наделенные такими свойствами, носятся  по уединенным местам пустыни и, как  мы уже говорили, Магомет заявил, что они-то и посетили его после  вечерних молитв в пустынной долине ал-Наклаха.

       После того, как ангел Азазил возмутился и пал, сделавшись Иблисом, или Сатаною, он все-таки удержал верховную власть над этими низшими духами; ориенталисты делят их на дивов и пери; первые — свирепые и великаны, вторые — нежные и кроткие существа, питающиеся благоуханиями. Кажется, пери считались существами женского пола, хотя это вопрос темный. Полагают, что от этих воображаемых существ произведены и европейские феи.

       Кроме духов, есть еще полудухи, называемые такви-нами, или судьбами; это крылатые женщины с прекрасными формами; они предсказывают будущее и защищают смертных от нападения и коварных сетей злых демонов.24

       Почти все свойства, приписываемые Магометом этим полунебесным существам, неясны, неопределенны, так как представления свои об этом предмете он почерпнул из различных источников. Вся система его учения о посредствующих духах представляет большую, хотя и неразличимую смесь верований и суеверий евреев, магов и язычников, или сабейцев.

       Третий  член религии есть вера в Коран как в книгу божественного откровения. По мусульманскому верованию, на седьмом небе хранится книга, которая существует от вечности; в нее вписаны все повеления Божии, а также все события, прошедшие, настоящие и будущие. Списки с этих начертаний божественной воли снесены были ангелом Гавриилом до самого нижнего неба, а оттуда тем же ангелом передавались время от времени Магомету, по частям по поводу каких-нибудь событий или надобностей. Так как это слова самого Бога, то в речи везде употребляется первое лицо.

       Мы  уже достаточно говорили о том, как принимались, сохранялись эти откровения учениками и секретарями пророка, а равно о том, как собрал их после смерти Магомета Абу Бекр. Эта-то компиляция, иначе ее нельзя назвать, и составляет для мусульман кодекс гражданских и уголовных законов, равно как и законов религиозных; и все правоверные относятся к этой книге с величайшим почтением. Благочестивую гордость их составляет то, когда кто имеет экземпляр Корана, великолепно переплетенный и изукрашенный. Надпись на переплете запрещает прикасаться к ней всякому, кто нечист; держать его при чтении ниже пояса считается непочтительным. Мусульмане клянутся Кораном и гадают по нему, для чего, раскрыв книгу, читают первое попавшееся на глаза место. При всех его ошибках и несообразностях, если при этом еще главные образом иметь в виду то, что он произведение одного человека и притом человека неграмотного, он остается удивительным памятником самостоятельного законодательства. Кроме Корана, или писаного закона, есть множество наставлений и притч, случайно сказанных Магометом, а после его смерти собранных по рассказам слышавших их и записанных в книгу, которая получила название Сунны или устного закона. Эту книгу наравне с Кораном чтит, как святыню, секта магометан, называемых поэтому суннитами. Другие же мусульмане считают ее апокрифическою, они называются шиитами. Между этими сектами существовала по временам такая же вражда и велись такие взаимные преследования, как между католиками и протестантами. Сунниты отличаются белою, а шииты красною чалмою, вследствие чего последние получили от своих противников прозвание куссильбахи, то есть красноголовые.25

Информация о работе Личность и пророческая деятельность Магомета