Исторический портрет атамана Б.В. Анненкова

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:49, дипломная работа

Краткое описание

Великая трагедия Гражданской войны в России до сих пор хранит в своей истории большое количество белых страниц. В то же время приходится с сожалением констатировать, что жесткие рамки идеологических приоритетов, определявших возможности исследовательской деятельности специалистов, привели к многочисленным искажениям реальных событий в уже опубликованных работах. Только в последние 10-15 лет ситуация в этом отношении начала меняться к лучшему. Появившийся доступ к ранее закрытым архивным материалам, исчезновение цензурных тисков сделали возможным восстановление исторического полотна событий в сравнительно цельном и полном виде.
Поколение граждан СССР воспитывались на героизме и романтике революции. Не сосчитать сколь юношей и девушек вступили на пылавшие дороги Великой Отечественной войны под звуки полюбившихся песен о гражданской – «Каховка», «Орленок», «Дан приказ ему на запад»…

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Личностный портрет атамана Б.В. Анненкова до начала
Гражданской войны……………………………………………………………13
1.1. Биография Б.В. Анненкова в период с момента рождения до начала открытой борьбы с большевиками………………………………………….13
1.2. Влияние атамана на образование и деятельность Семиреченской армии……………………………………………………………………….…22
Глава 2. Деятельность Анненкова на территории России………………..39
2.1. Роль Б.В. Анненкова в «белом движении»………………………………..39
2.2. Деятельность Б.В. Анненкова на территории Алтайской губернии. Славгородское восстание……………………………………………………......49
Глава 3. Анненков на территории Китая…………………………………...58
3.1. Подготовка, переход и жизнь в Китае………………………………….58
3. 2. Арест атамана и процесс по делу Анненкова……………………….…67
Заключение……………………………………………………………………...71
Список использованных источников и литературы……………………....73

Файлы: 1 файл

Исторический портрет атамана Б.В. Анненкова.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

Обвинение в воровстве с китайской стороны могло быть вызвано недоверием к атаману и желаем скомпрометировать его.

Позднее последовало еще одно резкое письмо атаману Анненкову от генерал-лейтенанта Ян-Фу-Ся, в котором последний настаивал: «Прошу срочно ответить, на каком основании и по какой причине возбуждено Ваше последнее действие. Так как не было никаких отношений от Вас. Если без причин, то почему занимаетесь грабежом. Командующий войсками Илийского округа генерал-лейтенант Ян-Фу-Ся».

Эти действия Анненкова и его отрядов создавали конфликтную и крайне напряженную атмосферу в отношениях между Анненковым и китайскими властями. В частности, в обращении командующего Синьцзянской провинции Китая и генерал-губернатора Синьцзяна Янь-Цзен-Циня к отряду атамана Анненкова говорилось: «Провинция Синьцзян входит в состав китайского государства, по праву всех цивилизованных районов, по праву международному, всякий чужеземный воинский отряд, входящий на территорию иностранного государства и ищущий там убежища, должен всецело подчиняться законам государства куда вошел чужеземный отряд неукоснительно. Таковой отряд должен исполнять те правила, на основании коих он впущен на иностранную территорию. Отнюдь такой отряд не имеет права самовольно поступать, а тем более отнюдь не должен иметь такой отряд тайного запаса оружия и тайно приобретать оружие. Такой отряд всецело стоит в подчинении высшему начальнику того края, на территорию которого он и впущен»[103].

Не способствовало нормализации отношений и жестокое отношение калмыков к лошадям из табунов Анненкова. Китайские представители в ответ на жалобы Б.В. Анненкова писали: «Калмыки, этот дикий народ с которыми надо поступать умеючи, а иначе угрозы и т.п. на них подействуют еще хуже. У них в обычае ездить на чужих лошадях и даже не смотрят, что лошади своих властей. И это считают подвигами, по сему не нужно иметь с ними резкое обращение, а наоборот заманивать комплиментами или мелкими награждениями денег, что было бы лучше всего».

Первоначально отряд атамана Анненкова располагался в лагере Веселый на реке Беретала, где около месяца ожидал решения китайских властей о своей судьбе. Анненков писал: «В настоящее время отряд стоит лагерем на реке Беретала, не имея определенных указаний, что его ждет впереди»[104]. Следует отметить, что за всеми действиями атамана Анненкова внимательно наблюдала и имела о нем достаточные сведения советская разведка.

Вот как характеризует начальный период пребывания Анненкова и его отряда в Китае советский агент, находящийся в составе отряда: «Анненков пришел из Орлиного гнезда с отрядом 350-400 человек, причем привез с собой очень много всякого имущества до автомобилей включительно. Имея крупные ценности в золоте, имуществе, а также весьма недюжинные коммерческие способности, Анненков с первого дня обитания на Беретале начал осуществлять всякие финансовые операции, как с китайцами, так и с русскими купцами. Особенно в этом деле он тесно сблизился с военными китайскими властями, которые, как известно, всегда не прочь заняться спекуляцией. Работая как коммерсант, он в то же время не оставлял своих честолюбивых завоевательных устремлений».

Отряд его постепенно дошел до 1000 человек. Он ремонтировал лошадей. Закупал и шил обмундирование для своих партизан. Начал вести сношения с Сидоровым и Щербаковым. Словом подготовлял свой отряд к возможному выступлению, а также искал союзников и единомышленников. Но в силу каких-то причин отношение к нему китайских военных властей изменилось. Между Анненковым и Джен-Шоу-Ши начались трения. Маньчжурский полк, который ранее служил у Анненкова, а затем перешел на китайскую службу, был уведен с Береталы и расквартирован в долине Или. Дело в том, что китайцы, хотя и задобрили командира Маньчжурского полка Тай Джу, всегда тяготели к Анненкову, и была опасность их открытого перехода в его отряд. Таким образом, Анненков лишился надежной опоры, так у него самого не было много оружия. Затем 1000 лошадей, которые при посредстве калмыцкого князя Сета, были отданы калмыкам в табун по приказанию китайских властей, были задержаны в горах, и почти весь отряд Анненкова оказался без лошадей. Эти и еще многие другие факты показали Анненкову, что китайцы, спутав его такими условиями жизни, уже являются полными хозяевами положения. Стали доходит слухи о его желании выступить в Кашгар, затем о его выступлении через границу. Словом, видимо, человек метался, пытаясь сохранить престиж и положение. А положение его по отношению к китайским властям становилось все более зависимым, и уже даже для него стало ясным, что придется подчиняться все требованиям Джей-Шеу-Ши. Когда сделалось очевидно, что придется менять резиденцию и двигаться в Илийский оазис, Анненков-завоеватель исчез, остался Анненков-коммерсант»[105].

Покинув лагерь на Беретале, атаман Анненков и его отряд передислоцировались в Илийский край в Джимпан. 15 августа 1920 года отряд начал марш до столицы провинции города Урумчи, где оставался до начала сентября[106]. По разрешению китайских властей отряд перебазировался в город Гучен, где был разбит лагерь. В Гучене произошел очередной конфликт Анненкова с генерал-губернатора Синьцзяна Янь-Цзен-Цинем, который указал Анненкову не недопустимость закрытия городских ворот Гучена и установки на них пулеметов. Генерал-губернатор также недвусмысленно пригрозил: «Мы, Синцзянские власти, приняли все меры, приготовив все нужное для самозащиты. Посему, русские люди, предлагаю Вам сдать нашим чиновникам все имеющееся у Вас воинское оружие, пули, пулеметы, пики и прочее».

В своем отряде Анненков поддерживал строгую дисциплину. Он писал: «…нам, интернированным войскам, должно держать себя как можно строже, чтобы те все грязные наветы и ложь, которые на нас возводят, не имели бы подтверждения». Б.В. Анненков пытался сохранить свой отряд и совершить с ним поход в Индию. Он писал депутату Верхней палаты провинции Синьцзян Ли-Шоу-Цину: «Нам, небольшой горсточке людей, будет очень трудно и даже не возможно продолжать борьбу, и мы погибнем, но тогда наши имена будут в будущем, в истории упоминаться как имена людей погибших за правду и порядок, а не людей, праздно живших в то время, когда на многих концах России идет борьба с большевиками. Поход в Индию я считаю очень трудным и не бывалым в истории, но ведь и Вы хорошо знаете, что если человек захотел, то он сделает это, хотя бы и с неимоверными трудностями. Быть может, нам многим суждено не дойти и погибнуть в пути, но на то, значит, судьба, а значит, так Бог хочет. Мы верим в Бога и передаем в его руки свою судьбу»[107].

Китайские власти пытались не допустить сохранения отряда Анненкова как боеспособной единицы и стремились воспрепятствовать его походу в Индию. Его друг депутат Ли-Шоу-Цин уговаривал Анненкова распустить отряд и уехать в Пекин. Он писал Анненкову: «Советую Вам лично быть в Пекине, где познакомиться со всеми посольствами, и тогда можете вновь затянуть свое дело. Надеюсь, что тогда бы Вы имели больше привилегий, а также были бы известны всем державам, также бы оправдали бы себя и сняли бы с себя всю грязь, которая и портит не мало Вашу репутацию». Отговаривал Ли-Шоу-Цин Анненкова и от похода в Индию: «Посему откровенно от души советую еще раз Вам, послушать друга распустить партизан и поехать в Пекин, по крайне мере, как были Вы известны, так и будете известны там всем державам, и в случае перемены в советской России Вы опять можете достигнуть своей цели, без всяких препятствий. Не думайте, что Вы, расставаясь с отрядом, будете безвестным, нет, если Вы только так думаете, то вы ошибаетесь Ваши обстоятельства не только заставляют Вас бросить отряд, но даже в последствии можете, благодаря отряда лишить Вас жизни. По сему такое положение и создавшиеся обстоятельства не только Вас заставляют бросить отряд или расстаться с ними, но и более великие люди и те были вынуждены бросить свои войска, как Наполеон и т.д. А если Вы не можете расстаться с отрядом и пойдете с ним через Кашгар в Индию, вопрос, добьетесь ли Вы своей цели или нет. Перетерпит Ваш отряд этот трудный поход или нет. И чтобы Вы добились после. В данное время от беженцев, даже от бывших Ваших партизан, поступило очень много жалоб на Вас, по которым в Пекине посольства всех держав принимают Вас, а также понимают о Вас как о разбойнике и грабителе. Посему же зачем же не берется се славой (за славу), а идти в подчинение такого государства, как Англия, неужели Вы забыли отношение их к России 2 года тому назад, посему откровенно приведу Вам, что Вы жалуетесь сейчас на обращение китайцев, калмыков и пр. Но уверен я, что Вы же будучи в Английской территории, тогда только вспомните добродушное и гостеприимное отношение наших к Вам, но, увы, тогда будет уже поздно. А с походом через Кашгар в Индию с Вашими незначительными партизанами и попадая в Индию, будете под силой и внушением англичан, которые будут держать Вас в своей рамке и которые не стали бы рассуждать международные договора и трактаты, и Вы были бы их пешками. В этом, уверяю вас, есть не мало примеров А правительство Ваше смотрело на Вас как на бандита, который скрылся со своей бандой в Индию, вследствие чего Вы бы оказались не героем и защитником Родины, а являлись бы анархистом, благодаря чему напрасно пропали бы Ваши героические подвиги и труды оказанные Вами для своего государства в течении 6 лет, с начала Европейской войны, гражданской и до самого перехода в Китай. А также не забудьте Ваши же слова, что целовали Вам ноги и встречали Вас с хлебом-солью, потом эти же люди стали стрелять Вам в спину. Также не забудьте Вашего помощника, в которого Вы верили и доверялись, г-на Асанова, который изменил Вам тоже по сложившимся обстоятельствам, поэтому судите, что все люди одинакового мнения, и посему и все могут измениться по разным обстоятельствам. Откровенного говоря, я много видел русских властей и даже великих людей, но не видел такого человека, как Вы, посему мне жалко, если такой человек вдруг ошибется и заблудится»[108].

Анненков исключал для себя возможность, даже на самых выгодных условиях, бросить свой отряд, бросить людей, доверивших ему свою судьбу. 17 июня 1920 года он писал из лагеря Веселый: «Как я мог бы людей, которые боролись со мной 6 лет выбросить на произвол судьбы за это, почти на верную смерть. Я этого сделать не могу, это выше моих сил, это выше моего понимания. Я думаю, что если мы не будем иметь средств к существованию и не будет нам разрешено переехать в Англию, то Китайское правительство даст возможность нам заняться мирным трудом и мы найдем способ трудом зарабатывать себе пропитание. Если мы в течение 6 лет работали оружием, это еще не значит, что мы не можем работать, как обычные граждане».

Переход на территорию Китая со стороны Б.В. Анненкова, был попыткой сохранить жизнь людям, которые служили вместе с ним в Семиреченской армии.

В отношениях между советским и китайским правительством Анненков стал предметом договора. Именно поэтому, с самого начала своего пребывания на территории Китая отношения Анненкова с представителями китайских властей постоянно были постоянно натянутыми. Это впоследствии и привело к аресту атамана на территории Китая.

 

3. 2.      Арест атамана и процесс по делу Анненкова

Перейдя границу Китая в количестве 4200 человек, Центральная группа армии Анненкова находилась в лагере на реке Боротале до середины августа. Уже к концу июля в нём оставалось 670 человек.

В середине августа остатки отряда тремя эшелонами, с разрешения дудзюна (губернатора) Китайского Туркестана начали продвигаться к Урумчи - главному городу Синьцзянской провинции. Простояв в Урумчи около трёх месяцев, отряд так же, поэшелонно, двинулся на восток, к городу Гучену (Цитай), в 180 верстах от Урумчи. Здесь, в Гучене, и произошёл вооруженный конфликт между анненковцами и китайскими войсками - спровоцированный китайцами под воздействием советской стороны. Для улаживания конфликта атаман выехал на переговоры с китайскими властями под город Урумчи. Попытки Анненкова найти компромисс с китайскими властями не увенчались успехом. Во многом это объяснялось усиливавшимся в это время советским влиянием в Синьцзяне. Анненков был сразу же был арестован. Было это в конце марта 1921 года[109].

В тюрьме Анненкову пришлось провести три года! Китайцы пытались выманить у него деньги, якобы остававшиеся в Семиреченской армии, но безрезультатно; пытались приучить его к курению опиума, чтобы сломить его дух, но ничего не вышло. Всё это время начальник штаба Семиреченской армии полковник Н.А.Денисов продолжал оставаться в Гучене, пытаясь добиться освобождению командира. В конце концов, благодаря ходатайствам посланников некоторых держав и «Общества христианской молодежи», в феврале 1924 года атаман был освобождён.

Встретившись в городе Турфане с Денисовым и оставшимися у него восемнадцатью конвойными, Анненков отбывает дальше, на восток, поселившись у города Ланьчжоу, столицы провинции Ганьсу[110].

Немного освоившись и оценив обстановку, он начинает изучать возможности различных эмигрантских организаций по продолжению борьбы с большевизмом, предпринимает попытки по объединению своих партизан, распылившихся к этому времени по всему Китаю. Делалось всё это по возможности скрытно, чтобы не вызвать подозрений у китайцев и советской агентуры. Для прикрытия этой работы Анненков продолжал заниматься любимым делом – разведением и выращиванием лошадей, обзаведясь небольшим конным заводом в Ланьчжоу. Официально от политики он отошёл.

Тем не менее, скрытая работа и внимание к нему со стороны разных белоэмигрантских организаций не ускользнула от агентуры ОГПУ в Китае. Начинается тщательно разработанная операция ареста Анненкова, в которой были задействованы десятки человек.

Впервые некоторые подробности этой операции опубликованы в документальной повести С. и М. Мартьяновых «Дело Анненкова», напечатанной в алма-атинском журнале «Простор» в 1970 году[111]. Этот источник дает возможность сказать, что важную роль в поимке Анненкова сыграли китайский маршал Фэн Юй-сян, руководитель группы советских военных советников в его армии В.М. Примаков, чекисты М. Зюк, А. Карпенко, Б. Кузьмичев, М. Довгаль, С. Лихарин, а также предатель из белых офицеров полковник А.Ф. Гущин (донской казак, в начале 1918 года скрывавшийся вместе с П.Н. Красновым от большевиков в станице Константиновской)[112].

В итоге Анненкова, при помощи полковника Гущина, заманили в ловушку в городе Калгане. Атаман с генералом Денисовым прибыл туда из Пиндэчуаня, где встречались с маршалом Фэн Юй-сяном, с тайного согласия которого и произошёл арест их советскими агентами 31 марта 1926 года. Из Калгана Анненков на автомобиле был увезён в столицу Внешней Монголии Ургу, а затем в Верхнеудинск, откуда на поезде отправлен в Москву. Имеются сведения о неудавшейся попытке освобождения атамана верными ему людьми во время передвижения советских машин к границе Монголии, попытка. Попытку бежать Борис Владимирович предпринял уже в поезде, попытавшись выпрыгнуть из окна вагона, но был опять задержан.

20 апреля 1926 года за атаманом захлопнулась дверь камеры № 73 во внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке. Через полтора месяца в Москву был доставлен и генерал-майор Денисов[113].

Следствие по «делу Анненкова» продолжалось более года, судебный процесс состоялся в Семипалатинске с 25 июля по 12 августа 1927 года[114].

Ещё по пути следования из Москвы на станциях, где останавливался арестантский вагон, толпы граждан, которые посылали проклятия и дружно требовали смерти генералам. То же самое повторилось и на суде Военной коллегии Верховного Суда СССР. Выступавшие обвиняли атамана в преступлениях, называя, кровавым изувером и палачом. Многие обвинения были им убедительно опровергнуты. В частности, не получило документального подтверждения обвинение Анненкова в расстреле бойцов из своих отрядов, пожелавших вернуться в Советскую Россию. В обвинительном заключении говорилось: «...Мы судим Анненкова за монархизм в мыслях, конкретно проявляемый в действиях, за крайне опасные действия по восстановлению царского режима»[115].

Информация о работе Исторический портрет атамана Б.В. Анненкова