Исторический портрет атамана Б.В. Анненкова

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:49, дипломная работа

Краткое описание

Великая трагедия Гражданской войны в России до сих пор хранит в своей истории большое количество белых страниц. В то же время приходится с сожалением констатировать, что жесткие рамки идеологических приоритетов, определявших возможности исследовательской деятельности специалистов, привели к многочисленным искажениям реальных событий в уже опубликованных работах. Только в последние 10-15 лет ситуация в этом отношении начала меняться к лучшему. Появившийся доступ к ранее закрытым архивным материалам, исчезновение цензурных тисков сделали возможным восстановление исторического полотна событий в сравнительно цельном и полном виде.
Поколение граждан СССР воспитывались на героизме и романтике революции. Не сосчитать сколь юношей и девушек вступили на пылавшие дороги Великой Отечественной войны под звуки полюбившихся песен о гражданской – «Каховка», «Орленок», «Дан приказ ему на запад»…

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Личностный портрет атамана Б.В. Анненкова до начала
Гражданской войны……………………………………………………………13
1.1. Биография Б.В. Анненкова в период с момента рождения до начала открытой борьбы с большевиками………………………………………….13
1.2. Влияние атамана на образование и деятельность Семиреченской армии……………………………………………………………………….…22
Глава 2. Деятельность Анненкова на территории России………………..39
2.1. Роль Б.В. Анненкова в «белом движении»………………………………..39
2.2. Деятельность Б.В. Анненкова на территории Алтайской губернии. Славгородское восстание……………………………………………………......49
Глава 3. Анненков на территории Китая…………………………………...58
3.1. Подготовка, переход и жизнь в Китае………………………………….58
3. 2. Арест атамана и процесс по делу Анненкова……………………….…67
Заключение……………………………………………………………………...71
Список использованных источников и литературы……………………....73

Файлы: 1 файл

Исторический портрет атамана Б.В. Анненкова.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

В условиях плохой организации и снабжения часть атаманов, по воспоминаниям бывшего главнокомандующего армией Уфимской директории В.Г.Болдырева, «просто и решительно перешли к способу реквизиции… Они были сыты, хорошо одеты и не скучали»[47].

Система подчинения была чрезвычайно проста: на небе — Бог, на земле — атаман. И если отряд атамана Красильникова, развращенный пагубной обстановкой Омска, носил все признаки нравственного уродства и анархичности, то в частях Анненкова, представлявшегося человеком исключительной энергии и воли, было своеобразное идейное служение стране.

Суровая дисциплина отряда основывалась, с одной стороны, на характере вождя, с другой — на интернациональном, так сказать, составе его.

Там был батальон китайцев, афганцев, сербы. Это укрепляло положение атамана: в случае необходимости китайцы без особого смущения расстреливают русских, афганцы — китайцев, и наоборот».

Дисциплину Б.В.Анненков поддерживал, опираясь на военно-полевой суд, состоявший из офицеров, и специальную комиссию, действовавшую на основе дореволюционных законов и приказов штаба Верховного главнокомандующего. Одновременно применялись и внесудебные решения, которые утверждал сам атаман, и приводила в исполнение получившая очередной наряд часть.

В дивизии Анненкова было запрещено употребление спиртного, пьяные изгонялись. Не было у атамана и особо приближенных: «Штаба и свиты у атамана нет, только пишущая машинка и вестовые. За сквернословие на третий раз изгонялись. Образцовая дисциплина, хорошее снаряжение, три рода оружия, преобладают интеллигентная молодежь, казаки и киргизы»[48].

Несколько слов о Семиреченской армии Анненкова. Основной костяк её составил 2-й Степной Сибирский корпус, в состав которого в июле 1919 года входили Партизанская дивизия Анненкова, 5-я Сибирская стрелковая дивизия, Отдельная Семиреченская казачья бригада, Отдельная Степная стрелковая бригада и Киргизская конная бригада.

Из всех белых частей, действовавших в то время в России, Партизанская дивизия, а затем армия Анненкова отличались наибольшей пестротой состава, форм и атрибутики. По существовавшей ещё в отряде традиции, все партизаны-добровольцы наносили себе на грудь или кисть руки татуировки в виде православного креста, черепа с костями и причудливо извивавшихся змей, обвивавших тело в различных направлениях. Некоторые добавляли к этому ещё и неформальный девиз отряда - "С нами Бог и Атаман Анненков". Добровольцы с такой татуировкой знали, что в случае плена пощады им не будет.

Сам атаман обладал большой силой воли, мог гипнотизировать. При подборе людей в свой личный конвой долго всматривался в глаза, после чего говорил: этого можно взять, а того – нет. Кстати, выбранные таким образом в конвой из числа захваченных в плен красноармейцев, подпавшие под влияние Анненкова, становились вернее его партизан. Однажды во время одной неудавшейся стычки с красными атаман избежал плена только благодаря верности именно бывших красноармейцев, взятых им в свой конвой[49].

Существовала в Семиреченской армии и особая награда – «Партизанский крест», которым награждались особо отличившиеся бойцы. Вероятнее всего, он был придуман самим атаманом.

  Знаменем отряда служило чёрное полотнище с черепом и костями и надписью «С нами Бог». Такие же девизы и эмблемы были на автомобилях, броневиках и двуколках отряда[50].

Ностальгическая любовь к старой Императорской Армии, её мощи и красоте, подвигла Бориса Владимировича создать в своих частях полк Чёрных гусар (по примеру бывшего 5-го гусарского Александрийского полка), полк Голубых улан (по примеру 10-го уланского Одесского полка), кирасирский, драгунский и Лейб-атаманский полки. Несмотря на скудость средств и постоянные боевые действия, Анненкову удалось обмундировать части своей армии в разнообразные красивые формы.

Гусары носили чёрные гимнастерки, чакчиры с серебряными лампасами и белые, расшитые шнурами ментики. На фуражке вместо кокарды нашивался череп с перекрещёнными костями. Такое же украшение носилось и в виде розетки на голенище сапог[51].

  Казаки Атаманского полка носили папахи, серебряные черепа на рукавах гимнастерок, пристёгивающиеся лацканы на чекмень, лампасы на шароварах и вышитые вензеля "А.А." ("Атаман Анненков") на погонах.

Своя форма существовала и у входивших в состав армии семиреченских и оренбургских казачьих полков, Маньчжуро-китайского полка, Киргизской кавалерийской бригады. В остальных частях, помимо русского, носились английское и японское обмундирование и обувь[52]. Вооружение - помимо российского - английские пулемёты Льюиса, французские Шоша, американские Виккерса и Кольта, английские и японские винтовки и тяжёлые пушки.

Во всем любивший порядок и дисциплину атаман, четко следил за порядком даже в вопросах нового обмундирования. Именно поэтому все изменения в форме его бойцов проводились с разрешения высшего командования.

Как иллюстрацию воинской субординации приведем телеграмму командиру 2-го Степного Сибирского корпуса от 27 мая 1919 г.

Прошу Вашего Ходатайства перед Верховным Правителем об предоставлении права ношения чинами вверенной мне дивизии нижеследующих отличительных знаков, углов и погон:

1) Углов на левом рукаве из черно-красной ленты с выпушкой приборного сукна части для всех офицеров и партизан.

2) Углов из Георгиевской ленты на левом рукаве ниже угла из черно-красной ленты, которые состояли в отряде во время борьбы с большевиками до свержения советской власти в Сибири.

3) Цветных погон для офицеров и партизан различных в зависимости от части...

4) Изображения мертвой головы на пуговицах, кокардах и на левом рукаве в вершине черно-красного угла.

О вышеизложенном ходатайствую на основании того, что во-первых: углы из черно-красной ленты были присвоены Партизанскому отряду при формировании его в 1915 г., и равно как черепа на кокардах и пуговицах, как отличительной формы, и этой форме остались верны партизаны в тяжелое время большевизма... В феврале 1918 г. мною были введены для создания однообразной формы и различия частей в отряде цветные погоны, и мне самому пришлось утвердить это отличие в виду отсутствия в Сибири в то время инстанции, к которой мог бы я обратиться за необходимым утверждением... Ценя ту тяжелую работу, которую партизаном пришлось нести до переворота, в самых неблагоприятных условиях, мною для таковых от вновь поступающих, было дано право ношения ими угла из Георгиевской ленты… Означенная форма существовала при большевиках, была признана Временным Сибирским Правительством и до сего времени Партизанская дивизия участвовала во всех боях в означенной форме[53].  

Каждый полк у Анненкова имел свою форму и свои отличительные цвета. Анненковцы гордились формой своих полков и всегда защищали честь мундира.

Следует отметить, что, определяя форму одежды своим частям, Анненков сохранил в ней элемент формы партизан своего отряда времен Первой мировой войны в виде нашивки на левом рукаве – черный с красным угол, череп и кости – и значок с теми же эмблемами и с надписью: «С нами Бог». На правом рукаве обозначался срок службы партизана: за два года – угол, а ниже – нашивки за ранения при прямом угле. Эти символы стали обязательными в форме одежды анненковцев, а угол на левом рукаве стал так и называться «партизанским». Он изготовлялся из черно-красной ленты. Аненнков отмечал, что форма, введенная партизанам на фронте, сохранялась вплоть до ухода в Китай[54].

Кокарда изготовлялись в виде круга, с изображением внутри него черепа с перекрещенными под ним костями. Они делались в отряде местными умельцами.

Кокарды в отряде были партизанские и обыкновенные армейские: солдатские и офицерские.

1-й стрелковый партизанский полк носил малиновые погоны, партизанский угол на левом рукаве одежды и партизанскую кокарду.

1-й Сибирский полк — красные погоны, красные лампасы и те же партизанские знаки.

В Оренбургском казачьем полку были синие погоны и синие лампасы, фуражки с синим околышем и знаки партизанского отряда (дивизии).

1-й батальон Оренбургского полка носил широкие красные лампасы и красные погоны[55].

Погоны и «партизанские» шевроны чинов 1-го Сибирского и Оренбургского казачьих полков.

1-й Егерский полк отличался желтыми погонами и партизанскими знаками. Лампас не носил.

Погоны и «партизанские» шевроны 1-го Стрелкового партизанского и 1-го Егерского полков (в Отдельном Верхнее-Уральском и Татарском батальонах погоны идентичны 1-му Стрелковому Партизанскому полку, однако при этом их чинами не носились «партизанские» шевроны).

Кавалеристы лампас не имели, но зато у них были шпоры.

Полк черных гусар носил черные погоны, черные фуражки с белой выпушкой, черные гимнастерки и партизанские знаки отличия, а также серебряные наборные кавказские пояса и ярко-красные башлыки[56].

У полка голубых улан были голубые погоны, голубые фуражки и общепартизанские знаки.

Погоны и «партизанские» шевроны чинов полков Черных гусар и Голубых улан (Барнаульского полка Голубых улан) возможно, вензелевое изображение «А.А.» имело несколько отличный вид. По данным А.И. Дерябина, погоны Черных гусар были красные, однако по всем остальным источникам они проходят как черные.

Запасной конный полк отличался красными погонами и красными же лампасами.

В дивизии Анненкова был 3-й алашский полк. У него погоны, петлицы и лампасы зеленого цвета, остальные знаки — партизанские[57].

Погоны и «партизанский» шеврон чинов 3-го Киргизского (алашского) полка; Жандармского дивизиона, Полевого жандармского эскадрона (с прикладным цветом Семиреченского казачьего войска)[58].

Отдельный Верхне-Уральский батальон носил ту же форму, что и стрелковые части.

В Артиллерийском дивизионе отличались цветами батальоны: первый — красные погоны и красные лампасы, второй — синие погоны и синие лампасы, так как артиллеристы принадлежали к Сибирскому и Оренбургскому казачьим войскам.

Погоны чинов Пулеметной команды и Артиллерийского дивизиона (1-го батальона – с прикладным цветом Сибирского казачьего войска, 2-го батальона – с прикладным цветом Оренбургского казачьего войска). Также этими частями носились «партизанские» шевроны[59].

Татарский батальон носил обычную форму стрелковых подразделений с малиновыми погонами. Партизанских знаков отличия не носил.

У Кавалерийского эскадрона — черные погоны и партизанский угол. Пулеметная команда имела те же знаки, что и 1-й стрелковый полк. У разведчиков были нашивки белого цвета вдоль погона. Жандармерия носила синие погоны и до пола шинели. Полевой жандармский эскадрон носил семиреченскую казачью форму при малиновых лампасах и малиновых погонах. У сербов были шапки с кисточками турецкого образца[60].

Нестроевые офицеры и солдаты носили погоны черного цвета с двумя просветами поперек плеча.

Знамя было только в отряде (дивизии). Оно было черного цвета с надписью «С нами Бог». Слов «и атаман Аненнков» на нем не было. «Это – выдумка», – утверждал Анненков. В полках знамен не было, а были полковые значки. Они представляли собою разные по цвету квадратные полотна, размером аршин с четвертью с эмблемой, состоящей из черепа и перекрещенных костей, с наименованием полка и надписью «С нами Бог». Значок Кирасирского полка был, например, желтого цвета[61].

Надпись «С нами Бог» являлась еще в Первую мировую войну официальным лозунгом, который писался везде, в том числе и на солдатских вагонах-теплушках. Анненков сохранил этот лозунг и в своем отряде (дивизии) на знамени отряда, на полковых значках и на других объектах, которые выбирали партизаны. Слова «и атаман» добавлялись самими партизанами по их инициативе и не были обязательными.

Анненков одевался в форму разных полков и при форме черных гусар носил черные погоны, при форме сибирских казаков – красные погоны и красные лампасы, партизанскую кокарду и все партизанские знаки, при кавказской казачьей шашке в богато украшенных серебром ножнах.

Характерной особенностью «анненковских» частей являлись цветные шестиугольные, мягкие пришивные погоны, установленные для всех чинов Отдельной партизанской дивизии – как для офицеров, так и для нижних чинов.

Для разных полков подбирались разные по масти кони. В полку Черных гусар они были вороные, Голубых — светло-гнедые. 1-й эскадрон Гусар смерти восседал на вороных конях, остальные — на разномастных. Уланы были пешими.

В Лейб-атаманском полку кони были рыжие, в Оренбургском — гнедые, в Кирасирском — темно-гнедые.

Лейб-атаманский полк, личный конвой Анненкова и Конвойный полк носили черкески и папахи с партизанскими эмблемами. Розеток на сапогах не носили, хотя на фотографиях конвойцев они встречаются. «Лейб-атаманский полк всегда был шикарно одет во все новое», — утверждает Анненков.

На последнем этапе борьбы гимнастерки и шинели в войсках Анненкова были японские и английские.

Нужно отметить, что описанию формы одежды и другой атрибутики анненковской дивизии целиком было посвящено заседание 27 июля 1927 года процесса Анненкова и Денисова, в дальнейшем к ним возвращались и на других заседаниях, но полного описания их нет.

Акцент на форму был сделан в основном свидетелями обвинения, как одно из доказательств участия именно частей Анненкова в рассматриваемых на суде эпизодах.

Что касается погон с трафаретом «АА» («Атаман Анненков»), то, несмотря на указание на это в литературе Анненков таких погон не называл.

Информация о работе Исторический портрет атамана Б.В. Анненкова