Биография Ивана Грозного

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:52, биография

Краткое описание

 Иван IV Васильевич Грозный (1530-1586). С 1533г.– великий князь московский, с 1547г.- царь. Годы его правления ознаменовались почти беспрерывными войнами - вначале удачными: завоевание Казанского ханства(1552) и Астраханского (1556), а затем изнурительной 25-летней Ливонской войной, из которой Россия вышла с огромными потерями. Не добившись не каких результатов.

Файлы: 4 файла

Биография Ивана4.docx

— 94.37 Кб (Открыть, Скачать)

Иван IV.docx

— 32.78 Кб (Открыть, Скачать)

Иван Грозный.docx

— 50.75 Кб (Скачать)

     стремившейся  использовать заинтересованность боярства и дворян в  ликвидации

     земельных  богатств  церкви,  возглавляемой   Митрополитом   Макарием.   Был

     отредактирован  сборник соборных решений - Стоглав. Стоглав  написан в виде

     ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы,  написанные  от  имени

     Ивана Грозного, содержали своеобразную  программу  реформ  и  представленную

     правительством  на рассмотрение  церковного  собора.  Однако  они  были  лишь

     составлены  по распоряжению царя, а не  им  самим.[10]   Есть  все  основания

     считать автором царских вопросов Сельвестра.

           В первых царских вопросах  изложены  три  группы  проблем,  касающиеся

     церковной реформы. Критике подверглись церковное  богослужение  и  распорядок

     церковной  жизни,   говорилось   о   необходимости   избрать   “беспорочных”

     священников и игуменов, чтобы они внимательно  исполняли свои обязанности.  В

     осторожной  форме  предлагалось  ликвидировать  неподсудности  монашества  и

     духовенства царскому  суду,  но  особенно  важное  значение  имел  вопрос  о

     судьбах монастырского землевладения.

           Перед  собором  был  поставлен   вопрос  о  необходимости   организации

     государственного  выкупа пленных, попавших к “басурманам”. 
 
 

           Земельные реформы 

           Однако задачи, выдвинутые в Стоглаве, не были решены, что вылилось  в

     открытое  недовольство  Ивана  Грозного.  Это  недовольство   выразилось   в

     приговоре  11  мая 1551  г.,  когда покупка   духовными   землевладельцами

     вотчинных земель  без  “доклада”  Ивану  Грозному  запрещалась  под  угрозой

     конфискации  объекта  продажи.[11]  О  действенности  приговора  1551   года

     говорил тот факт, что в 50-х годах  прекратилась   покупка  земель  крупными

     монастырями.

           Итак, в результате мероприятий,  проведенных  в 1550 - 51 гг., наиболее

     значительный  удар был  нанесен  церковно-монастырскому  землевладению  и  по

     привилегиям  монастырей-вотчинников.  Но  этот   успех   правительства   был

     достигнут ценой дальнейшего нажима на крестьян. Принужденные отдавать  часть

     своих доходов в царскую казну, монастырские власти старались  компенсировать

       потери ценой увеличения поборов  с населения своих вотчин.[12]

           После Стоглава была поставлена  задача о разрешении земельного  вопроса

     и введении новых прямых налогов. Все это нельзя  было  сделать,  не  проведя

     поземельной  переписи. В ходе переписи земель в  основных  районах  Русского

     государства вводилась единая окладная поземельная  единица - “большая  соха”.

     Социальная  степень  землевладельца  определяла  степень  тяжести  обложения.

     Классовый смысл реформ виден уже в том, что “в  наиболее  тяжелом  положении

     оказывались черносошные крестьяне, т.к. при одинаковом количестве  земель  у

     разных  землевладельцев им приходилось  платить  больше  всего  налогов.”[13]

     Реформа была  наиболее  благоприятной  для  светских  феодалов  и  несколько

     ущемляла  духовных землевладельцев, что соответствовало  общей  линии  реформ

     50-х  гг.  XVI  века.  Поземельная   перепись  сопровождалась  многочисленными

     раздачами земель в поместья и отпиской у  отдельных  монастырей.  Сокращение

     земельных  и  торговых  привилегий  монастырей-вотчинников   происходило   в

     обстановке   таможенной   политики.    Постепенно    таможенное    ведомство

     высвобождается  из-под контроля наместников, все  чаще сбор косвенных  налогов

     передается  на  откуп  отдельными  должностными   лицами   из   центрального

     аппарата. Постепенное внедрение откупной  системы  сбора  косвенных  налогов

     содействовало  развитию  товарно-денежных  отношений  в  стране,  ликвидируя

     мелочную  опеку наместнической администрации. 
 
 

           Земская реформа 

           Последняя из реформ, к  которой приступили  в начале  50-х годов и

     которой  суждено было  приобрести  особенно  важное  значение,  -  введение

     земских учреждений и переход к  отмене  кормлений.  “Земскую  реформу  можно

     считать  четвертым  ударом  по  кормленной  системе,   нанесенным   в   ходе

     реформ”.[14] Она должна была  привести  к  окончательной  ликвидации  власти

     наместников путем замены ее  местными  органами  управления,  выбранными  из

     зажиточного черносошного крестьянства и  посадских  людей.  В  осуществлении

     земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения  и

     волостного  крестьянства. Усиление  классовой  борьбы,  в  форме  разбоев,  и

     неспособность  наместнического  аппарата  успешно   осуществить   подавление

     народных  масс - вот те основные причины, которые  делали  проведение  реформы

     местного  управления  неотложной.  Губная  и земская реформы по  мере  их

     осуществления приводили к созданию сословно-представительных  учреждений  на

     местах,  отвечавших   интересам дворянства,  верхов  посада  и зажиточного

     крестьянства.  Феодальная   аристократия   поступалась   некоторыми   своими

     привилегиями,  но  смысл  реформы  был  направлен  по  преимуществу   против

     трудящихся  масс в деревне и городе.

           Неспокойная обстановка в правительстве  и в стране  в  целом   в  период

     1553-1554 гг. не смогла надолго задержать  проведение намеченных реформ. 
 
 

                            РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1556 - 1560 ГГ. 

           18 января 1555  г.  издается  серия   законов  о  губной  реформе.  Ряд

     приговоров  усиливал меры наказания,  предписывали  ужесточить  контроль  над

     губными старостами и  их  деятельностью.  Одной  аз  важнейших  задач  стала

     защита  феодальной собственности от хищения.

           В те же 1555-56  гг.  наряду  с  губной  происходило  осуществление   и

     земской реформы, приведшее к ликвидации системы кормлений.  Расширялся  круг

     выборных  лиц земской администрации. Наряду  с  земским  старостой  и  дьяком

     предписывалось  избирать целовальников. Стремясь добиться  заинтересованности

     в   исправном   отправлении   судебных    обязанностей   и   сбора   оброка,

     правительство распорядилось освободить пашню  земских старост  от  податей  и

     повинностей. С другой стороны,  злоупотребления  старост  карались  смертной

     казнью. Земская реформа, задуманная как  общегосударственная, была  в  полной

     мере  осуществлена только на  черносошных территориях русского  Севера.  На

     основных  территориях  Русского  государства земская   реформа   оставалась

     неосуществленной.

           В  результате  ликвидации  системы  кормлений  и   создания  на  местах

     сословно-представительских   учреждений,   русское   правительство    смогло

     добиться  решения  важнейших  задач  в  деле  укрепления   централизованного

     аппарата  власти. Был  сделан  шаг  по  пути  создания   специальных  органов

     местного  управления  взамен  “многочисленных  кормленщиков,   для   которых

     исполнение  должностей  наместников  и  волостей  было  эпизодом  их  военно-

     служилой  деятельности.”[15] В результате реформы  основная масса дворян  была

     освобождена  от  “кормленных”  функций,  что   повысило   боеспособность   и

     увеличило личный состав русской армии; дворянство укрепило  свои  позиции  -

     за  исправное несение военной службы оно получало регулярное вознаграждение. 

           Военные реформы 50-х годов XVI  в.  были  только  первым  приступом к

     преобразованиям в армии. Когда в  составе  правительства  Адашева  усилилась

     дворянская  группировка,  оказалось  возможным  углубить  и  расширить   уже

     намеченные  раньше военные реформы. Эта реформа  находилась  в  тесной  связи

     с отменой кормлений. Теперь военно-служилый человек получал  компенсацию  не

     кормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебных или административно-

     финансовых  поручений, а  жалованием  из  казны  за  военную  службу.  Однако

     реформа не была доведена до своего логического  конца, т.к.  имела  одним  из

     следствий  увеличение  роли  отрядов  феодальной  аристократии   в   составе

     дворянской  конницы. Но все же реформы русской армии привели к усилению  ее

     боеспособности  и численному росту. Русская армия  стала  насчитывать  15  000

     человек. Реформа потребовала  создания специального штата  правительственных

     чиновников,  которые  могли  бы  обеспечить   руководство   военно-служилыми

     делами.

           Поскольку местничество приговором 1550 г. не отменялось, правительство

     решило  провести еще ряд мероприятий, имевших  целью   усилить  контроль  над

     местническими счетами феодальной  знати.  Для  этой  цели  в  1555  г.  было

     принято составление  Государева родословца, куда должны были  быть  включены

     все   родословные   росписи   важнейших   княжеско-дворянских   фамилий.   В

     составлении родословца принимал участие Алексей Адашев,  что подчеркивает

     значение   проводившегося    мероприятия.    Памятник    наглядно    отразил

     компромиссную  основу  деятельности  правительства   А.   Адашева.   В   его

     вступительной части находилось “Сказание о  князьях  владимирских”,  которое

     должно  было исторически  обосновать  венчание  на  царство  Ивана  Грозного.

Реформы.docx

— 109.28 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Биография Ивана Грозного