Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:52, биография
Иван IV Васильевич Грозный (1530-1586). С 1533г.– великий князь московский, с 1547г.- царь. Годы его правления ознаменовались почти беспрерывными войнами - вначале удачными: завоевание Казанского ханства(1552) и Астраханского (1556), а затем изнурительной 25-летней Ливонской войной, из которой Россия вышла с огромными потерями. Не добившись не каких результатов.
стремившейся использовать заинтересованность боярства и дворян в ликвидации
земельных богатств церкви, возглавляемой Митрополитом Макарием. Был
отредактирован сборник соборных решений - Стоглав. Стоглав написан в виде
ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени
Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную
правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь
составлены по распоряжению царя, а не им самим.[10] Есть все основания
считать автором царских вопросов Сельвестра.
В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающиеся
церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядок
церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных”
священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В
осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и
духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о
судьбах монастырского землевладения.
Перед собором был
государственного
выкупа пленных, попавших к “басурманам”.
Земельные реформы
Однако задачи, выдвинутые в Стоглаве, не были решены, что вылилось в
открытое недовольство Ивана Грозного. Это недовольство выразилось в
приговоре 11 мая 1551 г., когда покупка духовными землевладельцами
вотчинных земель без “доклада” Ивану Грозному запрещалась под угрозой
конфискации объекта продажи.[11] О действенности приговора 1551 года
говорил тот факт, что в 50-х годах прекратилась покупка земель крупными
монастырями.
Итак, в результате мероприятий, проведенных в 1550 - 51 гг., наиболее
значительный удар был нанесен церковно-монастырскому землевладению и по
привилегиям монастырей-вотчинников. Но этот успех правительства был
достигнут ценой дальнейшего нажима на крестьян. Принужденные отдавать часть
своих доходов в царскую казну, монастырские власти старались компенсировать
потери ценой увеличения
После Стоглава была
и введении новых прямых налогов. Все это нельзя было сделать, не проведя
поземельной переписи. В ходе переписи земель в основных районах Русского
государства вводилась единая окладная поземельная единица - “большая соха”.
Социальная степень землевладельца определяла степень тяжести обложения.
Классовый смысл реформ виден уже в том, что “в наиболее тяжелом положении
оказывались черносошные крестьяне, т.к. при одинаковом количестве земель у
разных землевладельцев им приходилось платить больше всего налогов.”[13]
Реформа была наиболее благоприятной для светских феодалов и несколько
ущемляла духовных землевладельцев, что соответствовало общей линии реформ
50-х гг. XVI века. Поземельная перепись сопровождалась многочисленными
раздачами земель в поместья и отпиской у отдельных монастырей. Сокращение
земельных и торговых привилегий монастырей-вотчинников происходило в
обстановке таможенной политики. Постепенно таможенное ведомство
высвобождается из-под контроля наместников, все чаще сбор косвенных налогов
передается на откуп отдельными должностными лицами из центрального
аппарата.
Постепенное внедрение
содействовало развитию товарно-денежных отношений в стране, ликвидируя
мелочную
опеку наместнической администрации.
Земская реформа
Последняя из реформ, к которой приступили в начале 50-х годов и
которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение
земских учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно
считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе
реформ”.[14] Она должна была привести к окончательной ликвидации власти
наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из
зажиточного черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении
земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и
волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и
неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление
народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы
местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их
осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на
местах, отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного
крестьянства. Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими
привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против
трудящихся масс в деревне и городе.
Неспокойная обстановка в
1553-1554
гг. не смогла надолго задержать
проведение намеченных реформ.
РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1556 - 1560 ГГ.
18 января 1555 г. издается серия законов о губной реформе. Ряд
приговоров усиливал меры наказания, предписывали ужесточить контроль над
губными старостами и их деятельностью. Одной аз важнейших задач стала
защита феодальной собственности от хищения.
В те же 1555-56 гг. наряду с губной происходило осуществление и
земской реформы, приведшее к ликвидации системы кормлений. Расширялся круг
выборных лиц земской администрации. Наряду с земским старостой и дьяком
предписывалось избирать целовальников. Стремясь добиться заинтересованности
в исправном отправлении судебных обязанностей и сбора оброка,
правительство распорядилось освободить пашню земских старост от податей и
повинностей. С другой стороны, злоупотребления старост карались смертной
казнью. Земская реформа, задуманная как общегосударственная, была в полной
мере осуществлена только на черносошных территориях русского Севера. На
основных территориях Русского государства земская реформа оставалась
неосуществленной.
В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах
сословно-
добиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованного
аппарата власти. Был сделан шаг по пути создания специальных органов
местного управления взамен “многочисленных кормленщиков, для которых
исполнение должностей наместников и волостей было эпизодом их военно-
служилой деятельности.”[15] В результате реформы основная масса дворян была
освобождена от “кормленных” функций, что повысило боеспособность и
увеличило личный состав русской армии; дворянство укрепило свои позиции -
за
исправное несение военной
Военные реформы 50-х годов
преобразованиям в армии. Когда в составе правительства Адашева усилилась
дворянская группировка, оказалось возможным углубить и расширить уже
намеченные раньше военные реформы. Эта реформа находилась в тесной связи
с отменой кормлений. Теперь военно-служилый человек получал компенсацию не
кормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебных или административно-
финансовых поручений, а жалованием из казны за военную службу. Однако
реформа не была доведена до своего логического конца, т.к. имела одним из
следствий увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составе
дворянской конницы. Но все же реформы русской армии привели к усилению ее
боеспособности и численному росту. Русская армия стала насчитывать 15 000
человек. Реформа потребовала создания специального штата правительственных
чиновников, которые могли бы обеспечить руководство военно-служилыми
делами.
Поскольку местничество
решило провести еще ряд мероприятий, имевших целью усилить контроль над
местническими счетами феодальной знати. Для этой цели в 1555 г. было
принято составление Государева родословца, куда должны были быть включены
все родословные росписи важнейших княжеско-дворянских фамилий. В
составлении родословца принимал участие Алексей Адашев, что подчеркивает
значение проводившегося мероприятия. Памятник наглядно отразил
компромиссную основу деятельности правительства А. Адашева. В его
вступительной части находилось “Сказание о князьях владимирских”, которое
должно было исторически обосновать венчание на царство Ивана Грозного.