Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:52, биография
Иван IV Васильевич Грозный (1530-1586). С 1533г.– великий князь московский, с 1547г.- царь. Годы его правления ознаменовались почти беспрерывными войнами - вначале удачными: завоевание Казанского ханства(1552) и Астраханского (1556), а затем изнурительной 25-летней Ливонской войной, из которой Россия вышла с огромными потерями. Не добившись не каких результатов.
думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-
гуманистическим движением.[4]
Изначально в царских вопросах ставилась задача издания законов,
которые должны были восстановить порядок, существовавший при Иване III и
Василии III. Ссылка на “отца” и “деда”, встречающаяся в законодательстве,
означала, что реформам старались придать вид мероприятий, направленных
против тех злоупотреблений властью боярами, которыми были ”наполнены”
несовершеннолетние годы Ивана IV.
После постановки об отмене местничества в проекте изгалялся ряд
соображений
о необходимости навести
По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных
владений (вотчин, поместий) и кормлений с целю выяснения размеров владений
и исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно было
перераспределить имеющийся в распоряжении служебный фонд, чтобы обеспечить
малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные
вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не
получил.
К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных пошлин
(мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землями
Русского государства, отражавшие незавершенности процесса изживания
экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-
денежных отношений.
Если подвести итоги рассмотрению царских “вопросов”, то можно
констатировать далеко идущие намерения правительства удовлетворить
земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию
и
государственные финансы.
РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1549 - 1556 гг.
Военная реформа
После неудачного похода на Казань в ноябре 1549г. встал вопрос об
осуществлении военной реформы. Единоначалие укреплялось путем установления
старшинства первого (большого) воеводы большого полка по отношению к
воеводам всех других полков. Укреплению дисциплины в дворянской армии
содействовало запрещение местничества на “службе” с воеводами. Это также
повышало роль воевод во время военных действий. В целом июльский приговор
1550г., ограничивший местнические счеты на основе сложившейся практики
взаимоотношений воевод в полках, имел большое значение для боеспособности
дворянской армии.[5]
Наряду с попытками укрепления дисциплины дворянской конницы в середине
XVI века закладывается основа формирующегося постоянного (стрелецкого)
войска. Между сентябрем 1549 г. и августом 1550 Иван Грозный учредил
“выборных” стрельцов. По его приказу 3000 человек должны были жить в
Воробьевской слободе под предводительством боярских детей. Речь шла о
реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войско пищальников стало
называться стрелецким. Для обеспечения стрелецкого войска вводился новый
подворный налог - “пищальные деньги”, который до этого собирался не
повсеместно. Стрельцы сделались ядром постоянного войска. Они имели
значительные преимущества над дворянской конницей, постепенно уступающей
ему
место.
Судебник 1550 г.
Бесспорно, самым крупным
составление в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил
устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно
новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался
координатной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник
1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого
населения (крестьян и холопов). В одной из статей речь идет о вотчинном
землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало
обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное
содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати.
Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники,
подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной
собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал
отчуждению вотчино-боярской земельной собственности.
Второй закон, относящийся к проблеме землевладения провозглашал
ликвидацию тарханов. Статья наносила удар по основным группам
привилегированных землевладельцев - тарханников, и была направлена против
податных привилегий духовных феодалов.
Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и
холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не
рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились
требования дворян. Еще более ужесточилось отношение к холопам”[6].
Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного
управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные
направления, по которым будет проходить перестройка государственного
аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления.
Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования
касаются главным образом наместнического управления. Сохраняя в целом
старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие
власть
наместников и волостей.
Дворцовая тетрадь
Неудача попыток
пересмотра в Судебнике правового статуса вотчинного землевладения заставила
правительство искать новых средств для обеспечения землей числено
возросшего поместного войска. Было еще два источника, к которым можно было
обратиться: казенные земли и владения духовных феодалов. Стремясь укрепить
материальную базу дворян - военачальников, которые смогли сменить
представителей боярской аристократии, правительство заинтересовалось
находившимися в центральных районах страны оброчными деревнями, которые
были переданы дворянам. В октябре 1550г. был составлен проект испомещения
под Москвой так называемой избранной тысячи. Смысл этого проекта сводился
к укреплению положения верхов дворянства, с тем, чтобы использовать их для
выполнения важнейших поручений.[7] Но расположить всех приближенных возле
Москвы не удалось, т.к. у правительства не было необходимого фонда земель.
Однако одна из сторон реформы вскоре осуществилась. В 1551-52гг. была
составлена Дворцовая тетрадь, куда попали все служилые люди государева
двора, из которого черпались основные кадры для формирования командного
состава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д.
Дворцовая тетрадь была действующим документом, к которому приписывались на
протяжении 50-60 годов XVIв. все новые данные о составе государева двора
вплоть до начала 1562г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделение
привилегированных частей, служащих по дворовому списку. Дворовые дети
(боярские) составляли основной контингент представителей господствующего
класса, который назначался на высшие военные и административные
должности.[8] Поэтому составление Дворцовой тетради отвечало интересам
верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах
проект 1550г. о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения для
этой
цели массовых земельных пожалований.
Стоглав
Также правительство принимало меры к подготовке передачи церковно-
монастырской земли в частную собственность дворян. 15 сентября 1550г.
правительство обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос о церковно-
монастырских слободах. Макарий произнес большую программную речь в защиту
права монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, несмотря на это
выступление главы русской церкви, рядом своих привилегий пришлось
поступиться.
Согласно “приговору” 15 сентября 1550г. духовным феодалам запрещалось
основывать новые слободы, хотя старые за ними сохранялись. В целом
“приговор” компромиссный характер, т.к. сохранял за духовными феодалами
слободы и предоставлял им даже некоторые возможности для пополнения их
населения со стороны.[9] Но такое положение не устраивало руководство
русской церкви, поскольку подобные действия подрывали авторитет церкви в
глазах у миллионов верующих. Встал вопрос о созыве нового церковного
собора. Назревало столкновение между правительством “избранной рады”,