Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:29, доклад
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов. Спектр научных интересов Макаренко на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.
1. Введение
2. Основные факты биографии А.С. Макаренко
3. Основные и педагогические принципы А.С. Макаренко.
4. А. С. Макаренко о требованиях к личности учителя
5. Заключение
6. Литература
дневник, ни в каком случае не должен иметь характера официального журнала.
Чтобы воспитатель мог работать в таком направлении, он не должен напоминать надзирателя. Воспитатель не должен иметь права наказания или поощрения в формальных выражениях, он не должен давать от своего имени распоряжения, кроме самых крайних случаев, и тем более не должен командовать. Только при освобождении воспитателя от формально надзирательских функций он может заслужить полное доверие всех воспитанников и вести как следует свою работу.
Все данные о воспитаннике, какие возникнут в процессе изучения ученика, воспитатель должен знать, а хороший воспитатель обязательно запишет. Но никогда эти данные не нужно собирать так, чтобы это было простым коллекционированием. Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания».
В
педагогической теории получила развитие
идея А.С. Макаренко о том, что
логика отношений учителя и учащихся
в школе вытекает из самой сути
общественного строя. При всем своеобразии
содержания и характера этих отношений
в зависимости от возраста учащихся, их
индивидуальных особенностей, уровня
воспитанности коллектива в целом, личностных
качеств учителей они всегда должны оставаться
отношениями старших и младших товарищей,
отношениями ответственной зависимости.
Педагогический опыт по Макаренко.
При анализе особенностей детей Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления. Его главнейшими компонентами выступают личность ребёнка и личность педагога, ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства, условия; им соответствуют результаты. Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, как существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентами воспитания. Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, - наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.
Успеху
педагогического опыта
Особенности педагогических приёмов по Макаренко.
Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Именно вариативность каждого приёма делает возможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплину постоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждом конкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.
Развитие педагогического мастерства учителя идёт по логике: от подражательного переноса приёмов в свой опыт до творческого его преломления, к вариативности и созданию новых собственных средств прикосновения к личности воспитанника.
Вот некоторые из приемов, которые применял Макаренко:
а) Метод — «атака в лоб», варианты «атаки в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.
б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен весь коллектив. Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я против него, и человек может сломаться. . .»,
в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился произносить самые простые слова и фразы («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.
г) Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал и на практике использовал фактически все элементы педагогической техники.
д)
А. С. Макаренко считал,
что нет и быть не может
какого-то уединенного
и универсального педагогического
средства, что все методы и приемы
воспитания динамичны, диалектичны, и
эффект каждого из них во многом зависит
от того, кем, когда и в какой конкретной
ситуации, по отношению к каким воспитанникам
они применимы. Шаблоны, трафарет противопоказаны
педагогической деятельности, творческой
по самой своей природе.
Также решительно выступал А. С. Макаренко против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании.
Нельзя
сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое,
потом нравственное, идейно-политическое
и так далее. Также отделять учебу, труд,
досуг. Все должно
идти в единстве.
е) Интересен и «метод переключения
страстей» или перспектив.
Свобода творчества учителя во взглядах Макаренко.
Особое
внимание в своей педагогической практике
и попытках её теоретического обобщения
Макаренко уделял роли учителя в образовательном
процессе, считая, что лишённый своеобразно
трактуемой свободы творчества, подвергаемый
мелочной проверке, учитель ничего, кроме
вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель
должен иметь право на риск, на свободу
маневрирования в сложных и непредсказуемых
условиях педагогического взаимодействия,
но в рамках его определённых установок,
что и является решающим.
Мы рассмотрели главные принципы, мысли, идеи Макаренко и требованиях к личности учителя. Педагог должен быть гуманистом, считает Макаренко, - ему необходима вера в человека и его добрые, светлые силы.
Актуальны ли его идеи сейчас? Да и можно ли говорить в наше время о педагогической системе, основанной на марксистско-ленинских принципах? Применимы ли принципы Макаренко в отношении личности педагога к сегодняшнему дню?
Я думаю, что требования Макаренко к личности учителя актуальны во все времена, потому что содержат мысли, которые человечество пронесло через все время своего существования.
Прежде всего, это уже названные требования к учителю быть гуманным человеком, воспринимать ребенка с позитивной стороны. Думаю, особых комментариев эта идея Макаренко не требует.
Большое место в воспитании Макаренко отводит коллективу – как педагогическому, так и ученическому. Эта мысль в полной мере применима к сегодняшнему дню. Макаренко говорит, что педагог должен, прежде всего, воспитывать именно коллектив. А что представляет собой современное общество, хотя бы нашей страны? Его можно образно назвать «толпой одиночек». И насколько же важно для учителя воспитывать именно коллектив детей, всеми своими действиями и поступками приобщать их к мысли, что они – коллектив, крепко спаянный товариществом и дружбой. Если в наше время молодое поколение будет подрастать с мыслями о дружбе, верности, отзывчивости, взаимопомощи, то, может быть, и жизнь в нашей стране станет лучше? И само собой, коллектив учеников может воспитывать только коллектив учителей, поскольку учитель – всегда пример для своего ученика во всем.
Макаренко считал, что педагог должен воспитывать человека-деятеля, строителя нового общества. Во времена Макаренко это будущее общество считалось коммунистическим. Мы можем сделать поправку на то, что сейчас ситуация другая и коммунистическое будущее поставлено под большое сомнение, но ведь многое здесь применимо для наших дней: мы сейчас живем в каком-то промежуточном периоде, и необходимо создать новое, стабильное общество. Не подходит ли здесь идея Макаренко о воспитании учителем человека – строителя нового?
Ну
и конечно же, в полной мере могут
быть рекомендованы на сегодняшний день
идеи Макаренко о педагогической цели
учителя, отношениях педагогов и воспитанников,
самостоятельной работе педагога, его
опыте, такому принципу, как «программа-минимум»,
творчестве учителе и его свободе а также
о различных педагогических приемах учителя.
На мой взгляд, эти мысли Макаренко актуальны
в наше время, как и в любое другое, так
как пока существует общество, будет существовать
и учитель.
Реферат на тему:
Основные положения
педагогике А.С. Макаренко
Одесса 2006