Значение педагогических идей С.Т. Шацкого для развития отечественной социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:29, доклад

Краткое описание

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов. Спектр научных интересов Макаренко на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.

Оглавление

1. Введение

2. Основные факты биографии А.С. Макаренко

3. Основные и педагогические принципы А.С. Макаренко.

4. А. С. Макаренко о требованиях к личности учителя


5. Заключение


6. Литература

Файлы: 1 файл

makarenko.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

дневник, ни в каком случае не должен иметь характера официального журнала.

      Чтобы воспитатель мог работать в таком  направлении, он не должен напоминать надзирателя. Воспитатель не должен иметь права наказания или поощрения в формальных выражениях, он не должен давать от своего имени распоряжения, кроме самых крайних случаев, и тем более не должен командовать. Только при освобождении воспитателя от  формально надзирательских функций он может заслужить полное доверие всех воспитанников и вести как следует свою работу.

      Все данные о воспитаннике, какие возникнут  в процессе изучения ученика, воспитатель должен знать, а хороший воспитатель обязательно запишет. Но никогда эти данные не нужно собирать так, чтобы это было простым коллекционированием. Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания».

      В педагогической теории получила развитие идея А.С. Макаренко о том, что  логика отношений учителя и учащихся в школе вытекает из самой сути общественного строя. При всем своеобразии содержания и характера этих отношений в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, уровня воспитанности коллектива в целом, личностных качеств учителей они всегда должны оставаться отношениями старших и младших товарищей, отношениями ответственной зависимости.  

      Педагогический  опыт по Макаренко.

   При анализе особенностей детей Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления. Его главнейшими компонентами выступают личность ребёнка и личность педагога, ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства, условия; им соответствуют результаты. Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, как существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентами воспитания. Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, - наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.

      Успеху  педагогического опыта Макаренко  в немалой степени способствовало то, что он в своей деятельности руководствовался собственной «программой - минимум», то есть системой реальных, совершенно необходимых и практически достижимых в данных условиях конкретных задач воспитания. «Нужно принять геройские меры, чтобы удовлетвориться этим минимумом…. Без достижения указанного минимума все разговоры о чём-либо ином смешны. И, напротив, достижение этого минимума открывает широкие просторы по всем направлениям», - писал Макаренко. 

      Особенности педагогических приёмов  по Макаренко.

   Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика.  То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Именно вариативность каждого приёма делает возможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплину постоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждом конкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

     Развитие педагогического мастерства учителя идёт по логике: от подражательного переноса приёмов в свой опыт до творческого его преломления, к вариативности и созданию новых собственных средств прикосновения к личности воспитанника.

     Вот некоторые из приемов,  которые применял Макаренко:

         а)  Метод — «атака    в лоб»,    варианты   «атаки    в лоб».  Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.

         б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен  весь коллектив.  Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я    против    него,    и    человек    может    сломаться. . .»,

         в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился  произносить  самые простые слова и фразы   («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.

       г)   Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал     и   на   практике     использовал   фактически     все элементы педагогической техники.

       д)   А. С. Макаренко   считал,    что нет и быть    не может какого-то    уединенного   и   универсального    педагогического средства, что все методы и приемы   воспитания динамичны, диалектичны, и эффект каждого из них во многом зависит от того, кем, когда и в какой конкретной ситуации, по отношению к каким  воспитанникам  они  применимы. Шаблоны, трафарет противопоказаны  педагогической   деятельности,  творческой по самой своей природе.                                                                      

       Также решительно    выступал    А. С. Макаренко   против                            попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании.

 Нельзя  сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное, идейно-политическое и так далее. Также отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве.                                                                                       

          е) Интересен и «метод переключения страстей» или перспектив.                                                                                           

      Свобода творчества учителя  во взглядах Макаренко.

    Особое внимание в своей педагогической практике и попытках её теоретического обобщения Макаренко уделял роли учителя в образовательном процессе, считая, что лишённый  своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Заключение 
 

      Мы  рассмотрели главные принципы, мысли, идеи Макаренко и требованиях к личности учителя. Педагог должен быть гуманистом, считает Макаренко, - ему необходима вера в человека и его добрые, светлые силы.

      Актуальны ли его идеи сейчас?   Да и можно ли говорить в наше время о педагогической системе, основанной на марксистско-ленинских принципах? Применимы ли принципы Макаренко в отношении личности педагога к сегодняшнему дню?

      Я думаю, что требования Макаренко к личности учителя актуальны во все времена, потому что содержат мысли, которые человечество пронесло через все время своего существования.

      Прежде  всего, это уже названные требования к учителю быть гуманным человеком, воспринимать ребенка с позитивной стороны. Думаю, особых комментариев эта идея Макаренко не требует.

      Большое место в воспитании Макаренко  отводит коллективу – как педагогическому, так и ученическому.  Эта мысль в полной мере применима к сегодняшнему дню. Макаренко говорит, что педагог должен, прежде всего, воспитывать именно коллектив. А что представляет собой современное общество, хотя бы нашей страны? Его можно образно назвать «толпой одиночек». И насколько же важно для учителя воспитывать именно коллектив детей, всеми своими действиями и поступками приобщать их к мысли, что они – коллектив,  крепко спаянный товариществом и дружбой. Если в наше время молодое поколение будет подрастать с мыслями о дружбе, верности, отзывчивости, взаимопомощи, то, может быть, и жизнь в нашей стране станет лучше? И само собой, коллектив учеников может воспитывать только коллектив учителей, поскольку учитель – всегда пример для своего ученика во всем.

      Макаренко считал, что педагог должен воспитывать человека-деятеля, строителя нового общества. Во времена Макаренко это будущее общество считалось коммунистическим. Мы можем сделать поправку на то, что сейчас ситуация другая и коммунистическое будущее поставлено под большое сомнение, но ведь многое здесь применимо для наших дней: мы сейчас живем в каком-то промежуточном периоде, и необходимо создать новое, стабильное общество. Не подходит ли здесь идея Макаренко о воспитании учителем человека – строителя нового?

      Ну  и конечно же, в полной мере могут быть рекомендованы на сегодняшний день идеи Макаренко о педагогической цели учителя, отношениях педагогов и воспитанников, самостоятельной работе педагога, его опыте, такому принципу, как «программа-минимум», творчестве учителе и его свободе а также о различных педагогических приемах учителя. На мой взгляд, эти мысли Макаренко актуальны в наше время, как и в любое другое, так как пока существует общество, будет существовать и учитель.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

                             Реферат на тему: 

   Основные положения педагогике А.С. Макаренко 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

                                                                                              Выполнил:

                                                                                         

                                                                                         Шкоропадо Максим 
 
 
 
 
 

                                               Одесса 2006


Информация о работе Значение педагогических идей С.Т. Шацкого для развития отечественной социальной педагогики