Педагогические идеи адольфа дистервега

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:29, реферат

Краткое описание

Темой данного реферата являются педагогические идеи Адольфа Дистервега. Основные задачи работы – проследить жизненный путь и педагогическую деятельность учёного, рассмотреть его взгляды на педагогику, её сущность и основные положения, используя труды педагога. Раскрыть основные педагогические идеи работ Дистервега.

Файлы: 1 файл

Реферат педагогические идеи адольфа дистервега.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра педагогики

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ИДЕИ АДОЛЬФА ДИСТЕРВЕГА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: ст. пр. Мордвинова Е. А.

Работу выполнил: Левина Д. С., студентка института

Иностранных языков, английского  отделения, 34 гр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Адольф Дистервег является сторонником гуманистического обучения и воспитания. Согласно идеям Дистервега, сама суть человеческой жизни, её смысл заключается в стремлении к совершенству, идеалу, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты. Так он определяет истинную цель воспитания.

Позиция Дистервега относительно задач воспитания тесно связана с его взглядами на жизнь. Как полагал А. Дистервег, в человеке заложен грандиозный потенциал, дух того высшего целого, к которому он принадлежит. И воспитание способно реализовать этот потенциал. Непосредственной задачей воспитания является  развитие всех сторон человеческой природы, всех сил, данных человеку, и постановка его на путь самостоятельного развития.

Сама идея гуманистического образования была выдвинута немецкими  философами девятнадцатого века, такими, как Кант, Гегель, Гербарт и, разумеется, Адольф Дистервег. В своих работах эти учёные обосновали идею гуманистического образования, самосознания личности. Были предложены пути улучшения системы образования, как школьного, так и высшего.

В итоге в сфере образования и подготовки преподавателей была сформирована ситуация, ориентированная на идеалы гуманистической педагогики и психологии. Таким образом, состояние немецкой школы отображает основные тенденции развития мирового педагогического процесса.

Адольф Дистервег считал революционное, резкое изменение общественных отношений неприемлемым. Постепенное, естественное развитие общества и просвещение народа являлись его приоритетами. Дистервег выступал в поддержку идеи общечеловеческого воспитания. По мнению учёного, задача школы состоит в воспитании сознательных, гуманных граждан своей страны.

Адольф Дистервег является автором более двадцати учебников  и учебных пособий по таким  наукам, как география, естествознание, математика, немецкий язык и популярная астрономия. Он является признанным педагогом-практиком, и пользуется авторитетом среди учёных по всему миру. Такие его работы, как «Руководство к математической географии» («Lehr-buch der mathematischen Geographic...», 1840) и «Элементарная геометрия...» («Elementare Geometrie fiir Volksschulen und Anfanger iiberhaupt», 1860) были переведены на русский язык и получили широкую известность. Результатами трудов учёного стали «Практический курс немецкого языка», «Педагогическая Германия», «Педагогическое путешествие по Дании», «Спорные вопросы из области педагогики», «Письма о воспитании и обучении»,  «Методическое руководство к классному обучению счету» (в сотрудничестве с Гейзером), «Учебник к классному обучению счету», «Учебник космографии», «Хрестоматия для обучения и чтения». В 1835 была опубликована одна из наиболее значительных работ Дистервега - «Руководство к образованию немецких учителей».

Темой данного реферата являются педагогические идеи Адольфа  Дистервега. Основные задачи работы –  проследить жизненный путь и педагогическую деятельность учёного, рассмотреть его взгляды на педагогику, её сущность и основные положения, используя труды педагога. Раскрыть основные педагогические идеи работ Дистервега.

Данная работа включает в себя три части. В первой части кратко описывается жизнь и общественно-педагогическая деятельность Адольфа Дистервега, во второй части мы рассматриваем взгляды учёного на суть воспитания, его цели и принципы, и, в третьей части работы, мы подвергаем рассмотрению дидактику развивающего обучения Дистервега.

Педагогическая  деятельность Адольфа Дистервега

 

Фридрих Адольф Вильгельм  Дистервег родился 29 октября 1790 года в городе Зинген, Вестфалия. Как говорил  сам учёный, ещё во время своего обучения в школе он был противником  догматического обучения. Поступив в Герборнский университет в 1808 году, Дистервег стал изучать историю, математику и философию. Затем он перевёлся в университет в Тюбингене, где позже и получил степень доктора теологии.

Тем не менее, карьера  в области богословия не привлекала Дистервега. Хотя он был человеком религиозным, Дистервег высказывал достаточно вольные мнения относительно определённых догматических проблем.

Будучи студентом, Адольф Дистервег изучил педагогические идеи Ж. Ж. Руссо и Песталоцци, став затем их последователем. Годы работы в образцовой школе города Франкфурта-на-Майне, в которой работали ученики и последователи Песталоцци, оказали сильное влияние на формирование прогрессивных педагогических убеждений учёного.

Дистервег стал полностью  поддерживал передовые педагогические убеждения Песталоцци, и принял решение посвятить свою жизнь и карьеру образованию народа. На протяжении длительного времени он возглавлял учительские семинарии в Мерсе и в Берлине, где преподавал математику, немецкий язык и педагогику. В то же время, Дистервег являлся учителем  в опытных начальных школах при этих семинариях.

Среди посмертных бумаг  учёного была обнаружена заметка, которая  позволила судить об отношении Дистервега к собственной деятельности: «Я учитель, учитель всей душой и рад, что могу образовать учителей же. Удастся мне сделать что-либо из семинаристов (хоть и не в смысле чего угодно), мне нечего заботиться о том, что они станут делать в жизни. Что человек делает, зависит от того, что он есть. Из кого ничего не вышло, по собственной ли вине, в силу ли обстоятельств, тот многого никогда не сделает. Но невозможно, чтобы тот, кто делен, искусен, ловок, мыслящий, чувствующий человек, словом тот, кто есть что-либо, не сделал ничего или сделал только бесполезное, сомнительное, дурное»1.

В 1832 году Адольф Дистервег  был назначен на должность директора  Берлинской семинарии для городских  школ, где он проработал пятнадцать лет. Ученики и последователи  учёного съезжались сюда со всей Германии, а так же из Венгрии и России, чтобы увидеть известного педагога в деле.

В период между 1832 и 1841 годами, Дистервег учредил четыре учительских  общества в Берлине. В 1848 году он был  избран в качестве председателя «Всеобщего немецкого учительского союза».

В июле 1848 учёным, вместе с депутатами «левой» фракции прусского национального собрания, была подписана «Записка 23», авторы которой выступали против конфессиональной школы и требовали единой народной школы для «всех детей нации без различия состояний и будущего призвания». Не смотря на то, что Дистервег признавал религию в духе рационалистического  христианства, в своих статьях он выступал против контроля  церкви над школой и подвергал критике церковные догматы, называя их «религиозным абсолютизмом»2.

В период с 1827 года и до самой смерти учёный публиковал «Рейнские листки для воспитания и обучения». В данном журнале им были размещены более четырехсот статей по различным вопросам, касающимся педагогики. Являясь приверженцем радикального улучшения подготовки преподавателей начальных школ, он сделал многое для профессионального объединения учителей Германии.

Из-за политических событий  в Пруссии, Адольф Дистервег был  уволен с поста директора Берлинской семинарии в 1847 году. Позже, в 1850 году, после провала революции, ему  пришлось уйти в отставку.

Тем не менее, Дистервег  остался руководителем учителей Германии, которые избрали его  в качестве председателя Общегерманского  учительского союза, а вслед за тем - своим председателем в прусскую палату депутатов. Почетное звание «учитель немецких учителей» Адольф Дистервег получил при жизни.

Помимо «Рейнских листков», Адольф Дистервег с 1851 года принялся выпускать «Педагогические ежегодники». Наиболее активно он начал действовать  после выхода «прусских релятивов» в 1854 году. Это были реакционные школьные законы. Релятивы существенно укорачивали объём знаний не только учащихся начальной школы, но и снижали подготовку преподавателей в учительских семинариях. Таким образом, снижалось качество образования.

В 1835 году Адольфом Дистервегом  была издана работа под названием «Руководство к образованию немецких учителей». В ней учёный изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения. Первая часть данного сочинения включает его идеи, касающиеся общих вопросов педагогики и дидактики, вторая часть в основном затрагивает преподавание отдельных предметов, и написана в соавторстве с другими пелагогами. Данная работа была неоднократно переведена на русский язык -  в 1913 году было выпущено сокращенное издание, а в 1956 году – расширенное издание под названием  «Руководство для немецких учителей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взгляды Адольфа  Дистервега на воспитание

 

Педагогические взгляды Адольфа  Дистервега могут быть найдены в  его педагогических трудах. Как писал  Дистервег, «Разумное воспитание должно строиться с учётом трёх принципов: природосообразности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития ребёнка), культуросообразности (учёт условий, в которых ребёнок живёт, национальной культуры), и самодеятельности (стремление развивать детскую активность)»3. Рассмотрим более детально основные принципы воспитания, предложенные и обоснованные учёным.

Природосообразность согласно Дистервегу представляет собой  следование за процессом естественного развития человека, то есть, берутся во внимание возрастные и индивидуальные особенности учащихся.  «Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами её развития. Это главный и высший закон всего обучения»4 - писал Адольф Дистервег. Он считал, что «…для воспитателя самое главное – узнать природу человека вообще и в частности, чтобы верно служить её свойствам, особенностям и стремлениям. Всякое искусство может достигнуть чего-либо лишь при содействии природы; оно не достигает ничего, идя против её»5. Рассуждая об особенностях ученика, учёный писал, что сама природа ребенка правдива, «она не создаёт в ребёнке отравляющего жизнь недоверия, это результат искажённых влияний».

Одним из наиболее важных принципов  в процессе воспитания и обучения Адольф Дистервег называет принцип  культуросообразности. Он пишет:  «…в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика»6. Согласно Дистервегу, принцип культуросообразности находится в подчинении принципу природосообразности, а отсюда следует, что поступать вопреки природе нельзя. Рассуждая на эту тему, учёный писал: «Что противоречит природе – невыгодно, хотя бы и было весьма культуросообразно. Чем больше культуросообразное согласуется с природосообразным, тем благороднее, лучше и проще складывается жизнь»7.

В практической деятельности Дистервег  советовал преподавателям не принимать  участия в том, что требует культура данного времени, но что находится в конфликте с природой. Здесь нужно стремиться к гармоничному сочетанию культуры и природы. Объясняя данный принцип, Дистервег, по мнению исследователей, «подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и жизнью общества»8.

Важным является и принцип самодеятельности, под которым понимал активность и инициативу, полагая их наиболее важными чертами человеческой личности. «Быть человеком, значит быть самодеятельным в стремлении к разумным целям. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования…»  - писал Дистервег. Для него конечной целью в воспитании и образовании ребенка являлось развитие его самостоятельности. «Пробуждение самодеятельности как в ученике, так и в учителе я считаю высшим достижением его формального развития и воспитания»9 - писал он.

Как считал Адольф Дистервег, «...ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить и переработать». Это утверждение актуально и по сей день. Данный принцип можно назвать важнейшим, так как, по словам Дистервега, «конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности». Преподавателю следует прилагать все усилия для развития у учеников таких качеств, как память, воля, наблюдательность – качеств, присущих всем и каждому.

Можно сказать, что воспитание как таковое подходит к концу, когда человек начинает самостоятельно заниматься самообразованием, имея мотивацию и силы для саморазвития. Задачи же учителя Дистервег определял развитием заложенного природой потенциала. Дальнейший выбор жизненного пути и саморазвития лежал уже на самом ученике.

Согласно идеям Дистервега, самодеятельность равна самостоятельному познанию. В отличие от догматизма и авторитаризма феодальной педагогики, Адольф Дистервег выступал за право людей заниматься саморазвитием. Как считал ученый, за самостоятельностью мышления следует сознательная деятельность в дальнейшей жизни человека.

В  своей работе «Руководство к образованию немецких учителей»  Дистервег заметил, что учащийся «… всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь»10. А следовательно, главная задача воспитывающего «… состоит в стимулировании воспитанника к выражению собственного “Я”».

 

 

 

 

 

Развивающее обучение Адольфа Дистервега

 

Будучи создателем дидактики  развивающего обучения, Адольф Дистервег  описал ее основные положения в тридцати трех законах и правилах обучения, которые, по нашему мнению, являются актуальными и в наши дни. Во-первых, Дистервег делал акцент на том, что обучать нужно природосообразно, беря во внимание особенности восприятия и развития детей. Как писал педагог, от наглядных примеров нужно идти к правилам, а от предметов и конкретных представлений о них – к обозначающим их словам.

Информация о работе Педагогические идеи адольфа дистервега