Педагогические идеи адольфа дистервега

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:29, реферат

Краткое описание

Темой данного реферата являются педагогические идеи Адольфа Дистервега. Основные задачи работы – проследить жизненный путь и педагогическую деятельность учёного, рассмотреть его взгляды на педагогику, её сущность и основные положения, используя труды педагога. Раскрыть основные педагогические идеи работ Дистервега.

Файлы: 1 файл

Реферат педагогические идеи адольфа дистервега.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Огромное значение Дистервег  придавал ознакомлению учащихся с предметами, которые доступны органам чувств. Однако же, ученый делал акцент на осознании  учеником воспринимаемого материала, на его продумывании. Таким образом, наглядное обучение по дистервегу строится по принципу «от близкого к далёкому» и «от простого к сложному», «от более лёгкого к более трудному» и так далее. Нелишним будет перечислить основные правила развивающего обучения, которые были сформулированы Адольфом Дистервегом11:

I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.

  1. Обучай  природосообразно,
  2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека
  3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!
  4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно.
  5. Обучай наглядно.
  6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более  легкого к более трудному, от известного к неизвестному.
  7. Веди обучение не научным, а элементарным способом.
  8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, и именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей.
  9. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить.
  10. Заботиться о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили.
  11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать для данного случая, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования.
  12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой.
  13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников.

II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта.

  1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика.
  2. Задерживайся, главным образом, на изучении основ.
  3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних.
  4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части.
  5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допускай существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере.
  6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.
  7. Связывай родственные по содержанию предметы.
  8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот.
  9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета.
  10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне.
  11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета.
  12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.

III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

  1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно.
  2. Считайся с (предлагаемым) будущим положением твоего воспитанника.
  3. Обучай культуросообразно.

IV. Правила обучения, касающиеся учителя.

  1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным).
  2. Обучай энергично.
  3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи.
  4. Никогда не останавливайся.

Согласно Дистервегу, любое обучение следует начинать, беря во внимание уровень развития учащегося, и далее идти последовательно и непрерывно. Одним из основных принципов в процессе образования можно назвать принцип непрерывности. Дистервег трактует непрерывное обучение, как обучение, «… которое делает ученика способным преодолевать каждую ступень с той степенью самостоятельности, какую допускает его возраст и природа предмета, так, чтобы были достигнуты общие цели обучения: развитие самодеятельности и полное знание предмета»12.

На принципе самостоятельности  ученика и основывается дидактика развивающего обучения Адольфа Дистервега. Знаменитый педагог считал, что главной, первостепенной задачей обучения является развитие умственных способностей ученика. Таким образом, он сделал акцент на важности формального обучения, в то же время не отрывая его от реальных знаний и материального образования.

Наиболее важными Адольф Дистервег считал такие дисциплины, как природоведение и математика. Он считал эти предметы важным средством  интеллектуального развития учащихся. Огромное значение он придавал изучению детьми истории отечества, языку, литературе и географии.

Также Дистервег считал важным принцип наглядности в  обучении. Как он писал в своих  педагогических трудах, «Развитие человеческого  ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно выражается в ощущениях, которые связываются в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления – на ощущениях. Иначе они окажутся лишёнными содержания, пустыми, а обозначающие их слова – пустословием»13.

Для того, чтобы можно  было опираться на данный принцип  в обучении, необходимо брать за основу воспринимаемого чувственно, и далее переходить к понятиям. От единичного нужно двигаться к общему, от конкретного к абстрактному. Как писал Адольф Дистервег, «… для учителя, которому … дорого умственное развитие учеников, не существует более высокой задачи, чем самому основать все свои понятия на наглядных представлениях с тем, чтобы сделаться способным преподавать наглядно»14.

Крайне важным Дистервег  полагал приучение детей к  логически последовательной речи. По его мнению, это было очень важно  для развития умственных способностей и логического мышления учеников. Необходимо, чтобы дети были способны последовательно излагать собственные мысли и давать обоснования основным положениям. Обязанностью же преподавателя является наблюдение как за ясностью и логичностью их построения, так и за четкостью дикции детей.

Необходимо позволить  детям тренировать речь, привыкать к ней. Дистервег считал большим недостатком такую манеру преподавания, как превращение уроков в лекции, где говорит только учитель, а ученики выступают в качестве молчаливых слушателей. Дети должны активно участвовать в обсуждении предмета, излагать собственные мысли и соображения, таким образом саморазвиваясь под контролем преподавателя.

 

Заключение

 

Адольф Дистервег заслуженно признан одним из наиболее известных  и общепризнанных немецких педагогов  девятнадцатого века. Свою педагогическую деятельность Дистервег направил на изучение обучения в народной школе. Наиболее значительными достижениями ученого можно назвать успешное продолжение идей таких немецких ученых, как Кант, Руссо и Песталоцци, а так же всей немецкой классической философии, так высоко ценящейся по всему миру.

«Руководство к образованию  немецких учителей» является наиболее важным из работ Адольфа Дистервега. В данном труде им были описаны  принципы обучения и воспитания, тесно  связанные между собой: принципы природосообразности, культуросообразности и самостоятельности. Важнейшим моментом в воспитании детей Адольф Дистервег считал развивающее обучение и саморазвитие учащихся. Им были предложены пути воспитания и обучения, основанные на природных способностях человека. По мнению Дистервега, принцип культуросообразности подразумевал организацию процесса обучения и воспитания с учетом культуры внешней, внутренней и общественной.

Адольф Дистервег делал  акцент на расширении естественных наук в образовании. Основным методом, используемым им в обучении детей, являлся элементарный метод. Его дидактические положения относительно самостоятельности в обучении, а так же наглядности, четкости и последовательности, стали особенно важными для обучения в школе.

На своей родине Адольф Дистервег давно признан педагогами, его идеи развиваются его последователями. Работы Дистервега в области педагогики высоко ценятся по всему миру, а в самой Германии была учреждена медаль имени Адольфа Дистервега – ей награждаются заслуженные педагоги.

 

Список литературы

 

  1. Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. – 1992. – № 1- 2.
  2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 400 с.
  3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956. – 374 с.
  4. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1974. – 447 с.
  5. Пискунов А.И. Дидактические взгляды А. Дистервега // Советская педагогика. – 1956. – № 1. – с. 63-70.
  6. Ротенберг В.А. Дистервег об учителе // Советская педагогика. – 1940. – № 10.
  7. Фрумов С.А. Педагогическая деятельность Дистервега // Советская педагогика. – 1951. – № 7. – с. 79-85.
  8. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Высшая школа», 1971. – 608 с.
  9. Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя. – 1883. – № 5.

1  Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя. – 1883. – № 5

2  там же.

3  Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Высшая школа», 1971. – С. 220.

4  Там же. – С. 222.

5  Там же. – С. 223.

6  Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Высшая школа», 1971. – С. 245.

7  Там же. – С. 246.

8  Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1974. – С. 93.

9  Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Высшая школа», 1971. – С. 229.

10  Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 229.

11  Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.,1956. – 374 с.

12  Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 223.

13  Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 226.

14  Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 227.


Информация о работе Педагогические идеи адольфа дистервега