Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:29, реферат
Темой данного реферата являются педагогические идеи Адольфа Дистервега. Основные задачи работы – проследить жизненный путь и педагогическую деятельность учёного, рассмотреть его взгляды на педагогику, её сущность и основные положения, используя труды педагога. Раскрыть основные педагогические идеи работ Дистервега.
Огромное значение Дистервег придавал ознакомлению учащихся с предметами, которые доступны органам чувств. Однако же, ученый делал акцент на осознании учеником воспринимаемого материала, на его продумывании. Таким образом, наглядное обучение по дистервегу строится по принципу «от близкого к далёкому» и «от простого к сложному», «от более лёгкого к более трудному» и так далее. Нелишним будет перечислить основные правила развивающего обучения, которые были сформулированы Адольфом Дистервегом11:
I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.
II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта.
III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.
IV. Правила обучения, касающиеся учителя.
Согласно Дистервегу, любое обучение следует начинать, беря во внимание уровень развития учащегося, и далее идти последовательно и непрерывно. Одним из основных принципов в процессе образования можно назвать принцип непрерывности. Дистервег трактует непрерывное обучение, как обучение, «… которое делает ученика способным преодолевать каждую ступень с той степенью самостоятельности, какую допускает его возраст и природа предмета, так, чтобы были достигнуты общие цели обучения: развитие самодеятельности и полное знание предмета»12.
На принципе самостоятельности ученика и основывается дидактика развивающего обучения Адольфа Дистервега. Знаменитый педагог считал, что главной, первостепенной задачей обучения является развитие умственных способностей ученика. Таким образом, он сделал акцент на важности формального обучения, в то же время не отрывая его от реальных знаний и материального образования.
Наиболее важными Адольф Дистервег считал такие дисциплины, как природоведение и математика. Он считал эти предметы важным средством интеллектуального развития учащихся. Огромное значение он придавал изучению детьми истории отечества, языку, литературе и географии.
Также Дистервег считал важным принцип наглядности в обучении. Как он писал в своих педагогических трудах, «Развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно выражается в ощущениях, которые связываются в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления – на ощущениях. Иначе они окажутся лишёнными содержания, пустыми, а обозначающие их слова – пустословием»13.
Для того, чтобы можно было опираться на данный принцип в обучении, необходимо брать за основу воспринимаемого чувственно, и далее переходить к понятиям. От единичного нужно двигаться к общему, от конкретного к абстрактному. Как писал Адольф Дистервег, «… для учителя, которому … дорого умственное развитие учеников, не существует более высокой задачи, чем самому основать все свои понятия на наглядных представлениях с тем, чтобы сделаться способным преподавать наглядно»14.
Крайне важным Дистервег полагал приучение детей к логически последовательной речи. По его мнению, это было очень важно для развития умственных способностей и логического мышления учеников. Необходимо, чтобы дети были способны последовательно излагать собственные мысли и давать обоснования основным положениям. Обязанностью же преподавателя является наблюдение как за ясностью и логичностью их построения, так и за четкостью дикции детей.
Необходимо позволить детям тренировать речь, привыкать к ней. Дистервег считал большим недостатком такую манеру преподавания, как превращение уроков в лекции, где говорит только учитель, а ученики выступают в качестве молчаливых слушателей. Дети должны активно участвовать в обсуждении предмета, излагать собственные мысли и соображения, таким образом саморазвиваясь под контролем преподавателя.
Заключение
Адольф Дистервег заслуженно признан одним из наиболее известных и общепризнанных немецких педагогов девятнадцатого века. Свою педагогическую деятельность Дистервег направил на изучение обучения в народной школе. Наиболее значительными достижениями ученого можно назвать успешное продолжение идей таких немецких ученых, как Кант, Руссо и Песталоцци, а так же всей немецкой классической философии, так высоко ценящейся по всему миру.
«Руководство к образованию немецких учителей» является наиболее важным из работ Адольфа Дистервега. В данном труде им были описаны принципы обучения и воспитания, тесно связанные между собой: принципы природосообразности, культуросообразности и самостоятельности. Важнейшим моментом в воспитании детей Адольф Дистервег считал развивающее обучение и саморазвитие учащихся. Им были предложены пути воспитания и обучения, основанные на природных способностях человека. По мнению Дистервега, принцип культуросообразности подразумевал организацию процесса обучения и воспитания с учетом культуры внешней, внутренней и общественной.
Адольф Дистервег делал акцент на расширении естественных наук в образовании. Основным методом, используемым им в обучении детей, являлся элементарный метод. Его дидактические положения относительно самостоятельности в обучении, а так же наглядности, четкости и последовательности, стали особенно важными для обучения в школе.
На своей родине Адольф Дистервег давно признан педагогами, его идеи развиваются его последователями. Работы Дистервега в области педагогики высоко ценятся по всему миру, а в самой Германии была учреждена медаль имени Адольфа Дистервега – ей награждаются заслуженные педагоги.
Список литературы
1 Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя. – 1883. – № 5
2 там же.
3 Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Высшая школа», 1971. – С. 220.
4 Там же. – С. 222.
5 Там же. – С. 223.
6 Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Высшая школа», 1971. – С. 245.
7 Там же. – С. 246.
8 Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1974. – С. 93.
9 Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Высшая школа», 1971. – С. 229.
10 Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 229.
11 Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.,1956. – 374 с.
12 Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 223.
13 Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 226.
14 Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 227.