Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:42, реферат
В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину превыше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и героической личности сохранилось и в последующие времена. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих произведений литературы и искусства, начиная с диалогов Платона и кончая памфлетом современного греческого писателя Костаса Варналиса «Подлинная апология Сократа», произведениями русского ваятеля Антокольского, советского скульптора Коненкова, пьесой советского драматурга Э. Радзинского, «Беседы с Сократом».
Введение
В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину превыше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и героической личности сохранилось и в последующие времена. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих произведений литературы и искусства, начиная с диалогов Платона и кончая памфлетом современного греческого писателя Костаса Варналиса «Подлинная апология Сократа», произведениями русского ваятеля Антокольского, советского скульптора Коненкова, пьесой советского драматурга Э. Радзинского, «Беседы с Сократом».
Сократ родился в местечке Алонеке близ Афин, в семье скульптора. В молодости занимался ваянием, участвовал в военных походах афинян против Спарты. О Сократе, его личности и учении накопилась огромная, почти необозримая литература. Тем не менее в истории философии нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Дело в том, что Сократ не оставил письменного наследства. О его жизни и учении мы знаем главным образом из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта) или его идейных противников (комедиографа Аристофана), а также из книг более поздних авторов (например, Аристотеля), каждый из которых по-своему понимал Сократа.
Отношение к Сократу было различным в различные времена, нередко диаметрально противоположным. Одни из его современников увидели в нем опасного безбожника и приговорили его смертной казни, другие сочли обвинение в безбожии лишенным основания и представили Сократа глубоко религиозным человеком. В последующие времена и вплоть до наших дней Сократа также оценивали и оценивают по-разному. Для одних он был (и остался) великим философом, для других – скучным моралистом, для третьих – политическим реакционером, который «за свою деятельность, направленную против афинской рабовладельческой демократии… был приговорен к смертной казни», для четвертых – передовым деятелем, который «и для теперешнего и для будущих поколений будет всегда источником жизни, нравственной силы и свободы».
Педагогические идеи Сократа
Крупнейший философ Сократ принял своим исходным пунктом основной принцип учения софистов: «Человек есть мера всех вещей». Если человек – мерило всех вещей, рассуждал Сократ, то первая обязанность человека – познать самого себя. И если для многих современных ему философов это знание представлялось как чувственное, то для Сократа это знание включало понятия, представления. Убежденный в том, что в своих поступках люди должны руководствоваться, прежде всего, понятиями, которым присуще одинаковое и обязательное для всех людей значение, Сократ цель воспитания видел не в сообщении поверхностных сведений о нравственных критериях, не в обучении красноречию, а в развитии мыслительных способностей человека.
Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".
Сократ посвятил свою жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности, пользуясь исключительно устным методом преподавания. Сократ собирал большую аудиторию на афинских улицах, площадях и гимназиях и вел со слушателями беседы. Для этих бесед характерны две специфические черты: так называемая, «сократова индукция» - то есть метод собеседования, состоящий из наводящих вопросов, отвечая на которые собеседник сам постепенно убеждается в неверности и несовершенстве ранее высказанных положений, а также «сократова ирония» (форма самоиронии, построенная таким образом, что объект, к которому она обращена, как бы самостоятельно приходит к закономерным логическим выводам и находит скрытый смысл иронического высказывания, следуя посылкам «не знающего истины» субъекта. Прим.авт.), то есть, шутливо искаженная позиция учителя, подчеркивающего свое мнимое незнание обсуждаемого вопроса в противоположность хвастливой самоуверенности ученика. Применяемый Сократом метод нахождения, «выращивания» и развития истины был метафорически назван им «майевтика» (т.е. повивальное искусство, по аналогии с профессией его матери – повивальной бабки). Майевтика – это диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Критический метод Сократа, требующий нахождения истины в поисках в процессе развития, уточнения, совершенствования понятий представляет собой форму субъективной диалектики.
Каждый человек, признавал Сократ, должен владеть понятием таких истин, как верность, честность, правдивость, честь, дружба, мудрость. До понимания этих истин, по убеждению Сократа, можно дойти через искусство «майевтику».
Сократ не написал ни одного сочинения, поэтому основными источниками сведений о нем и его учении служат сочинения (диалоги) Платона и историка Ксенофонта, которые были учениками Сократа. Для Сократа знания и человеческие поступки, теория и практика составляют единство: знание (слово) определяет ценность «дела», а «дело» - ценность знания. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, не может быть назван философом тот, кто обладает знаниями и мудростью, но, если судить по его образу жизни, лишен добродетели. В диалоге Платона «Менексен» он утверждает: «И всякое знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью».
Классический пример мастерства Сократа описан в диалоге Платона «Менон», где Сократ с помощью тонко поставленных вопросов вытягивает из молодого раба утверждение, что площадь квадрата, построенного на гипотенузе равнобедренного прямоугольного треугольника, вдвое больше площади квадрата, построенного на любом из катетов. Сократ торжествует, ибо искусно поставленные вопросы помогли рабу, никогда не изучавшему геометрию, «вспомнить» теорему. В поисках истины собеседник и Сократ находились в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
Беседы Сократа вызывали у собеседников особые чувства: «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее<…>, - описывал свои впечатления ученик Сократа (Алкивиад. Прим.авт.), - а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими”.
Средоточие философских интересов Сократа – сам человек (старинная формула «Познай самого себя»). При этом человек рассматривается Сократом преимущественно как нравственное существо, и в центре его философии находится учение о нравственности.
Во времена Сократа появилось два типа философов: философы и те, кто обучали философии и риторике. К первым относился Сократ, ко вторым – софисты. Тот факт, что он не оставил письменного изложения своего учения, так же примечателен, как и форма его философствования – диалог, предполагающий непосредственно контакт собеседников, совместный поиск истины. Основным положением нравственного учения Сократа, противопоставленного им понийскому материализму и релятивизму софистов, было рационалистическое отождествление добродетели и познания нравственного, которое в конечном счете должно достигаться путем повиновения человека внутреннему голосу (называемому Сократом «даймонпон»).
Этика Сократа носит религиозную окраску. На основе этического предпосылок строится педагогическая система Сократа. Рассматривая человека как носителя доброго начала от природы, Сократ видел главную цель педагогической деятельности в освобождении человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и в сознании гармонического единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к знаниям, которые помогают в практической деятельности человека. Педагогической деятельности Сократ придавал исключительно важное значение. И к учителю, и к ученику он предъявлял высокие требования: первый должен был пользоваться непререкаемым авторитетом и любовью ученика, а второй должен быть освобожден от влияний семьи, господствующих общественных воззрений, привычного уклада жизни.
Усвоению «универсального знания», т.е. философии, Сократ предпосылал низшую, подготовительную ступень образования, на которой много внимания уделил физическому и эстетическому воспитанию. Требование Сократа воспитывать в молодых людях выносливость и умеренность отчасти сближает его учение с принципами спартанского воспитания. На стадии высшего образования, по мнению Сократа, для осуществления основной цели воспитания – личного морального совершенствования – следует изучать главным образом этику. В центре этики Сократа – усвоение этических категорий (добро, благо, доблесть). Изучению естественных наук Сократ придавал ограниченное значение: считал ненужным изучение астрономии, а геометрию сводил к практике измерения земельных участков. Требования к государственному деятелю Сократ ограничивал знанием природных и продовольственных ресурсов государства, его доходов, расходов и вооруженных сил. Педагогическая система Сократа была закономерным следствием его классовых позиций. Живя в условиях глубокого социального кризиса Афинского государства в эпоху острой борьбы демократических сил Эллады с аристократией, Сократ был на стороне последней. Будучи противником распространения образования среди народа, Сократ предназначал свое учение для аристократической молодежи, которая и составляла преимущественно его аудиторию. Среди учеников Сократа были Критий (впоследствии один из 30 тиранов) и аристократ-демагог Алкивиад. Этим и было вызвано предъявленное Сократу обвинение в развращении молодежи. Сократ был приговорен к смертной казни. Не мысля для себя жизни в чужой стране и отказа от педагогической деятельности, Сократ покончил с собой, отказавшись от побега с помощью друзей.
Педагогические принципы Сократа – отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным воспитательным средством – нашли отклик уже в античности. Им следовал Плутарх, занимаясь со своими учениками; они нашли отражение в его «Нравственных сочинениях». В XVII веке некоторые положения Сократа были признаны Я.А. Коменским и включены в его «Великую дидактику».
Заключение
Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование "Могучие духом... если получат образование... становятся отличными... полезными деятелями. Оставшись без образования.. они бывают очень дурными, вредными людьми".
Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жиузнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.
Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он был одним из родоначальников диалектики как метода установления истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода. Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: "Я знаю только то, что я ничего не знаю".
Беседы Сократа вызывали у слушателей особый эмоциональный и интеллектуальный подъем. "Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее... а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими" - так описывал свои впечатления ученик Сократа.
Список использованных источников
1. Педагогическая энциклопедия. Т.4. – М.: Сов. Энциклопедия, 1968.
2. Марков Н. Значение Сократа как философа-педагога / Н. Марков. – М.: ЖМНП, 1871.
3. Кессиди Ф.Х. Сократ / Ф.Х. Кессиди. – М.: Мысль, 1976. – 200 с.
4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н. Джуринский. – М.: ФОРУМ" - "ИНФРА-М, 1998.
5. Столяренко А.М. Психология и Педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
10