Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:52, контрольная работа
Это история Ольги Скороходовой, слепоглухонемой сироты, «дефективного» ребенка, профессора психологии, идеального советского гражданина, слепоглухонемой ученой, педагога и писателя, звезды сталинской «культурной революции». Скороходова потеряла слух, зрение и речь в раннем детстве (в 20-е годы) и постепенно восстановила речь благодаря упорной работе с помощью продвинутых технологий специального образования в 30-е.
И. А. Соколянский родился 25 марта 1889 г. в станице Донской, б. Кубанской губернии (теперь Краснодарский край) в семье крестьянина-казака. Начальное образование он получил в своей станице, педагогическое — в Кубанской учительской семинарии. Получив экстерном среднее образование, Иван Афанасьевич в 1908 г. поступил на педагогическое отделение естественноисторического факультета Санкт-Петербургского психоневрологического института, который и окончил в 1913 г.
Дефектологическое образование Иван Афанасьевич дополнительно получил на Мариинских педагогических курсах (отделение обучения и воспитания глухонемых). По курсу экспериментальной психологии работал у проф. А. Ф. Лазурского и у проф. М. В. Богданова-Березовского. Его учителем был также Н. М. Лаговский. Тифлопедагогику И. А. Соколянский изучал у проф. А. А. Крогиуса. Он слушал лекции выдающихся русских физиологов Н. Е. Введенского, В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.
Педагогическую деятельность И. А. Соколянский начал еще до окончания института. С 1910 по 1919 г. он преподает в училище для глухонемых. Тогда же появились его первые труды о специальном обучении и по вопросам народного образования.
За участие в революционных событиях И. А. Соколянский был включен в список неблагонадежных и выслан в Вологодскую губернию.
И. А. Соколянский с огромной энергией борется за новую, советскую школу. В те годы на Украине не было ни одного крупного педагогического журнала или газеты, где бы не звучал его голос.
Опубликованные им статьи: «На педагогические темы» (1917), «Несчастье или общественное преступление» (1920), «Дефективные дети в системе социального воспитания» (1923), «О поведении личности» (1925), «Школа и детское движение» (1925), «Тяжелое наследство» (1925), «Детское движение, школа и учитель» (1925), «К проблеме организации поведения» (1926) и др. — находили большой общественный отклик.
В 1919 г.
И. А. Соколянский организовал в
г. Умани школу глухонемых детей.
В 1920 г. Наркомпросом Украины он был
переведен в Киев в качестве доцента
сурдопедагогики и психологии факультета
специального воспитания Института
народного образования. С 1923 г. он работал
в Харьковском институте
С первых дней Октябрьской революции И. А. Соколянский участвовал в ликвидации детской беспризорности, и тогда же Наркомпрос УССР назначил его уполномоченным, а затем инспектором учреждений для аномальных детей.
В первые
же годы Советской власти он был
основателем системы
И. А. Соколянский
был одним из активных организаторов
Научно-исследовательского института
педагогики на Украине. В 1926 г. он становится
директором этого института и
заведующим отделом дефектологии. В
1930 г. в Харькове был организован
Научно-исследовательский
В эти
годы он занимал ряд других руководящих
должностей в системе образования
аномальных детей. Статьи Ивана Афанасьевича
по специальной педагогике, написанные
в тот период: «О так называемом
чтении с губ глухонемыми» (1925), «Артикуляционные
схемы в рецепторной и
Научно-исследовательская
и педагогическая деятельность И. А.
Соколянского включала широкий круг
дефектологических проблем. Он был
крупным специалистом в области
обучения глухих. Его работы об обучении
глухонемых родному языку, о чтении
с губ, о речевом режиме глухих
имели большое значение в развитии
отечественной сурдопедагогики. В
этих исследованиях он не ограничивался
частными вопросами сурдопедагогики,
его труды были направлены на совершенствование
всей системы обучения и воспитания
аномальных детей. Дефектологам известны
его труды и в области
Оценку деятельности этого учреждения дали делегаты Международного конгресса физиологов, которые посетили школу-клинику и оставили письменные отзывы. По их отзывам, клиника слепоглухонемых «является выдающимся научным учреждением не только Советского Союза, но и мировой науки». «Такой институт, как институт слепоглухонемых в Харькове, вряд ли можно найти где-либо в мире…».
Работой И. А. Соколянского со слепоглухонемыми детьми интересовался А. М. Горький. В письмах к И. А. Соколянскому и О. И. Скороходовой великий пролетарский писатель отмечал огромное значение этой работы.
В 1939 г. по приглашению Наркомпроса РСФСР И. А. Соколянский приехал на работу в Московский научно-практический институт специальных школ (ныне Институт дефектологии АПН СССР), где возобновил работу над проблемами обучения слепоглухонемых.
Деятельность
И. А. Соколянского в области обучения
и воспитания слепоглухонемых была
высоко оценена научной
Для научно-педагогической
деятельности И. А. Соколянского было характерно
постоянное стремление использовать новейшие
технические достижения в целях
обучения слепоглухонемых, глухонемых
и слепых детей. Ему принадлежит
ряд ценных изобретений, расширяющих
техническое оснащение тифло- и
сурдопедагогики: «Брайлевский экран
для глухонемых» (1941), «Механический
букварь» и др. Им разработана читальная
машина обычного шрифта для слепых
и слепоглухонемых: «Слепой читает
любую книгу» (1936), «О новом способе
чтения слепыми», «О чтении слепыми
и слепоглухими плоскопечатного
шрифта» (1956). Сконструированные по
его разработкам и идеям
Основные положения системы обучения слепоглухонемых, к изложению которой мы переходим, разработаны И. А. Соколянским и его учениками.
Проблемами слепоглухонемоты занимались представители очень многих специальностей. О слепоглухонемых писали физиологи, психологи, философы, историки, литераторы, общественные деятели и даже теологи. И это несмотря на то, что тифло-сурдопедагогика, т.е. педагогика слепоглухонемых, является в значительной степени узким и специальным вопросом даже в самой дефектологии Чем же объяснить интерес представителей столь широкого круга специальностей к этой, казалось бы, частной проблеме?
Уже сама
возможность существования
Если такой человек слеп и глух от рождения или потерял слух и зрение в раннем детстве, он не только никогда не слышал человеческой речи, но и не знает, что существует речь, слова, обозначающие предметы и мысли. Он не знает даже, что существуют предметы и внешний мир. Можно ли такое существо сделать человеком, научить его трудиться и мыслить? Этот вопрос занимал многих.
Психическое
развитие человеческого существа, отделенного
от окружающего неисчислимо
Большинство
зарубежных ученых, теоретически и
практически занимающихся слепоглухонемотой,
придерживались двух противоречащих друг
другу, но связанных между собой
взглядов на слепоглухонемоту. Во-первых,
они считали невозможным
Почти
во всех монографиях и статьях
иностранных авторов о
Во многих случаях роль такого толчка к саморазвитию отводилась слову. Слову приписывалось волшебное, мистическое действие непосредственно на «бессмертную душу». Это действие трактовалось не как постепенный процесс обучения речи, а как момент «внезапного озарения», одномоментного «пробуждения души».
И. А. Соколянский этим взглядам противопоставил систему обучения слепоглухонемых, основанную на материалистическом представлении о развитии психики. Наиболее общее положение обучения слепоглухонемых И. А. Соколянского сформулировал А. Н. Леонтьев в уже упомянутой выше рецензии на первую книгу О. И. Скороходовой: «Общая идея, воплощенная И. А. Соколянским в его методе воспитания слепоглухонемых, столь же научно убедительна, как и проста: путь очеловечения не от языка и сознания, а от построения реальных человеческих отношений к действительности и возникающего на этой основе общения к овладению человеческим языком и к человеческому сознанию.
Осознание этого пути снимает покров таинственности с проблемы психического пробуждения слепоглухонемых. Их высокое духовное развитие перестает казаться результатом исключительности и случая».
Индивидуальное обучение слепоглухонемых, проводившееся под руководством И. А, Соколянского в Харьковской школе-клинике, в экспериментальной группе при Институте дефектологии АПН СССР, и массовое обучение в Загорском детском доме слепоглухонемых, который был открыт в 1963 г., показывают полную возможность высокого развития слепоглухонемых, которое ни в коей мере не является спонтанным и имманентным.
Слепоглухонемой ребенок обладает лишь потенциальной возможностью развития. «Однако его особенностью является то, что, обладая этой возможностью, сам он своими собственными усилиями никогда не достигает даже самого незначительного умственного развития. Без специального корригирующего педагогического вмешательства такой ребенок остается полным инвалидом на всю жизнь».
Без специального
обучения слепоглухонемые могут
проводить десятки лет в
И. А. Соколянский писал: «В случае слепоглухонемоты особенно отчетливо выявляется могучая роль специального педагогического вмешательства. Здесь возникает задача специально организованными средствами общения сформировать и развить все, без исключения, содержание человеческой психики».