Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:52, контрольная работа
Это история Ольги Скороходовой, слепоглухонемой сироты, «дефективного» ребенка, профессора психологии, идеального советского гражданина, слепоглухонемой ученой, педагога и писателя, звезды сталинской «культурной революции». Скороходова потеряла слух, зрение и речь в раннем детстве (в 20-е годы) и постепенно восстановила речь благодаря упорной работе с помощью продвинутых технологий специального образования в 30-е.
В 1954 г.
эта книга была дополнена второй
частью и была опубликована под названием
«Как я воспринимаю и представляю
окружающий мир». Эта книга была
с небольшими изменениями переиздана
в 1956 г. В предисловии к ней
И.А.Соколянский, описал многолетнюю
систему работы с Ольгой по обучению
ее наблюдать и записывать эти
наблюдения.
Новый
дополненный вариант этой книги
«Как я воспринимаю, представляю
и понимаю окружающий мир» вышел
в 1972 г. уже с предисловием заведующего
лабораторией обучения и воспитания
слепоглухих детей НИИ
В предисловии
к изданию 1990 года, написанным кандидатом
психологических наук В.Н. Чулковым
(1939–1997), под руководством которого
Ольга Ивановна работала в последние
годы жизни, мы находим свидетельства
ее тяжелых личностных переживаний,
преодоление неверия в себя. Есть
здесь упоминание и о сложных,
постоянно меняющихся в течение
жизни отношениях ее со своим учителем.
«По натуре своей она была живым,
открыто самолюбивым и не рассудочным
человеком. Наивный расчет сочетался
с интуицией, женская надежда, слабость
и каприз жили рядом с детским
безрассудочным эгоизмом. Победы малые
и большие давались ей нелегко, а
горький вкус поражений был ей
также хорошо знаком…»
Мало
кто знает, что Ольга Ивановна
долгие годы работала над второй своей
книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми»,
которая так и осталась неопубликованной.
В этой книге она подробно описывает
слепоглухих детей, воспитывающихся
вместе с ней в Харьковской
школе-клинике, воспитанников Детского
дома в Загорске (ныне Сергиев-Посад)
и свое общение с ныне знаменитой
четверкой слепоглухих
Ольга
Скороходова имела научную
Все написанное
Ольгой Ивановной помогает нам понять
удивительный внутренний мир человека,
потерявшего зрение и слух, но сохранившего
огромный интерес и радость жизни.
Думают иные – те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
– Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет
без слуха звуки и весну!?
Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать
готова, и сказать люблю…
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука – чувства трепетанье –
Я ловлю
и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка,
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как
любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
И мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется
ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше – чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала
жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки,
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб
была я с вами, а не за стеной.
ЛИСТЬЯ.
Поздняя осень,
Тоска на душе,
Хоть живьем ложись в гроб,
Листьев желтый ковер пожух,
Их сейчас бьет озноб,
Холодно,холодно,холодно всем,
Холодно всем вокруг,
Листья в ознобе кружатся,
И собираютя в круг,
Пляшут,трясутся,хохочут,
Шелест их- словно сорказм,
Сколько еще им осталось,
Бьет их предсмертный оргазм,
Шепчут , шуршат и плачут,
В предсмертном своем бреду,
Страшно им, очень страшно,
Вдруг оказаться в аду,
Все.... откружились и стихли,
Нет уже больше листьев,
Все отшумело прошло,
Снегом их занесло.
Весна
Весна еще где-то бродит,
Весна еще не пришла ,
Видно она заблудилась,
Или в гости зашла,
Пахнет ветер арбузом,
В воздухе свежесть слышна,
Пахнет ветка мимозы,
Как и пахнуть должна,
Скоро весна нагрянет,
В полную силу помчит,
И загудит, заиграет,
И зазвенит , зажурчит,
Солнце везде засияет,
Будет трава зеленеть,
Шмель лохматый проснется,
Будет жужжать и звенеть,
Весна еще не пришла,
Она еще где-то бродит,
А может быть до сих пор,
К снегурочке в гости ходит.
Основные
научные труды
и публикации
Скороходова О.И. Письма М.Горькому // Жизнь глухонемых. 1940. № 7.
Скороходова О.И. Доклад на читательской конференции глухонемых Харькова 12 декабря 1940 г.: (Сокр. стеног.) // Жизнь глухонемых. 1941. N 1.
Скороходова О.И. Как я воспринимаю окружающий мир. /Предисловие И.А. Соколянского. М., 1947.
Скороходова
О.И. Как я воспринимаю и
Скороходова О.И. Текст выступления на научной сессии АПН РСФСР 1-4 июля 1946 г. //Начальная школа. 1946. № 9.
Скороходова О.И. Об изменениях в моих восприятиях и представлениях под влиянием жизненного опыта. -В сб.: Обучение и воспитание слепоглухонемых / Под ред. И.А.Соколянского и А.И. Мещерякова. Известия АПН РСФСР. М., 1962, вып. 121(а)
Скороходова О.И. Приспособление слепоглухонемых к жизни. // Специальная школы, 1963, № 1.
Скороходова О.И. Об особенностях ранних представлений у слепоглухонемых. // Тезисы докладов на II съезде Общества психологов СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР. Вып. 4. 1964.
Скороходова О.И. О некоторых эстетических восприятиях слепоглухих. // Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов. 3-й симпозиум XVIII Международного психологического конгресса. М., 1966.
Скороходова О.И. О некоторых эстетических восприятиях слепоглухих. // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. М., 1966.
Скороходова О.И. К вопросу об эстетических восприятиях и представлениях у слепоглухих. // Дефектология, 1970. № 6.
Скороходова О.И. О восприятиях и представлениях слепоглухими природы и произведений искусств. // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. М., 1970.
Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. /Предисловие А.И. Мещерякова. М., 1972.
Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. /Предисловие В.Н. Чулкова. М.: Педагогика, 1990.
Ольга Ивановна Скороходова
2 НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ О. СКОРОХОДОВОЙ И СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ.
Первая ее книга «Как я воспринимаю окружающий мир» (М., Изд-во АПН РСФСР, 1947) была с огромным интересом встречена научной общественностью и широкими массами читателей. Известный советский психолог А. Н. Леонтьев писал в рецензии на книгу О. И. Скороходовой: «Мы находим в ней (в книге. — А.М.) двоякое содержание. Это, во-первых, то, что характеризует ее автора как человека, как личность. Полное прекрасное развитие ума и чувств Ольги Скороходовой, совершенное владение ею не только письменным языком и дактилологией, но и устной звуковой речью (что позволяет ей даже выступать на собраниях) производит впечатление явления исключительного, которое воспринимается как результат редчайшей одаренности, как нечто феноменальное, что на первый взгляд кажется все-таки загадкой.
Во-вторых, это психологические данные, приводимые автором в ее „Самонаблюдениях“ и в некоторых ее статьях, вошедших в книгу. Нужно сказать, что и эти данные отнюдь не уменьшают общего впечатления исключительности и научной загадочности процесса духовного развития в условиях слепоглухонемоты».
Книга О. И. Скороходовой была переведена на многие иностранные языки и издана за рубежом, всюду расцениваясь как одно из ярких свидетельств успехов советской дефектологии.
В 1954 г. тем же издательством была опубликована вторая книга Ольги Ивановны — «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». В эту книгу в качестве первой части вошла в несколько переработанном виде первая книга. Вторая часть книги, озаглавленная «Как я представляю окружающий мир», была написана вновь.
В третью книгу, изданную под тем же названием в 1956 г., внесены лишь небольшие изменения.
И, наконец, в книге, вышедшей как конечное издание, реализовано намерение автора написать трилогию о восприятии, представлении и понимании окружающего мира лицом, лишенным двух важнейших дистантных органов чувств — зрения и слуха.
Эта книга, как и предыдущие, написана О. И. Скороходовой совершенно самостоятельно и не подвергалась редакторской правке.
Отдельные сокращения и перестановки текста, произведенные с согласия автора, незначительны — они лишь подчеркивают логику изложения. Потому вся книга — документ, имеющий научную ценность как подлинное описание наблюдений и самонаблюдений человека, полностью лишенного зрения и слуха.
Описание
наблюдений, произведенное слепоглухим
автором «в то время, когда она
вполне владела литературной речью»,
должно определять и отношение к
этому документу. Об этом писал А.
Н. Леонтьев в упомянутой выше рецензии:
«…это все же только данные самонаблюдения
самой Ольги Скороходовой, а не
объективные факты истории
На данном этапе работы я сочла необходимым поместить в этом предисловии попытку последовательно материалистического изложения проблемы психического развития слепоглухонемого ребенка в процессе его первоначального обучения.
Однако прежде чем приступить к выполнению этой задачи, следует хотя бы кратко рассказать об учителе Ольги Ивановны Скороходовой и основателе советской педагогики слепоглухонемых проф. Иване Афанасьевиче Соколянском.