Жизнь и деятельность Ольги Скороходовой

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:52, контрольная работа

Краткое описание

Это история Ольги Скороходовой, слепоглухонемой сироты, «дефективного» ребенка, профессора психологии, идеального советского гражданина, слепоглухонемой ученой, педагога и писателя, звезды сталинской «культурной революции». Скороходова потеряла слух, зрение и речь в раннем детстве (в 20-е годы) и постепенно восстановила речь благодаря упорной работе с помощью продвинутых технологий специального образования в 30-е.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.docx

— 545.82 Кб (Скачать)

В 1954 г. эта книга была дополнена второй частью и была опубликована под названием  «Как я воспринимаю и представляю  окружающий мир». Эта книга была с небольшими изменениями переиздана в 1956 г. В предисловии к ней  И.А.Соколянский, описал многолетнюю  систему работы с Ольгой по обучению ее наблюдать и записывать эти  наблюдения. 

Новый дополненный вариант этой книги  «Как я воспринимаю, представляю  и понимаю окружающий мир» вышел  в 1972 г. уже с предисловием заведующего  лабораторией обучения и воспитания слепоглухих детей НИИ дефектологии АПН СССР, где работала Ольга Ивановна, доктором психологии А.И. Мещеряковым (1923–1974), в котором тот подробно описывает биографию учителя  Ольги Ивановны, И.А. Соколянского, и  излагает свое понимание системы  обучения слепоглухих, наибольшее внимание уделив первоначальному периоду  их обучения. В конце этого текста Александр Иванович возвращается к  характеристике автора книги и пишет: «Велика, конечно, заслуга учителя  О.И. Скороходовой Ивана Афанасьевича Соколянского, но величие его заслуги  ни в коей мере не умаляет подвига  О.И. Скороходовой. Она работает, она  наравне со всеми другими сотрудниками пишет научные работы, отчитывается о них… И мы как-то забываем о  том, что вся жизнь Ольги Ивановны – это подвиг. Подвиг, который  она совершает каждый день в течение  многих лет». 

В предисловии  к изданию 1990 года, написанным кандидатом психологических наук В.Н. Чулковым (1939–1997), под руководством которого Ольга Ивановна работала в последние  годы жизни, мы находим свидетельства  ее тяжелых личностных переживаний, преодоление неверия в себя. Есть здесь упоминание и о сложных, постоянно меняющихся в течение  жизни отношениях ее со своим учителем. «По натуре своей она была живым, открыто самолюбивым и не рассудочным  человеком. Наивный расчет сочетался  с интуицией, женская надежда, слабость и каприз жили рядом с детским  безрассудочным эгоизмом. Победы малые  и большие давались ей нелегко, а  горький вкус поражений был ей также хорошо знаком…»  

Мало  кто знает, что Ольга Ивановна долгие годы работала над второй своей  книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», которая так и осталась неопубликованной. В этой книге она подробно описывает  слепоглухих детей, воспитывающихся  вместе с ней в Харьковской  школе-клинике, воспитанников Детского дома в Загорске (ныне Сергиев-Посад) и свое общение с ныне знаменитой четверкой слепоглухих выпускников  психологического факультета МГУ. 

Ольга Скороходова имела научную степень  кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным  сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института  дефектологии в Москве, была автором  многих научных и научно-популярных статей, стихов. Часто выступала  с лекциями перед студентами многих вузов своей страны. Многие годы жила одна, в быту и работе ей постоянно  помогали двое приходящих секретарей и время от времени сотрудники лаборатории, где она работала. Когда  ее здоровье ухудшилось, к ней переехала  ее племянница, Н.В.Скороходова, которая  и ухаживала за ней до самой  смерти, которая наступила в 1982 г. 

Все написанное Ольгой Ивановной помогает нам понять удивительный внутренний мир человека, потерявшего зрение и слух, но сохранившего огромный интерес и радость жизни.  

Думают  иные – те, кто звуки слышат,

Те, кто  видят солнце, звезды и луну:

– Как  она без зренья красоту опишет?

Как поймет без слуха звуки и весну!? 

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий  шелест листьев пальцами ловлю.

Утопая  в сумрак, я пройду по саду,

И мечтать  готова, и сказать люблю… 

Пусть я  не увижу глаз его сиянье,

Не услышу голос, ласковый, живой,

Но слова  без звука – чувства трепетанье –

Я ловлю  и слышу быстрою рукой. 

И за ум, за сердце я любить готова,

Так, как  любят запах нежного цветка,

Так, как  любят в дружбе дорогое слово,

Так, как  любит трепет сжатая рука. 

Я умом увижу, чувствами услышу,

И мечтой привольной мир я облечу…

Каждый  ли из зрячих красоту опишет,

Улыбнется ль ясно яркому лучу? 

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше – чувств живых простор:

Гибким  и послушным, жгучим вдохновеньем

Я соткала  жизни красочный узор. 

Если  вас чаруют красота и звуки,

Не гордитесь  этим счастьем предо мной!

Лучше протяните  с добрым чувством руку,

Чтоб  была я с вами, а не за стеной. 

ЛИСТЬЯ.  
Поздняя осень,  
Тоска на душе,  
Хоть живьем ложись в гроб,  
Листьев желтый ковер пожух,  
Их сейчас бьет озноб,  
Холодно,холодно,холодно всем,  
Холодно всем вокруг,  
Листья в ознобе кружатся,  
И собираютя в круг,  
Пляшут,трясутся,хохочут,  
Шелест их- словно сорказм,  
Сколько еще им осталось,  
Бьет их предсмертный оргазм,  
Шепчут , шуршат и плачут,  
В предсмертном своем бреду,  
Страшно им, очень страшно,  
Вдруг оказаться в аду,  
Все.... откружились и стихли,  
Нет уже больше листьев,  
Все отшумело прошло,  
Снегом их занесло.  
 
Весна  
Весна еще где-то бродит,  
Весна еще не пришла ,  
Видно она заблудилась,  
Или в гости зашла,  
Пахнет ветер арбузом,  
В воздухе свежесть слышна,  
Пахнет ветка мимозы,  
Как и пахнуть должна,  
Скоро весна нагрянет,  
В полную силу помчит,  
И загудит, заиграет,  
И зазвенит , зажурчит,  
Солнце везде засияет,  
Будет трава зеленеть,  
Шмель лохматый проснется,  
Будет жужжать и звенеть,  
Весна еще не пришла,  
Она еще где-то бродит,  
А может быть до сих пор,  
К снегурочке в гости ходит.
 

Основные  научные труды  и публикации 

Скороходова О.И. Письма М.Горькому // Жизнь глухонемых. 1940. № 7.

Скороходова О.И. Доклад на читательской конференции  глухонемых Харькова 12 декабря 1940 г.: (Сокр. стеног.) // Жизнь глухонемых. 1941. N 1.

Скороходова О.И. Как я воспринимаю окружающий мир. /Предисловие И.А. Соколянского. М., 1947.

Скороходова О.И. Как я воспринимаю и представляю  окружающий мир. /Предисловие И.А. Соколянского. М.: Изд-во. АПН РСФСР, 1956.

Скороходова О.И. Текст выступления на научной  сессии АПН РСФСР 1-4 июля 1946 г. //Начальная  школа. 1946. № 9.

Скороходова О.И. Об изменениях в моих восприятиях  и представлениях под влиянием жизненного опыта. -В сб.: Обучение и воспитание слепоглухонемых / Под ред. И.А.Соколянского и А.И. Мещерякова. Известия АПН РСФСР. М., 1962, вып. 121(а)

Скороходова О.И. Приспособление слепоглухонемых  к жизни. // Специальная школы, 1963, № 1.

Скороходова О.И. Об особенностях ранних представлений  у слепоглухонемых. // Тезисы докладов на II съезде Общества психологов СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР. Вып. 4. 1964.

Скороходова О.И. О некоторых эстетических восприятиях  слепоглухих. // Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов. 3-й  симпозиум XVIII Международного психологического конгресса. М., 1966.

Скороходова О.И. О некоторых эстетических восприятиях  слепоглухих. // Развитие психики в  условиях сенсорных дефектов. М., 1966.

Скороходова О.И. К вопросу об эстетических восприятиях  и представлениях у слепоглухих. // Дефектология, 1970. № 6.

Скороходова О.И. О восприятиях и представлениях слепоглухими природы и произведений искусств. // Обучение и воспитание детей  с недостатками в физическом и  умственном развитии. М., 1970.

Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю  и понимаю окружающий мир. /Предисловие  А.И. Мещерякова. М., 1972.

Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю  и понимаю окружающий мир. /Предисловие  В.Н. Чулкова. М.: Педагогика, 1990.

Ольга Ивановна Скороходова 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ О. СКОРОХОДОВОЙ И СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ.

 

Первая  ее книга «Как я воспринимаю окружающий мир» (М., Изд-во АПН РСФСР, 1947) была с  огромным интересом встречена научной  общественностью и широкими массами  читателей. Известный советский  психолог А. Н. Леонтьев писал в рецензии на книгу О. И. Скороходовой: «Мы находим  в ней (в книге. — А.М.) двоякое  содержание. Это, во-первых, то, что характеризует  ее автора как человека, как личность. Полное прекрасное развитие ума и  чувств Ольги Скороходовой, совершенное  владение ею не только письменным языком и дактилологией, но и устной звуковой речью (что позволяет ей даже выступать  на собраниях) производит впечатление  явления исключительного, которое  воспринимается как результат редчайшей  одаренности, как нечто феноменальное, что на первый взгляд кажется все-таки загадкой.

 

Во-вторых, это психологические данные, приводимые автором в ее „Самонаблюдениях“  и в некоторых ее статьях, вошедших в книгу. Нужно сказать, что и  эти данные отнюдь не уменьшают общего впечатления исключительности и  научной загадочности процесса духовного  развития в условиях слепоглухонемоты».

 

Книга О. И. Скороходовой была переведена на многие иностранные языки и издана за рубежом, всюду расцениваясь как  одно из ярких свидетельств успехов  советской дефектологии.

 

В 1954 г. тем же издательством была опубликована вторая книга Ольги Ивановны —  «Как я воспринимаю и представляю  окружающий мир». В эту книгу в  качестве первой части вошла в  несколько переработанном виде первая книга. Вторая часть книги, озаглавленная  «Как я представляю окружающий мир», была написана вновь.

 

В третью книгу, изданную под тем же названием  в 1956 г., внесены лишь небольшие изменения.

 

И, наконец, в книге, вышедшей как конечное издание, реализовано намерение автора написать трилогию о восприятии, представлении и понимании окружающего мира лицом, лишенным двух важнейших дистантных органов чувств — зрения и слуха.

 

Эта книга, как и предыдущие, написана О. И. Скороходовой совершенно самостоятельно и не подвергалась редакторской правке.

 

Отдельные сокращения и перестановки текста, произведенные с согласия автора, незначительны — они лишь подчеркивают логику изложения. Потому вся книга  — документ, имеющий научную ценность как подлинное описание наблюдений и самонаблюдений человека, полностью  лишенного зрения и слуха.

 

Описание  наблюдений, произведенное слепоглухим  автором «в то время, когда она  вполне владела литературной речью», должно определять и отношение к  этому документу. Об этом писал А. Н. Леонтьев в упомянутой выше рецензии: «…это все же только данные самонаблюдения самой Ольги Скороходовой, а не объективные факты истории формирования ее сознания. …Она рассказывает об истории  своей жизни („Вместо предисловия“), и это интересно, но к этому  нужно подходить все, же только как к ретроспективно сложившемуся переживанию, которое требует еще дальнейшего научного анализа. Мы не сомневаемся в субъективной правдивости этих воспоминаний, но с точки зрения задач объективного научного исследования мы не можем не видеть их условности».

 

На данном этапе работы я сочла необходимым поместить в этом предисловии попытку последовательно материалистического изложения проблемы психического развития слепоглухонемого ребенка в процессе его первоначального обучения.

 

Однако  прежде чем приступить к выполнению этой задачи, следует хотя бы кратко рассказать об учителе Ольги Ивановны Скороходовой и основателе советской  педагогики слепоглухонемых проф. Иване  Афанасьевиче Соколянском.

Информация о работе Жизнь и деятельность Ольги Скороходовой