Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:22, реферат
Семья – как основа славянского язычества Семья в языческой Руси – маленькое общество. В период кризиса современной семьи, где как не в корнях искать ответы, как счастливо прожить жизнь в браке, как пронести любовь сквозь времена!? Нужно сказать, что нормы поведения в семье в древности, значительно отличалась от сегодняшних. Стоит поговорить о системе ценностей в языческой семье. Что же её делало особенной? Можно ли полностью принять её модель сегодня? Сначала разберёмся в типологических функциях любой семьи. Семья выполняет самые разнообразные функции, к числу которых относятся рождение и воспитание детей, удовлетворение потребностей мужчины и женщины как биологического, так и духового порядка.
Семья – как основа славянского язычества Семья в языческой Руси – маленькое общество. В период кризиса современной семьи, где как не в корнях искать ответы, как счастливо прожить жизнь в браке, как пронести любовь сквозь времена!? Нужно сказать, что нормы поведения в семье в древности, значительно отличалась от сегодняшних. Стоит поговорить о системе ценностей в языческой семье. Что же её делало особенной? Можно ли полностью принять её модель сегодня? Сначала разберёмся в типологических функциях любой семьи. Семья выполняет самые разнообразные функции, к числу которых относятся рождение и воспитание детей, удовлетворение потребностей мужчины и женщины как биологического, так и духового порядка. Эти функции были всегда, и заострять на этом внимание не стоит. Семья – воспитательная среда, интерпретационная система, в рамках которой формируются и закрепляются на бытовом уровне мировоззренческие, культурологические и нравственные основы жизнедеятельности общества. Ценности и даже системы мировоззрений могут изменяться, но сам факт того, что семья формирует нравственные, культурные и материальные ценности остаётся всегда. Главной функцией в языческой семье было деторождение. Считалось, что союз супругов, у которых не было детей, не выполнял функции семьи. Нужно и важно подчеркнуть, что языческая семья – многодетная семья. Недаром ещё даже 20 веке, Столыпин делал ставку на многодетные семьи. Расторжения брака древнерусское право не знало. В языческую эпоху господствовало представление о том, что брак с одной женой заключается «на веки» и простирается за пределы гроба. Но, если жена не могла родить мужу, муж был вправе взять себе ещё жену. Чаще всего, развода не было как такового, просто муж брал себе ещё одну жену. Мы переходим к вопросу одно/многожёнства на Руси. Свидетельства того, что у славянина могло быть несколько жён и даже наложницы, можно судить по князю Владимиру Красно Солнышко. Есть и этнографические свидетельства многожёнства на Руси. Правда, обычно, это две жены. В таких семьях обязанности по дому строго регламентируются, как впрочем, и в любой другой языческой семье. Но, «странности» многожёнства это редкость, и они не встречались повсеместно. Язычники считали, что они единожды перед богами давали слово прожить жизнь вместе. И так и делали. Вспомните, клятва перед богами для язычника, это вопрос совести и чести! И фраза: «вместе до гроба, понималась буквально». Лучшим свидетельством этого утверждения служит «Сказ о Петре и Февронии Муромских». Эта легенда, естественно, имеет языческие корни, но в архаичном, обрядовом, похоронном действии, когда вдова восходила на погребальный костёр вместе с мужем. Об этом свидетельствует путешественник 10 века Аль-Масуди: «Когда умирает мужчина, то сжигается с ним жена его живою; умирает женщина, то муж не сжигается». Это по сегодняшним меркам ужасно, но не учитывается тот факт, что мировоззрение у предков было иным, и чем дальше мы будем освещать вопросы, касающиеся славянской семьи, тем больше вы это будете понимать. Нужно осознать, что язычник дал клятву перед богами, что он проживёт в браке до конца своих дней. Муж и жена теперь одно целое, как сиамские близнецы, когда умирает один, второй так же умирает. Правда это касается только женщины, так как мужчина – воин и пахарь, а община не могла, жертвовать войнами и пахарями. Женщина добровольно всходила на костёр, так как считалось, что она уходит в иной мир вместе с мужем, и там они будут дальше жить. Этот акт самопожертвования расценивался обыденно, как уход в лучший мир вместе с любимым человеком. Разве это не поэтично? Разве есть сегодня такая любовь? Разве мы так теперь чувствуем? Как ни забавно это звучит, но термин «семья» на древнерусском языке означал «товарищество, основанное на договоре, соглашении». В некоторых списках узаконений слово «семья» заменялось словом «артель». Получается, что сегодняшние модные брачные договора, не что иное, как вольная интерпретация слова «Брак». За тем лишь исключительным моментом, что сегодняшние брачные договора регламентируют право на имущество при разводе, а сакральное значение «брака» в языческой среде имеет другое значение. Брак понимается как сделка между родителями невесты и женихом. Этот обряд покупки имеет множественную обрядовую форму. Нелепым считаем мысль о том, что родители сами выбирали молодым пару. Это не совсем так, в отголосках 19 века родители и правда могли насильственно женить молодых, прикрываясь пословицей «стерпится, слюбиться». Даже не хочется упоминать Аракчеева, а именно он опошлил эту традицию до неузнаваемости, женя по спискам не учитывая ни возраст, ни родство. В языческую пору не могло быть преград любви. Обычно молодые сговаривались перед Купальскими праздниками, предварительно присматриваясь к друг другу, и естественно нужно родительское благословление. Так, скажем, в более поздней период, межсословные браки были возможны, но по ряду причин затруднительны. Родители лишь обрядово заключали сделку, и старались не противиться воле молодых. Источники свидетельствуют о существовании в это время различных способов заключения брака. Один из наиболее древних – похищение невесты женихом. Похищение могло быть как действительным, так и формальным, мнимым. Последнее случалось тогда, когда родители и невеста были согласны на брак еще до похищения. Обряд похищения невесты «у воды» совершался на праздниках в честь богини «женитвы» Лады, которые начинались ранней весной, «на Красную горку», и продолжались до середины лета – дня Купальской ночи. Лада считается покровительницей семейного очага. До замужества, девушки обращались к Лели, дочери Лады. После замужества – исключительно к Ладе. Считалось, что пространство в доме относится к управлению Женщины, поэтому Ладу боготворили только замужние девушки. Об этом сохранились свидетельства в «Домострое»: «женщина доминировала во внутреннем пространстве — доме и семье». Хоть в «Домострое» много христианского, но там легко читаются языческие коды, которые нас очень интересуют. Так термин семья в ее современной трактовке «Домострой» не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма. С течением времени сговор с невестой все чаще стал предшествовать ее уводу. Летописи сообщают, что славяне имели обычай похищать себе на игрищах тех невест, с которыми они сговорились. «…И ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся», – рассказывала об «умыкании у вод» невест «Повесть временных лет». Выше мы уже упоминали, что по некоторым свидетельствам слово «брак», заменялось словом «артель». Артель в сегодняшнее понимании, это торговое предприятие. Но, как видно из этимологии слова, артели были семейными. Это удивительно ложиться на представление о ремесленной языческой Руси. Знание, и ремесло передавалась в языческой среде от отца к сыну, от матери к дочери. Каждый род владел знаниями в какой либо профессии и родовое ведение торговых дел и есть слово «артель». Получатся, что род это специализированное производство. Каждый член рода это важный элемент в артели (семье). Может поэтому сегодняшние семьи, где муж и жена занимаются различными делами и не знают лада? Или не знают богиню Ладу? Так, думаем, более понятно. Так кто же был главным в семье? На этот вопрос можно ответить так, только учитывая градации в семье, можно определить главенство. Родом управляли Большак с Большухой. Большак это глава рода, самый старший в роду. Большуха же по «Домострою»: «в семьях главную роль играла «большуха» — старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи». И в каждой отдельной семье мужчина играл главенствующую роль. Получатся, что структура власти в семье не так однородна, как казалось бы. Но, принцип патриархата, имел место быть. Это отслеживается в правовых отношениях, которые засвидетельствованы в языческой Руси и в первые века двоеверия. О главенстве в семье мужчины рассказывает придворный врач англичанин Самуил Коллинс, он сообщал, что и в XVII веке невеста совершала такой обряд: в знак покорности она должна была снять с будущего мужа сапоги. В один сапог жених клал плетку, а в другой – драгоценный камень или монету. Если девушке удавалось снять сначала тот сапог, в котором находилась монета, то невесту считали счастливой. Если в сапоге оказывалась плетка, счастья ей не обещали и говорили, что всю жизнь ей придется угождать мужу. При этом жених в знак своей власти над женщиной ударял свою будущую спутницу жизни плетью по спине. Но, роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Обязанность главы семьи — забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей — обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине. Отсюда сор из избы, выносить не принято. Это закреплено и доселе в свадебной обрядовой игре «Сор», которую проводят на второй день свадьбы. Семья для язычника славянина, это целый мир. Его мир и продолжение рода, благополучие в семье и многое другое, стоит выше общественного. Даже в войну, мужчин последних в роду в атаку отправляли последними. Но, существует и левират — обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Этот обычай был широко распространён на Руси вплоть до 16 века. Архаичность этого обычая восходит к древним временам, когда на брате умершего родича лежит полная ответственность за детей и супругу погибшего. Семей одиночек, просто не было, это нонсенс. Род не мог выкинуть вдову с детьми на улицу. И поэтому, мы на это указывали выше, что изгнание из рода, было самым тяжёлым наказанием, которое практически приравнивалось к смертной казни. Поэтому на Руси брат стоял за брата, отец за сына. Это был единый организм. Отголоски этого мы находим в древнем обычае прекращать всю работу, если в роду кто-нибудь умер. С точки зрения сегодняшних отношений в семье, такие обычаи на первый взгляд кажутся странными, но как мы понимаем проблему сегодняшней семьи, именно семьи с одним родителем, и являются корнем проблемы. Ну кто, кроме кровного брата позаботиться о вдове и собственных племянниках. Такой обычай сохраняет целостность семьи и оставляется духовную преемственность рода. А это для язычников было чрезвычайно важно. Отношения между родителями и детьми в славянских семьях языческого периода строились на признании власти родителей над детьми. «Домострой» Указывает на этот же факт: «Главная обязанность детей — любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности» но добавляет нужную для понимания роли приемствености в языческих семьях момента «и забота о них в старости». Именно преемственность родства, ремесла или дела и является основой основ славянской языческой семьи. Мы рассмотрели многие аспекты славянской языческой семьи, которые позволяют нам судить о следующем. В каждом роду есть большак, который регламентирует отношения в семье и трудовые обязанности. В семье главный мужчина. Семья живёт в любви и ладу по взаимному согласию супругов, но с разрешения (позволения) родителей. Обязанности в их доме распределены между супругами. Жена слушается мужа. Дети, слушаются родителей и следуют их воспитанию. При любых внешних опасностях, сохранность (целостность) рода ставится превыше всего. Как мы видим, славянская языческая семья это целостный организм, с конкретно распределенными ролями и обязанностями, где разрыв с родом, был практически не возможен, даже после смерти. Поэтому, знания и традиции, передавались из поколения в поколение. Поэтому Родовые знамёна, в западной традиции герба, сохранились даже до позднего средневековья. По знамёнам (определенные родовые символы) рода и отличали славяне кто из кого рода племени. А, зная это, уже знали о человеке очень многое. Чем занимается, кто большак рода и т.п. Без таких отношений в семье, нельзя было сохранить целостность традиции, поэтому в следующей главе мы постараемся дать максимум рекомендаций, как создать по языческим меркам хорошую семью. Какие обряды и символы для этого необходимы, как лучше разграничить обязанности в семье и многое другое. Надеюсь, знания предков, помогут нам сегодня возродить самое нужное – семью!
Проблемы современной семьи Семья это ячейка общества. Это было всегда. Когда ячейка общества не крепкая, то и общество находиться в кризисе. Семья этимологически восходит к слову «семя» — «семена». Семья это кровные родственники. Семья это маленькое общество. Семья не существует сама по себе. Она живет в конкретном городе, стране, в которой происходят изменения в политике, экономике, в моральных оценках, взглядах людей. Многие ученые, исследующие проблемы семьи, говорят о кризисе современной семьи. Надо заметить, что о кризисе семьи говорят во многих странах мира. Сегодня далеко не так всё хорошо в микро и макро обществе. На то есть свои причины. Для того, что бы дать ответ на вопрос: «Что нужно делать, что бы укрепить семью?», нужно ответить на вопрос: «Что всё же не так с современной семьей?». Семья — один из самых сложных институтов любви и понимания, сталкивается с вновь появившимися проблемами: вседозволенность, занятость, скорость, прагматичность и отсутствие поддержки, нет желания иметь детей, потеря института семьи, женская эмансипация, свадебные договоры и многое другое. Почему же это всё происходит, когда уровень жизни постоянно улучшается? Почему статистика говорит, население страны в год уменьшается в среднем на 1 миллион? Почему? Вопросов очень много. Нам предстоит разобраться в этих проблемах и понять, как можно выйти из кризиса. Лев Толстой не зря изрёк мысль, что «Все не счастливые семьи несчастны по-разному, все счастливые семьи, счастливы одинаково». Вот нам и предстоит разобраться в причинах несчастий, так как счастливым семьям можно только завидовать. Приведём немного статистики по данным И. И. Осинского, М. И. Добрынина: Начиная с 1992г. смертность превысила рождаемость. В целом по России в 1999г. на 1000 человек населения пришлось 6,3 брака и 3,7 развода. в 1970г. русская городская семья состояла из 3,6 человек, сельская — из 4,1, то в 2000г. эти показатели равнялись соответственно 3,3 и 3,8 чел. Вседозволенность или потеря духовности Молодые люди вступая в брак не чувствуют единства, не чувствуют границы данного обета. Они знают, что есть семейное право, которое если будут проблемы, разделит имущество и регламентирует поведение. Нет черты, за которую не могли бы перейти молодожёны. Мы говорим о духовных обязательствах. Муж и жена скрепили печатями свой брак в отделе ЗАГСа, а вот на небесах брак не был скреплён. Молодожёны просто не боятся потерять семью, ведь можно попробовать снова! Это приводит к личному эгоизму. Но это половина беды. Средствами СМИ формируется искажённое и извращённое понимание семейных отношений. Это моделируется через всевозможные ток шоу, такие как «Окна», «Дом 2» и прочие. Всё что некогда было дорого и составляло основу семьи искажено настолько, что морально-нравственные основы семьи давно поруганы и искаженны. Люди духовно нищие, они на психологическом уровне не могут привязать себя к одному человеку на всю жизнь, и при этом сохранить ему верность. Кривое зеркало семьи в первую очередь основывается на потере духовности. Но, если в СССР духовность заменяла партия, и государство отлично понимало, что семья это стержень общества, то сегодняшнюю политику государства сложно назвать социальной, и сложно увидеть поддержку. 80р – детское пособие, а ипотеку в народ даже достаточно обеспеченный не может потянуть, на этом фоне материнский капитал, слабое решение. Итак, государство не может заменить духовное родство в семье и не может возродить основы православной культуры. Это факт. Люди оказываются в духовном вакууме и их решения чаще всего регламентируются моделированием поведением актёров их любимых ток шоу. Они этого не понимают, но они примеряют ситуации, описываемые в ток шоу, на реальную жизнь. А, так как чаще всего сценарист ток шоу исходит из принципа, чем пошлее и запутаннее ситуация, о которой он пишет, тем выше будет рейтинг. То люди, пытаясь примерить фантазии сценариста на себе и близких, и получают иллюзии, которые не имеют отношения к реальной жизни. Вот мы и подошли к следующей проблеме. Институт семьи Институт семьи разрушается. Что такое институт семьи? Это схема поведения мамы и папы, которую бессознательно копирует ребёнок в своей взрослой жизни. Мы утрируем. Поэтому нам придётся развернуть ответ. Изменилось отношение к женщине, которая самостоятельно растит и воспитывает ребенка. Такая женщина не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание (усыновляют) ребенка. Такие действия приводят к тому, что ребёнок психологически привыкает к одному родителю. Естественно, что мама не способно играть роль папы. Теперь представьте, что у такой мамы сын. У него нет примера наблюдения за полной семьёй. Поэтому, ему чрезвычайно сложно придумать линию поведения в своей семье. Да, и не случайно говорят, что сын выбирает себе девушку похожую на свою мать. Это, если подумать логически, тоже вряд ли приведёт к крепкой семье. Хотя, это только типологические примеры, в жизни всё может быть сглажено ролью дедушки, который вынужден заменять роль отца и т.п. Если в СССР, общество давило на мать одиночку, то сегодня это норма. Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран — это явление естественное. Так как, наша страна многоэтничная, мы наблюдаем различные культуры. А, как известно, традиции в институте семьи в разных странах, различны. Поэтому, теряется так называемый эталон семьи. А без него, как правило, людей заносит то в одну сторону, то в другую. Наиболее распространенной формой нетипичной семьи в последнее время является гражданский брак. Или, при заключении брака составляется договор. Эти действия психологически развязывают руки людям. Если раньше мы говорили о духовности, то это шаг, который приводит к снятию с себя обязательств и перед государством. Но, так или иначе, если государство регламентирует правовую форму, то религия нравственную. В гражданском браке и свадебных договорах, личности снимают с третьей стороны всё обязательства и сами начинают регламентировать свою личную жизнь. Это очень напоминает товарно-денежные отношения. Нам известны гражданские браки, браки по расчёту с договорами. Люди могут прожить и 3 года и 5 лет, иметь детей, но по факту не являться семьёй. Это как раз и есть прямое отклонение от шаблона, и ребёнок, который должен перенять основы семьи, не может многого понять. И, поэтому, рождаются всё новые и новые формы семьи. Брак может быть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне брака. Правда сложно объяснить в таких семьях детям, где папа или мама, и почему отношения рваные? В нашей стране широко распространены семьи — коммуны, так называемые «шведские» семьи, а также — гомосексуальные семьи. Вот это самые деструктивные формы брака, которые противоречат законам генетической логики, и аморальны по своей сути. Представьте, какую семью может создать ребёнок, если его воспитывает папа и папа? Всё более острой становится проблема социализации, воспитания детей. Социализация призвана помочь индивиду усваивать систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. И вот мы подходим к ещё одной проблеме. У многих семей нет времени на родных и близких. Скоротечный темп жизни Вы вынуждены (или вам это интересно и нравится) работать очень много: иногда без выходных, иногда без отпуска, постоянно обдумывая что-то, составляя планы, проекты, разговаривая по телефону со своими коллегами, подчиненными. Вы полны энергией или выбились из сил, но в том или другом случае, вы не бросаете свою работу Но дело не только в отсутствии времени у родителей для общения с детьми, но и в не рациональном его использовании. Как показывают исследования, большинство родителей педагогически не образованы. Нередко по отношению к детям применяется не только психологическое или эмоциональное, но и физическое насилие. Об этом свидетельствуют такие данные. Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч — самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске. Смешение культур в одной взятой семье. Распространенной является ситуация, когда создаются браки, в которых супруги относятся к разным культурам, т. е. это семьи, где может быть различное вероисповедание супругов, различное отношение к событиям, которые происходят в стране. При этом следует отметить, что с появлением ребенка эти различия становятся заметнее, сразу сказывается методики воспитания и прочие взгляды. Ребёнку сложно впитывать несколько культур сразу. Так как, зачастую одна культура, противоречит другой. Это приводит к конфликтам в семье и окончательному развалу семьи. Увеличение количества больных детей и детей-инвалидов в семьях. К сожалению, в связи с экологическими проблемами и недостаточно серьезным отношением к сбережению здоровья молодых людей и, прежде всего — потенциальных молодых матерей, а также ухудшением общего медицинского обеспечения молодых семей, увеличилось количество больных детей в семьях. Это в свою очередь влечет за собой определенные трудности, как для здоровых членов семьи, так и для самого больного, а значит трудно адаптивного ребенка. Распространение опекунских семей. Проблемы недостаточно серьезного отношения к здоровьесбережению молодых людей привели к распространению бездетности, и как результат возникновению опекунских семей. К бездетности ведёт и отвратительная, не вписывающаяся не в какие рамки половая жизнь молодых людей. Усугубляет положение выпивка, курение и лёгкие наркотики. Теряется не только нравственность, теряется здоровье. Чаще всего это бьёт по детородным функциям. И еще один важный момент — это усыновление детей состоятельными семьями, которые, имея своих собственных детей, оформляют опекунство относительно детей из других стран. Эмансипация женщин Современная женщина зарабатывает и трудится столько же, сколько и мужчина. Это, естественно, сказывается на потере зависимости женщин от мужчин. Зачастую мужчины становятся, зависимы материально от женщин. Таковы законы рыночных отношений. Поэтому происходит ценностная и управленческая переориентация в семье. Женщина может отказываться мыть посуду, готовить, убирать и т.п. функции, которые ранее были закреплены за женщинами. Говорить, что сегодня много семей с явно выраженным патриархатом не приходится. Это мощный толчок для смены основ семьи, перераспределению ролей. И как итог дезориентация в семье, что приводит к скандалам. Мужской фактор Мужчины, всё ещё остаются циниками и эгоистами по своей природе. И статистика говорит, что пьянство в семьях это 2 причина всех разводов в России. Мужчины склонны изменять своим вторым половинам, и часто это происходит во время, или после пьянки. Алкоголизм приводит к конфликтам в семье и частым ссорам. И уж точно не даёт благоприятный, образовательный осадок для ребёнка. Нет желания иметь детей. Аборты. Проблемы семей, это отсутствие детей или не желание иметь их вовсе. Как известно дети – это цветы жизни, ваше продолжение. Если семья не хочет иметь детей, она сознательно прерывает свой род. Стоит отметить, что государство, ведёт такую социальную политику, при которой, молодым семьям крайне сложно содержать ребёнка. Телевидение негласно поощряет аборты. По факту, это убийство, которое, впрочем, не закреплено юридически. А жаль. После первого и второго аборта. Сложно забеременеть снова. Да, и рыночные отношения ставят цели для личности не завести ребёнка, а подняться по карьерной лестнице. Ребёнок объединяет семью. Это основной, необходимый элемент, при котором возможна передача традиций. Зачем говорить о развале семье, если нет детей. Нет детей, нет семьи, логика простая. Так, что это очень серьёзная проблема, требующая серьезнейшего осмысления. Думаем этих примеров достаточно, что бы понять, что современные семейные отношения находятся в глубоком кризисе. И, понятно, что это явление не нужно заново реформировать. На наш взгляд нужен откат к образцам семейных отношений, который был принят в языческой Руси. Нужно разобраться в историчности вопроса и тогда, думается, зёрна будут отделены от плевел.
http://slaviy.ru/slavyanskaya-