Славянское язычество

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 00:32, контрольная работа

Краткое описание

В современной науке под язычеством понимается комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий (христианства, магометанства, буддизма) и послуживший их основой. В язычестве изучаются мифы, связанные с представлением наших предков о строении мира; магические обряды и заклинания (заговоры); пантеон богов и демонов в разные периоды существования язычества; изучается вещественный мир, связанный с мифологией.

Файлы: 1 файл

Славяне.docx

— 66.59 Кб (Скачать)
  1. Введение.

Славянское язычество  берет свое начало в глубокой древности  и основывается на первобытных воззрениях, верованиях, обрядах, общих для всего  человечества. На основе подобных воззрений  развились все позднейшие мировые  религии.

В настоящее время мы имеем  достаточно большой комплекс исследований язычества славян, который строится  на основе средневековых хроник, мифологии славян, поучений. Наиболее обширный материал по славянскому язычеству дают фольклорные, этнографические и языковые данные. Они позволяют судить о мифологических персонажах, предметах, их сопровождающих, выявлять отдельные мифологические мотивы. Данные археологии, полученные при исследовании языческих святилищ и культовых предметов, подтверждают их праславянскую принадлежность. К ним причислялись те листы и тетрадки, в которых записывались народные заговоры, приметы, поверия и суеверные наставления. Сведения о них встречаются в христианской литературе, сами же книги официально были запрещены церковью и должны были уничтожаться. Редкие рукописные экземпляры сохраняются сейчас у некоторых потомственных ворожей и колдуний.

У славян существовали свои книги, которые назывались отреченными. Такими книгами являлись «Остролог» («Мартилой», «Острономия», «Звездочетец», «Зодий»). Эта книга представляет собой сборник астрологических замечаний о вступлении солнца в различные знаки зодиака, о влиянии планет на счастье новорожденных, а также на судьбы народов и общественное благоденствие; предсказывает войны, моровые язвы.

 Предзнаменования о состоянии погоды, будущих урожаях, болезнях, расположенные по месяцам, заключал в себе «Громник» («Громовник»).

В «Молнике» были собраны сведения, что предвещает удар молнии в те или иные дни месяца. 

«Колядник» содержит в себе приметы, определяемые по дням, на какие приходится рождество Христово (праздник Коляды), например: «…аще будет Рождество Христово в среду – зима велика и тепла, весна дождева, жатва добра, пшеницы помалу, вина много, женам мор, старым пагуба».

«Мысленник» («Разумник») содержит сказания о создании мира и человека.

«Волховник» - сборник суеверных примет.

«Метание» - книга гаданий посредством жребия.

Существовали также книги: «Записка о днях и часах добрых и злых», «Сносудец» («Сонник») и др.

К сожалению, большинство  отреченных книг было беспощадно истреблено еще при Алексее Михайловиче, отце Петра Великого.

А.С. Кайсаров  – один из первых исследователей славянского язычества – сделал оценку тем трудам, которые были написаны до него. Он называет авторов, писавших что-либо о славянской мифологии: Адама Бременского, Нестора, Гельмольда, Кранциуса, Саксона, Длугоса, Кромера, М. и А. Френцелей, Росса, Арнольда, Монфокона, С. Гроссера, А. Маша  и прочих, отмечая при этом, что все приведенные сведения носят отрывочный характер. Сам А.С. Кайсаров подробно описывает известных ему славянских богов, не подразделяя их на высшие и низшие существа.

Кроме А.С. Кайсарова, в первой половине XIX века славянскую мифологию  описывают М.Д. Чулков («Абевега русских суеверий», 1786), И.М. Снегирёв, А.Ф. Вельтман, И.П. Сахаров, Г.А. Глинка («Древняя религия славян», 1804), М.И. Попов («Описание древнего славянского языческого богословия, собранного из разных писателей», 1768). Не угасает интерес славистов к язычеству и в ХХ – ХХI веках, причем наиболее исследованным оказывается язычество восточных славян.

Сам термин язычество литературного происхождения, произошёл он от церковнославянского слова «языци», т.е. «народы», «этносы». Так русские книжники эпохи Киевской Руси – христиане по вере –  «отгораживались» от народов, ещё не крещённых. Тем не менее, термин оказался очень удачным, так как он хорошо отражает сущность верований: язычество – верование этническое, или народное, в противоположность над этническим, или мировым, религиям.

В современной науке под  язычеством понимается комплекс религиозных  обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий (христианства, магометанства, буддизма) и послуживший  их основой. В язычестве изучаются  мифы, связанные с представлением наших предков о строении мира; магические обряды и заклинания (заговоры); пантеон богов и демонов в  разные периоды существования язычества; изучается вещественный мир, связанный  с мифологией.

 

  1. Магия в язычестве.

Древним славянам было свойственно  космоцентрическое мировоззрение, которое по отношению к природе значительно отличается  от современного, технологического.

Человек знал, что его  жизнь зависит от природы, поэтому  и обожествлял ее. Он обожествлял  все природные стихии (огонь, воду, землю, воздух), считая их одушевленными и разумными. Люди верили, что при помощи определенных заклинаний, «заповедных» слов и действий можно владеть светлыми и темными существами, господствовавшими над ними. Считая все окружающее живым, человек, например, в своей тени видел нечто живое, как бы часть самого себя; точно так же он смотрел на свое изображение и даже на имя.

По мнению язычников, такие  явления, как дождь, град, молния, гром, происходят не сами по себе, а посланы тем или иным божеством, управляющим этими стихиями. Поэтому и просят славяне заступничества у солнца, луны (месяца), звезд, духов лесов, морей, рек и т.п., ищут у них поддержки, просят сил для совершения какого-либо действия, стремятся узнать у них свою судьбу.

Магические действия славян делятся на две группы: заговоры и гадания.

Заговоры (присушки, отсухи, шептания, заклинания, наговоры, обереги, слова и т.д.) направлены на исполнение какой-либо воли – доброй или злой – кудесника.

Гадания помогают с помощью потусторонних сил получить сведения о будущем. Гадающие очень часто обращаются к силе растений: трав и деревьев. Целители, знахари и колдуны составляли так называемые чародейские травники, в которых описывалась сила и предназначение каждой используемой травы, а также способы ее сбора и применения.

    1. Гадания.

Если раньше человек обладал  даром предвидения, то жизнь в  обществе по разным причинам вынудила его отказаться от многих своих умений или модифицировать их, придав им «более цивилизованную» форму. Так из удивительного  дара предвидения, интуиции, «шестого чувства» сформировалось гадание (ворожба). В язычестве гадание составляет одно из главных обрядов богослужения. Само гадание есть обращение к  богам, изначально – языческим, а  с принятием христианства – и  к почитаемым господствующей церковью (несмотря на преследование ворожбы  и другой языческой магии христианством).

Гадания основывались на наблюдении за поведением животных и птиц (Кукушка до Егорья – к неурожаю и падежу скота; Свинья чешется – к теплу, а визжит (ревет) – к ненастью), растений (Хорошо рябина цветет – к урожаю льна; Поздний листопад – на тяжелый год), состоянием природы (Туман на Мокия – к мокрому лету; Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям), различными предметами (По весу первого куриного яйца весной заключают об урожае).

Для распознавания будущего обращались и к нечистой силе, умершим, поэтому такое гадание традиционно  считалось опасным, а с точки зрения христианской церкви - грешным. Большая часть таких гаданий проходила в дни, когда души умерших свободно бродят по земле, а нечистая сила активизируется. Обычно это Святки, Троица, Пасха, Иван Купала и Юрьев день.

Гадание проходит в три  этапа: подготовительный, получение «знака», его толкование.

Для установления контакта с нечистой силой положено было снять с себя крест, распустить все узлы на одежде и пояса. Девушки расплетали косы и оставались простоволосыми, очень часто – босыми и в одной рубашке. К месту гадания нужно было идти тайком, не произнося ни слова. Места для гадания тоже выбирали «нечистые»: баню, овин, хлев, заброшенный дом, кладбище, перекресток дорог,  ворота – те места, где должна обитать нечистая сила или же пространство, служащее переходом между миром живых и миром мертвых. Чтобы обезопасить себя, гадающий очерчивал вокруг себя круг, зажмуривался, не имел права обернуться.

«Знаком» могли быть сновидения, звуки и случайно услышанные слова, формы вылитого воска, олова или  белка, поведение животных, выпавший первым предмет, его направление (направление  носовой части башмака), отражение  в зеркале или в какой-либо гладкой поверхности, четное или  нечетное количество предметов и др.

Толкование было традиционным для той или иной местности. Определялось символикой предмета, использующегося в гадании (хлеб, зерно – удача, богатство; уголь, зола – болезнь; земля – смерть; кольцо, венок – замужество и др.)  и волей трактовки гадающего или людей, его окружающих.

 

    1. Заговоры.

Чтобы изменить свою или  чужую судьбу, прибегали к заговору – тексту и сопровождающему его  обряду, имеющему магическое свойство.

В основном заговоры бытовали в устной форме и передавались от одного волхва к другому, но некоторые  из них записывались и должны были всегда находиться с оберегаемым  человеком (промысловые заговоры, воинские, заговоры для рожениц). Чудом уцелевшие  формулы древних языческих заклинаний, можно обнаружить  в судебных делах, в рукописных колдовских книгах. Конечно, заговоры не могли сохраниться во всей своей первозданности. Как и другие устные памятники, они подверглись значительным искажениям;  на изменение некоторых языческих текстов отчасти повлияло время, не позволившее сохранить в памяти человека древние формулировки, отчасти – эволюция народных убеждений, вызванная принятием христианства.

В древности заговоры произносились  громким, зычным голосом, их нашептывание стало применяться позднее, когда  в них увидели таинственное, заповедное знание, которое следовало хранить втайне от всех непосвященных. В обществе выделился особый класс людей, ведающих магическими обрядами, молениями: ведуны, колдуны, знахари. Но несложными заговорами (от ячменя, от бородавок, при ушибе, при кровотечении, при встрече с «нечистым» животным и некоторыми другими) владел каждый человек.

Могущество заговорного  слова, по убеждению магов, безгранично, заговорное слово способно творить чудеса, подчиняя воле заклинателя как благотворные, так и зловредные влияния всей природы. Как считают заклинатели, слово только потому обладает силой, что в нем заключена мысль, следовательно, действие заговора зависит от способности сделать эту мысль живой. Заговор может и потерять свою силу, если  использовать его не по назначению; если чародей берет деньги с того, кому что-нибудь заговаривает; если заговор передан не младшему по возрасту; если маг не придерживается определенных жизненных условий, при которых он обладает своим даром.

В соответствии с назначением  заговоры делят на несколько групп:

    • «лечебные (от лихорадки, от сглаза, от зубной боли, от укуса змеи и т.д.),

    • хозяйственные (связанные со скотоводством, разведением скота, земледелием и т.д.),

    • любовные (присушки и отсушки),

    • промысловые (пастушеские, пчеловодческие, охотничьи и т.д.),

    • ситуативные (при зарытии или поисках клада, при собирании целебных трав, при отправлении в путь и т.д.) и др.

 Заговоры могут иметь:

- положительную направленность - они читаются по «легким» дням (вторник, среда, суббота),

- и отрицательную - читаются по «черным» дням (понедельник, пятница).

Многие заговорные формулы  являются не чем иным, как описанием  последовательно совершаемых действий. Словесное пояснение вызвано  стремлением осмыслить действие, они проливают свет на многие магические обряды.

Языческий заговор поздней  поры очень прочно связан с христианской молитвой. Он впитал в себя некоторые  церковнославянские обороты и формы. Духовенство практиковало в своей  деятельности врачевательные или заклинательные молитвы и обряды, о чем свидетельствуют всевозможные жития святых и мучеников. Рассказывают летописи, и тем самым в какой-то мере стилизовало и заклинание, оберег, поэтому трудно бывает провести резкую грань между собственно молитвами и молитвообразными заговорами. Заговоры сохранили драгоценные свидетельства своей словесной силы и строгого характера, который не допускает никаких отступлений. Их сила заключается именно в издревле узаконенных формулах, а также в могучей замыкающей силе слова.

До сих пор живо поверье, что слово доброго пожелания и приветствия призывает счастье, здоровье, успех в делах тому, кому оно сказано, и, наоборот, слово проклятия или злого пожелания влечет за собой гибель, болезни и всевозможные несчастья. По народному убеждению, выговоренное проклятие семь лет носится в воздухе и в каждое мгновение может обрушиться на того, кому оно было адресовано, или вернуться обратно. Обращение к силе язычества должно быть очень осторожным.

Типичным образом славянского  заговора является камень. Славяне-язычники почитали камни, наделяли их сверхъестественными свойствами, вырезали из камня (как и из дерева) своих богов. Каменные бабы почитались всеми славянами, их находят повсеместно на территории расселения славян. Очень часто каменные идолы или просто огромные валуны (иногда с углублением, напоминающим отпечаток ступни, в котором скапливалась дождевая вода) находят вблизи языческих капищ. Особенным почетом пользовались необработанные валуны, расположенные на берегу водоема; их всячески украшали, считали, что они приносят исцеление. По некоторым поверьям, с камнем было связано происхождение человека. Считалось, что если положить под супружескую кровать камень, то родится мальчик, если глиняный черепок, - девочка. Камень сам заключал в себе неисчерпаемую силу и наделял ею тех, кто к камню прикасался. Типичным образом славянского заговора является камень. Славяне-язычники почитали камни, наделяли их сверхъестественными свойствами, вырезали из камня (как и из дерева) своих богов. Каменные бабы почитались всеми славянами, их находят повсеместно на территории расселения славян. Очень часто каменные идолы или просто огромные валуны (иногда с углублением, напоминающим отпечаток ступни, в котором скапливалась дождевая вода) находят вблизи языческих капищ. Особенным почетом пользовались необработанные валуны, расположенные на берегу водоема; их всячески украшали, считали, что они приносят исцеление. По некоторым поверьям, с камнем было связано происхождение человека. Считалось, что если положить под супружескую кровать камень, то родится мальчик, если глиняный черепок, - девочка. Камень сам заключал в себе неисчерпаемую силу и наделял ею тех, кто к камню прикасался.

Информация о работе Славянское язычество