Взаимодействие педагога и учащихся (студентов) в образовательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:04, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы явилось всестороннее исследование взаимодействия педагога и учащихся (студентов) в образовательном процессе. Для достижении этой цели были поставлены следующие задачи: раскрыть природу взаимодействия, в частности взаимодействия субъектов образовательного процесса, раскрыть формы взаимодействия, проанализировать причины возникновения конфликтных ситуаций и пути их разрешения.

Файлы: 1 файл

Реферат по Педагогике.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Достаточно большие  затруднения вызывает низкий уровень эмоциональной регуляции (или его отсутствие в общении), проявляющийся в неконтролируемой реакции партнеров общения вдруг на друга, на текст, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессором может быть деятельность, партнер или сам говорящий. В зависимости от этого меняется общая тональность общения, интонационная, лексико-грамматическая характеристика текста, невербальные средства. Соответственно можно сказать, что индивидуально-психологические особенности, включающие интеллектуальные, аффективные (эмоциональные), волевые, поведенческие, личностные проявления, могут как облегчать, так и затруднять общение. Все, что вызывает затруднение в педагогическом общении, должно быть предметом осознания и коррекции как профессионально необходимое условие соответствия человека этой деятельности.

Отмечая влияние индивидуально-психологических  особенностей партнеров общения на этот процесс, исследователи имеют в виду неакцентуированных людей. Акцентуация характера, личности — это чрезмерная выраженность отдельных черт, личностных, характерологических проявлений (интеллектуальных, эмоциональных, волевых, поведенческих). В настоящее время выделены 13 типов акцентуации характера (личности), каждый из которых имеет общеповеденческую специфику коммуникативного проявления:

— циклоидный — с чередованием фаз настроения;

— гипертимный — постоянная приподнятость настроения;

— лабильный — с  резкой сменой настроения;

—астенический – со свойственной ему раздражительностью, утомляемостью, склонностью к депрессиям;

— сензитивный — с  обостренным чувством собственной  неполноценности, повышенной впечатлительностью;

— психоастенический  — высокая тревожность, склонность к самоанализу, сомнениям, рассуждениям;

— шизоидный тип, которому свойственна замкнутость, интроверсия, неконтактность, отсутствие эмпатии;

— эпилептоидный, характеризующийся  конфликтностью, вязкостью мышления, излишним педантизмом, тоскливым настроением;

— паранойяльный (параноидный) тип, отличающийся обидчивостью, стремлением к доминированию, неприятием мнения других, стойкостью отрицательных аффектов, высокой конфликтностью;

— истероидный тип, характеризуемый  стремлением привлечь к себе внимание, фантазированием, притворством, лживостью;

— дистимный — склонный к депрессиям, преобладанию пониженного, мрачного настроения;

— неустойчивый — с  легкой сменой настроений, склонностью подпадать под влияние;

— конформный тип характеризуется  недостаточностью критичности, зависимостью от мнения других.

Отмечается, что чистые типы акцентуации встречаются редко, чаще встречаются смешанные типы и типы с неявно выраженной акцентуацией. Однако очевидно, что акцентуированность в любом случае проявляется в характере общения. В силу этого оно может быть неадекватным коммуникативной ситуации (непонимание, срывы, оскорбления, прекращение общения). Педагог как человек прежде всего должен знать свои индивидуально-психологические особенности, особенности учеников и учитывать их для предотвращения затруднений в общении.

Межличностные отношения как область затруднений

Межличностные отношения  в значительной мере влияют на характер совместной учебной деятельности обучающихся  и педагогической деятельности учителя (преподавателя). Лежащие в основе этих отношений симпатия (антипатия), принятие (неприятие), совпадение ценностных ориентации или их расхождение, соответствие или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности (общения) и многое другое могут облегчить либо существенно затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения. Известно, что межличностные отношения, совпадающие с основным репертуаром ролей конвенциональных отношений, усиливают эффективность деятельности, тогда как их внутреннее расхождение ведет к ее нарушению,

Важной межличностной  особенностью партнеров, вызывающей затруднения в общении, является доминирование того или другого личностного состояния у каждого из них. Согласно Э. Берну, в структуре сознания личности каждого человека сосуществуют три состояния: «Родитель», «Взрослый», «Дитя». При этом первое — «Родитель» — может выявляться двояко: либо в контролирующе-авторитарной функции, либо в помогающе-попечительской. Э. Берн приводит вербальные и невербальные характеристики каждого из трех состояний и примеры взаимодействия людей, находящихся в одном и том же либо в разных состояниях. Для педагогической деятельности в силу ее обучающее-воспитывающего характера состояние «Родитель» является достаточно созвучным. Ролевое предписание педагога и характеристика «Родителя» во многом совпадают. Они включают оценку, разрешение, объяснение, порицание. Это те действия, которые являются общими для педагога и родителя. Однако они приемлемы в педагогическом процессе только в отношениях педагог («Родитель») — ученик («Дитя»). Если же в роли ученика выступает «Взрослый», характеристикой которого является понимание, логичность, рассудительность, контактность, самостоятельность принятия решения, то в общении возникает обоюдное затруднение. Естественно, что оптимальным вариантом для педагогического процесса является отношение «Взрослый—Взрослый».

Отмечается, что затрудненность общения, обусловленная фактором межличностных  отношений, обнаруживается в форме  изменения стилей делового общения, симуляции несогласия, преднамеренной дезинформации партнера, ухода от делового общения и т.д. Среди многих факторов, затрудняющих общение (характер межличностных отношений, индивидуально-психологические особенности, включенность в деятельность, особенности ситуации взаимодействия) именно межличностные отношения статистически значимо занимают первое место.

Затруднения общения, возникающие  в отношениях «учитель— ученик» и «ученик—ученик» оцениваются самими участниками общения и другими людьми по-разному. Так, оценка затруднений общения учителем и учениками не совпадает (по номенклатуре и ранговому месту). Если учителя считают, что наибольшие затруднения в схеме «учитель — ученик» вызывают индивидуальные особенности партнеров общения, то ученики на первое место среди причин затруднения в таком общении ставят особенности участия в деятельности. При этом, характеризуя в целом условия совместной учебной деятельности, исследователи отмечают, что основные затруднения связаны прежде всего с межличностными отношениями, затем с индивидуально-психологическими особенностями общающихся и только после этого с характером их участия в деятельности.

Приведу некоторые примеры. По высказываниям студентов, чаще всего  самостоятельность мнений и суждений, оригинальность оценок, непохожесть  поведения вызывают негативную реакцию  преподавателя. "Свободомыслие не допускается", - категорически утверждается в большинстве студенческих ответов, полученных в ходе одного из опросов.

Особенно поражают описания студентами конфликтов с преподавателями. В них нередко фигурируют такие  определения, как ненависть преподавателя, жестокость, месть, унижение достоинства студента.

В результате ухудшаются самочувствие, здоровье и студентов, и преподавателей: 45% студентов страдают теми или иными хроническими заболеваниями; большинство молодых людей быстро устают, им нужно в два раза больше времени на отдых, чем их родителям 20-30 лет назад, а это означает, что они менее успешно осваивают программу; 50% преподавателей испытывают негативные эмоции, неудовлетворенность, неуверенность, страдают неврозами, соматическими заболеваниями...

 

Проведенные кафедрой педагогики и психологии высшей школы МГУ  им. М. В. Ломоносова исследования позволяют  набросать портреты преподавателя  и студента глазами друг друга, причем как идеальный, так и реальный.

Студенты идеальным  преподавателем назвали прежде всего знатока преподаваемого предмета и соответствующей области науки, честного, справедливого человека, хорошего психолога, умеющего понять другого человека. При этом младшекурсники на первое место ставили именно умение понять студента, в то время как старшекурсники более всего ценили компетентность. И это закономерно: сложный период адаптации первокурсников к новым условиям требует психологической поддержки, оказать которую может только понимающий и уважающий студента преподаватель. Вообще аристократизм профессоров, преподавателей, каждого сотрудника вуза, от которого в какой-то степени зависит студент, особенно это касается первокурсников, состоит в том, чтобы никогда, ни в какой обстановке не допустить покушения на суверенитет, личное достоинство студентов. Достаточно вспомнить атмосферу старых российских вузов. "Здравствуйте, господа студенты", - приветствовал аудиторию профессор, тем самым подчеркивая свое уважение к ним и их равенство с собой как личностей и будущих коллег по профессии.

Ну, а когда студент освоится и научится решать свои проблемы самостоятельно, он становится менее строгим в оценке личностных качеств преподавателя и более требовательным по отношению к его научной компетентности.

Впервые за последние  десятилетия обе стороны - студенты и преподаватели - едины во взглядах на модель идеального преподавателя и студента, т.е. желаемого партнера в учебном процессе вуза. Модель преподавателя, которую студенты назвали "супер" и которую единодушно принимают преподаватели: человек широкого кругозора, успешный в научном поиске, независимый в суждениях и поступках, хороший психолог. Ну, а модель идеального студента еще более лаконична: молодой человек, имеющий интерес к науке и умеющий самостоятельно мыслить. Так мало и так труднодостижимо5.

 

Анализ основных областей затруднений в общении, в деятельности показывает, что они изменяют саму ситуацию общения. Противоположные цели, интересы, позиции, средства, способы деятельности, сталкиваясь, создают конфликт, изучаемый не только специальными разделами психологии, но целой наукой конфликтологией. Здесь же необходимо отметить, что при групповом взаимодействии конфликт как столкновение противоположных решений, стратегий, средств и способов, создавая проблемную ситуацию, повышает интеллектуальную активность совокупного (группового) субъекта. Важно только, чтобы такой конфликт не перешел на уровень оценки самих субъектов и не стал негативно межличностным в узком смысле слова.

 

 

§ 3. Понятие  конфликта в педагогике, конфликтные  ситуации

 

Как нам уже известно, взаимодействие учителя с учащимися происходит в различных  ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает учитель и применяет их в педагогических целях для организации  учебной деятельности, для научно обоснованного структурирования взаимной деятельности учителя и учащихся. Такие ситуации называются педагогическими. Нередко они могут носить конфликтный характер.

Конфликтная  ситуация - это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта. Оппоненты (противники в споре) отличаются друг от друга позицией, “силой” или рангом. Ранг оппонента - это социальная  характеристика человека. Например,  оппонент первого ранга - человек, преследующий только собственные интересы и цели; оппонент второго ранга - человек отстаивающий некую групповую цель и интересы и т.п. Человек более высокого ранга имеет более развитые индивидуальные и личностные качества.

Объект - это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию. Объект может быть эквивалентен призовому месту в спорте, денежной премии, праву на контроль, праву на человеческое достоинство. Если объект неделим, то он является одним из условий существования конфликтной ситуации. Если объект делим и способ деления признается справедливым всеми участниками, то и конфликтной ситуации может не быть, она не должна возникать. Объект может  быть как  материальным, так и духовным как следствие желаний, интересов и т.п. Отношения между объектом и оппонентами можно сформулировать как доступность объекта для оппонента.

Таким образом,  конфликтная ситуация  включает оппонентов, объект, цели и отношения между ними. Каждый из оппонентов характеризуется уровнем цели и интересов,  доступностью для него объекта и рангом. Изменение одного из них  приводит к изменению всех других составляющих конфликтную ситуацию.

Среди потенциально конфликтогенных  педагогических ситуаций можно  выделить  ситуации  деятельности,  поведения  и отношений.

Ситуации  деятельности  могут возникать по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и неучебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникнуть в случаях отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в  усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя.

Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями учащимися правил поведения. Такие ситуации могут приобретать характер конфликтных в случаях, если педагог, не выяснив мотивов сделает ошибочный  вывод о поступках кого-либо  из учащихся.

Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности. Если педагогическая ситуация вызывает у ее участников негативные эмоции, порождающие неприязнь друг к другу, то такая ситуация также приобретает конфликтный характер. Она возникает в тех случаях, когда деловые отношения подменяются межличностными отношениями, когда даются неоправданно отрицательные оценки не поступку учащегося, а его личностным качествам.  Грань, разделяющая поведение человека и поведение должностного  лица, очень тонка, почти незаметна. Поэтому конфликтная ситуация может перейти из сферы деловых отношений в сферу чисто  личностную.

Возможно ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся. В то же время конфликтная ситуация - это сигнал - звонок - набат какого-то нарушения. Это возникшее, обнажившееся пpотивоpечие.  Не замечать его нельзя 6.

Можно сделать вывод,  что сама должность  учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать  право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий, выполнения правил поведения, право учащихся и учителя на чувство собственного достоинства, то есть возможность  конфликтной ситуации заложена в его должностных функциях. Но, чтобы возник конфликт одной конфликтной ситуации недостаточно,  конфликтная ситуация может существовать задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов.

Информация о работе Взаимодействие педагога и учащихся (студентов) в образовательном процессе