Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:38, дипломная работа
Актуальность темы исследования.
Народная игра имеет многовековую историю, она неразрывно связана с жизнью русского человека, его бытом. Поэтому, обращаясь к народной игре, сохраняя и возрождая ее для новой жизни, мы можем творчески усвоить старые, но мудрые истины, установить связь между культурой прошлого и нынешнего, воспитать гармоничную личность, ибо нет такого качества человека, которое не развивалось бы в народной игре.
Введение
Глава I. Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен
1.1 Возникновение и развития народной игры
1.2 Сущность и функции игры
Глава II. Возрастная дифференциация народной игровой культуры
2.1 Игры детей младшего возраста
2.2 Игры подростков
2.3 Игры и забавы молодежи
Заключение
Список литературы
На тему
«Возрастные особенности игровой культуры
русского народа»
Содержание
Введение
Глава I. Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен
1.1 Возникновение и развития народной игры
1.2 Сущность и функции игры
Глава II. Возрастная дифференциация народной игровой культуры
2.1 Игры детей младшего возраста
2.2 Игры подростков
2.3 Игры и забавы молодежи
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования.
Народная игра имеет многовековую историю, она неразрывно связана с жизнью русского человека, его бытом. Поэтому, обращаясь к народной игре, сохраняя и возрождая ее для новой жизни, мы можем творчески усвоить старые, но мудрые истины, установить связь между культурой прошлого и нынешнего, воспитать гармоничную личность, ибо нет такого качества человека, которое не развивалось бы в народной игре.
Народная игра – важнейшая школа жизни, поэтому необходимо изучать ее и делать все возможное, что бы дать е новую жизнь. Ведь народная игра всегда была тем механизмом, который способствовал вовлечению человека в жизнь социума, как в психологическом, так и в бытовом плане. Игра помогла человеку ощутить себя честью большого целого- народа, давала ему возможность испытать себя, воспитывала, учила, развивала. Сейчас, когда мы заботимся о возрождении народного самосознания, возвращаемся к опыту прошлого, невозможно обойти вниманием народную игру, которая является важнейшей частью этого опыта.
Степень изученности проблемы.
Голландский психолог Й. Хейзенг утверждал, что культура не рождается в игре, а возникает как игра, первоначально играется. Он считал, что категория «игра» - это основное свойство всякой культуры (теория «человека играющего»). Игра - один из первых и главных стимулов культуры человека. Игра старше культуры, культура «возникает и развивается в игре, как игра» Homo ludens (Человек играющий), (В тени завтрашнего дня. 1992), имеет игровой характер. Хейзинга подчеркивает, что большинство исследователей игры опускают или недооценивают, что она преимущественно располагается «на территории эстетического» и главное в ней – «эстетическое содержание», и последовательно показывает и обосновывает игровые принципы основных составляющих культуры, включая не только сферы религиозных культов, искусства, праздника, спортивных состязаний, но и философию, правосудие, войну, политику. Краткая дефиниция игры по Хейзинге гласит: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь»» [41].
Советский ученый А. Лосев подчеркивал, что «в игре есть все достоинства искусства: и идеал, и мудрость, и высокое, и трагическое, и комическое, - и все чем богата жизнь». «Игра человека есть социальный и эстетически- культурный феномен, а его содержание и многообразие порождены тем же, чем порожден сам человек и его культура - трудом и общением».
«Опыт игрового поведения имеет каждый; культурно - историческом плане мир не знает культур, народов или эпох, не знающих игр».
Объектом исследования: русская народная игровая культура.
Предметом исследования: возрастные особенности игровой культуры русского народа.
Цель исследования: раскрыть возрастные особенности русской народной игровой культуры.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующее задачи:
- рассмотреть исторические предпосылки возникновения игры;
- рассмотреть сущность и функции игры;
- рассмотреть культурно-историческое своеобразие русской народной игры;
- рассмотреть возрастную дифференциацию народной игровой культуры.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен
1.1 Возникновение и развития народной игры
Сложилось великое множество смыслов, значений, которые вкладываются в слова игра, играть, игрушка. В словаре С.И. Ожегова игра- это способ, каким играют в двух значениях: играть в игру и второе в значении опасная игра и переносное значение действовать с тайным умыслом.
Игра как комплект предметов для игры, игра природы как что-то необычайно и небывалое, из ряда вон выходящее. Игра слов – шутка, основанная на одинаковом звучании разных по смыслу слов. Игра судьбы как реализация непредвиденной ситуации в жизни. Игра воображения –продукт фантазии и выдумки.
Играть, как резвиться, забавляться и развлекаться, предаваться праздности. Играть во что-то именно, то есть проводить время в определенном типе деятельности – в соревновании, в развлечении. Играть что-то и на чем-то – а музыкальном инструменте, играть роль на сцене, играть комедию – притворяться, быть неискренним в поведении и поступках, играть на нервах – создавать дискомфорт для окружающих людей, играть первую скрипку – занимать руководящее положение в социальной иерархии. Играть с кем-то или чем-то как с игрушкой – обращаться с человеком как с игрушкой, делать из него полностью контролируемым субъектом, играть с предметами – совершать действия выходящие за рамки обычного манипулирования с предметом. Играть своей или чужой жизнью – совершать исключительно рискованные, связанные с серьезной опасностью для жизни, действия. Играть с огнем – обращаться крайне легкомысленно с чем-либо, что может серьезно нарушить бытие играющего, вызвать в числе прочих последствий его гибель. Играть людьми – обращаться с ними легкомысленно, как с чем-то малозначащим и малоценным. Играть, как проявляться, обнаруживаться чем-то или как-то – солнце играет, вода играет, улыбки играет на лице. Играть на бирже – совершать трудно предсказуемые трудовые операции на бирже. Играть в великодушие – проявлять притворное великодушие, быть великодушным только в этот момент игры в великодушие.
В играх из рода в род из века в век, от одного рода к другому передается нечто общее, свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, рас и религий, ступеней культурного развития, что несет в себе общечеловеческие, историко-образовательные признаки. Универсальная интрига любой игры – победа над собой, наслаждения этой победой. Недаром Ф. Шиллер считал, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне лишь тогда, когда играет»
«Никто не знает, откуда взялось большинство игр, в которые мы сознательно играем, когда хотим скоротать досуг: ведь даже относительно новые игр в, такие, как регби, баскетбол, компьютерные игры, при всей их современной «упаковке», по структуре совей глубоко архаичны и корнями уходят в глубокую анонимную древность»
Игры складывались в период человеческой первобытности, они известны уже в неолите и энеолите.
«Наиболее древние архаические игры были связаны с простым экспериментированием. Игры – экспериментированного манипуляционного типа наблюдаются у обезьян. Это дает основание предполагать наличие подобных игр у детей неандертальцев. В играх с подручным материалом - камешками, плодами, костями и т.п. Эти игры, несомненно возникли раньше обрядов первобытного племени и даже могли оказывать влияния на их возникновение »
Правда многие считаю что игра возникла в обряде. В действиях религиозных служениях присутствуют игровые элементы: особые правила и словесные формулы, символика, необычная одежда. В любом случае, очевидно, что игра возникла в глубочайшей древности, и по сию пору скрывает в себе забытое символическое значение. Но все же вопрос возникновения игры весьма сложен и запутан. «При изучении символических форм поведения одним из наиболее запутанных является вопрос о соотношении игры и ритуала».
Между ритуалом и игрой много общего. Но есть и одно существенное различие: игра чаще всего носит соревновательный характер. Соревнование же невозможно без выигрыша - превосходство над противником, польза, выгода. Иными словами, у любого соревнование есть цель - перегнать, одолеть… А это уже противоречит существенности игры, ведь она по определению- бесцельна, совершается только ради удовольствия. Таким образом, и соревнование- признак ритуала, когда победа приносит победителю вполне конкретные, зримые, ощутимые преимущества (он становится первым, т.е. вождем). Еще одним признаком игры перевоплощение участников (из «Я» возникает « не-Я»). Но и в ритуале исполнителям присуща способность к перевоплощению. Удовольствие, которое также является характерным признаком игры, испытывают и участники ритуала. Что же все- таки различает игру и ритуал? Главное различие заключается в том, что в ритуале присутствует пассивное воспроизводство традиции путем заучивания; копирование элементов; игра же предполагает активное воспроизводство, основанное на подражании, т.е. на передаче традиционных форм при помощи устойчивых алгоритмов (правил). Поэтому игру отличает спонтанность, непредсказуемость. Игра обязательно имеет временные и пространственные рамки: начало (жеребъевка, считалка), завершение (наказание или чествование)- обязательны. Игра и ритуал – неразрывно связаны, « чистой игры» в природе не существует, в ней обязателен элемент стабильности- ритуала.
Таким образом, игра возникла как элемент ритуально- магических актов. Как считал Й. Хейзенга, «человеческая культура возникает и развертывает в игре, как игра». Но это отождествление игры и культуры в полной мере присуще лишь архаическим культурам. В поздней истории игры вытесняется в отдельные сферы и замыкается в отдельные среды, группы и субкультуры,- так, в Росси с XVIII века параллельно стали существовать две игровые культуры: дворянская и крестьянская. Позже они снова трансформировались.
То, что игре в Росси придавалось определенно положительное значение, подтверждает тот факт, что в русском языке есть очень много выражений, пословиц и поговорок, связанных с игрой ( «играй-играй, да дело знай», «делу - время, потехе - час»)
В Древней Греции роль игры понимались очень высоко. В палестрах (школах), куда дети приходили в семь лет, обязательными занятиями, наряду с науками, были игры: в мяч, бег, скачки. Недаром в греческом языке понятия «игра» близко к понятию «воспитание». У Платона игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон был убежден, что надо жить, играя, дабы снискать к себе благосклонность богов. Вообще в Древней Греции игры считались священным занятием, приятным богам. И проводились они очень торжественно, рядом с храмами. Для греков игры были источником физического и духовного роста, поэтому в них участвовал весь свободный народ, стремясь к идеалу. Древние же римляне не нуждались в идеалах, их целью были войны и власть, поэтому и игры в Древнем Риме были, в основном, играми военного характера - верховая езда, борьба, метание. Спортивные состязания, военные парады, бои гладиаторов демонстрировали мощь государства, авторитет его правителей. В зародышевой форме ритуалы и культурные игры остались практически во всех современных играх. Так, детская современная игра «в классики»- это ничто иное, как «храмовое скакание», как испытательный пункт между «небом и преисподней». Игры с мячом, исходно имевшие ритуальное значение, были обычными в Древней Мексике, в средневековой Европе, где часто символизировало движение солнца. В Руси издревле существовали игрища с оттенком языческого культа: Кострома, Коляда, Овсень, Ярило, Купала. Обязательными во многих обрядах были игровые действия, связанные с поклонением солнечному божеству, водному и земному. Отсюда - скакание через огонь, на одной ноге, хороводы, которые, по сути, - символ единения, согласия, гармонии с природой. По сию пору в селах Белгородчины сохранился обычай колядования , включающий в себя игровой момент ряжения, исполнения благожелательных текстов. Игра всегда была частью культуры, практическая и игровая деятельность человека были неразрывно связаны. Однако с развитием цивилизации происходит все более явственное их размежевание, общество становится все более жестким, прагматичным и трезвым. Люди предпочитают не играть, а наблюдать за играющими. Однако игра остается средством развлечения, и эта ее функция становится доминирующей. Человеку в наше сложное, напряженное время нужна зарядка, и на помощь приходит игра. Игра как потеха, забава. Игры в казино, компьютерные игры, реальные шоу- все они уводят человек из мира повседневности в вымышленный, иллюзорный мир. Человек продолжает играть.
Таким образом, возвращаясь к изучению прошлому, к его историческому опыту не возможно, обойти народную игру, которая является важнейшей частью этого опыта. Народная игра - важнейшая школа жизни, поэтому необходимо изучать ее и делать все возможное, что бы дать ей новую жизнь.
1.2 Сущность и функции игры
Игра – это не просто любимое занятие детей, именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие ребенка к учебной деятельности.
Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Детство без игры и вне игры аномально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не только детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворение осваиваемого опыта жизни, признаков и предмет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира и т.п.
Г.Н. Гришина так оценивает детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем».
Игра является первой школой воли: именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Как ни заманчиво ребенку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет самостоятельно создавать те или иные формы общения.
В игре формируется или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности острота. В игре ребенок раньше и легче усваивает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.
В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.
Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Важная роль игры в развитии ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемыми и не могло бы быть по-настоящему освоено.
Информация о работе Возрастные особенности игровой культуры русского народа