Возрастные особенности игровой культуры русского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:38, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования.
Народная игра имеет многовековую историю, она неразрывно связана с жизнью русского человека, его бытом. Поэтому, обращаясь к народной игре, сохраняя и возрождая ее для новой жизни, мы можем творчески усвоить старые, но мудрые истины, установить связь между культурой прошлого и нынешнего, воспитать гармоничную личность, ибо нет такого качества человека, которое не развивалось бы в народной игре.

Оглавление

Введение
Глава I. Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен
1.1 Возникновение и развития народной игры
1.2 Сущность и функции игры
Глава II. Возрастная дифференциация народной игровой культуры
2.1 Игры детей младшего возраста
2.2 Игры подростков
2.3 Игры и забавы молодежи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

В Белгородской области есть похожая игра, но несколько модифицированная, - «Кривуля». Проводится она так: один игрок наклоняется, руки упирает в колени. Проводится она так: один игрок наклоняется, руки упирает в колени. Через двоих, последующие повторяют действия предыдущих, и так до последнего, после чего первый прыгает уже через всех игроков. Игра хороша тем, что может проводиться до бесконечности и во времени, и в пространстве.

Популярны были «Жмурки», «Верный удар», а также разнообразные игры с мячом: в «Лапту», « В зайчика». Игра «В зайчика» заключалась в следующем.

В центре сидит «зайчик», остальные стараются в него попасть мячиком, он уворачивается. Кто не попал- тот сам становится « зайчиком». Если не было мяча, то выход находился сам собой. Белгородская игра «Гопалки» - подтверждение тому. Играли в неё следующим образом. Каждый лепил себе из грязи круглый ком размером в два кулака. Поочередно игроки ударяли своим комом о землю в самом пыльном месте. Чей ком произведет самый резкий звук и больше пыли- тот и выигрывает.

Еще одна любопытная игра Белгородского региона, для проведения которой не нужен дорогой реквизит, и которая очень проста по правилам - игра « В соломку»: сухой камыш нарезается одинаковыми палочками и вкладывается кучкой. Затем каждый игрок по очереди вытягивает палочки из кучки, стараясь не завалить ее. Играют, пока куча не завалится. Выигрывает тот, кто вытянул большое соломок.

Любили играть в «Жмурки», которые обязательно начинались с диалога

- Что пил?

- Квас!

- Ищи век нас!

Повсеместно играли « В горшок»: с завязанными глазами раскручивали одного игрока, и но должен был после этого палкой ударить по горшку, стоящему в центре. Наградой, если он попал по горшку, служило то, что в него клали: пряники, пирожки. Остальные игроки во время игры сидели тихо, стараясь смешком не выдавать, если игрок после раскручивания шел в другую от горшка сторону.

Главное, что характерно для игр этого возраста в традиционной народной культуре, это то, что они разделяются на девичьи и мальчишеские. Ведь в это время происходит половое созревание, мальчики и девочки готовятся стать мужчинами и женщинами, и уже в игре происходит эта подготовка. Конечно, и в этом возрасте очень много общих игр, но появляется много новых, в которых отыгрываются модели будущей взрослой жизни, как трудовой, так и бытовой, а также обрядовой, бывшей неразрывной частью жизни русского человека.

Рано утром в Рождество и Новый год мальчики совершали обход домов с магическим обрядом ПОСЕВАНИЯ. То, что участниками обряда были только мальчики, возможно, связано с тем, что функция сеятеля закреплена ха мужчинами. Зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, спрятанных в рукавице, исполняя при этом песню:

Сею, сею, посеваю,

С Новым Годом поздравляю!

На новый год, на ново счастья

Уродись, пшеница,

Горох, чечевичка!

На поле - копнами,

На столе - пирогами!

На Масленицу все дети в первый день, называемый «встреча», бегали на самую высокую гору в селе для того, чтобы встретить «госпожу честную Масленицу». Они же, как правило, первыми скатывались с катальной горы в четь праздника.

Среди зимних забав Белгородского региона есть любопытная игра «Свинка». Проводилась она следующим образом: из дерева вырезали «свинку»- плоскую чурочку, а из лозы делали клюшку. Этой клюшкой гоняли «свинку» по льду реки или пруда, стараясь забить в обозначенные «ворота».

Апофеозом детской обрядности были весенние праздники, связанные с прилетом птиц. Первый среди них- ЕВДОКИЯ- ПЛЮЩИХА, который наступал 14 марта (по старому стилю). Чтобы приблизить наступление весны, дети забирались на пригорки или крыши домов и пели ЗАКЛИЧКИ.

22 марта, в СОРОКИ, дети со специально испеченным для этого обрядовым печеньем - жаворонками- бегали по деревне и кричали

Жаворонок, жаворонок,

Выгляни, выскочи,

Твои дети на повети сыр колупают,

В масло окунают!

Печенье называлось и «кулики». Дети клали свои птички на вершины стогов соломы и, приплясывая, пели

Весна, весна,

На чем пришла,

На чем приехала?

На сошечке, на бороночке,

Кулики, жаворонки,

Слетайтесь на одонки!

В закличках дети воспроизводили ритмические, мелодико - текстовые формулы в целях воздействия на окружающий мир. В них именно ритм образовывал «сакральное», действенное, значимое начало. Ведь в представлении человека традиционного образа ( как и современного ребенка) ритмизированный текст, в отличие от простого, обладает властью воздействия на мир и других людей. Ритмически оформленный текст- сама по себе ритмическая конструкция, это орудие создания или воссоздания мира, мыслящегося как ритмически же организованная сущность.

Поэтому заклички представляют собой предельно четко ритмически организованные конструкции

Жавороночки!

На соломочке!

Прилетите к нам!

Принесите нам!

Лето теплое!

Весну красную!

Пропев песенки дети разбирали жаворонков и убегали, затем возвращались, снова усаживали их на стог и пели закличку; так продолжалось до позднего вечера, в конце которого играющий открывал своему жаворонку голову и съедал ее. Туловище съедали в конце следующего дня, предварительно пропев несколько закличек, как и в первый день.

На БЛАГОВЕЩЕНЬЕ, 7 апреля дети выпускали птиц из клеток и пели при этом «веснянки»

Синички- сестрички,

Тетерки- чечетки,

Краснозобые снегиришки,

Щеглята- молодцы,

Воры- воробьи!

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите! За нас Божью Мать молите!

Играли весной «В родничок» «становились друг за другом по одну сторону весеннего шумного ручья, обхватывали друг друга за пояс и пели

Разлился родничок,

Золотой рожок.

У-ух!

Разлился, ключевой,

Белый, снеговой,

У-ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам,

У-ух!

Спев эту песню, боком перепрыгивали через ручей на другую сторону. При этом мешали друг другу, придерживали, стараясь столкнуть в воду. Кто коснется воды, из игры выбывает».

Всеобщей детской обрядовой забавой были игры с яйцами. Проводились они обязательно на Пасхальной неделе, включая Красную горку, а также Егорьев день и Троицу. Наиболее распространенной игрой было катание яиц с горки, со специально сделанных лоточков. Играющее по очереди спускали яйца с лотка, чьё откатилось дальше всех - тот и выигрывал. Другой способ игры - спускающее с лотка яйцо должно было удариться об уже лежавшее на земле. Или просто соперники толкали яйца по столу навстречу друг другу. Если при соприкосновении яйцо разбивалось, его забивал тот, чье оставалось целым.

Самая простая забава яйцами - «битки». Два игрока зажимали яйца в руке и ударяли друг о друга. Чье яйцо цело тот и победитель.

Основное место в жизни подростка занимали такие формы игрового фольклора, как СТРАШИЛКИ. Они заключались в том, что дети очень любили рассказывать друг другу разные страшные истории про вурдалаков, упырей, русалок, леших, кикимор и прочих фольклорных «нечистях».

Таким образом, игры со сверстниками представляли подростку широкое поле для интеллектуального развития, опробование себя и своих возможностей, понимая другого человека, сострадание и сопереживание ему. Поэтому в русской культуре ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступал по взрослому жизнь, не обремененным детскими проблемами, обидами и страхами.

2.3 Игры и забавы молодежи

Игра в молодежной субкультуре выполняла очень важную роль: она объединяла молодых, раскрепощала, поучала. Через игру познавались и проигрывались многие жизненные ситуации. Поэтому игра занимала такое важное место в молодежных встречах.

Молодежные игры проводились на улице в теплое время года и в избе в холода. «На вулице» играли в веселые подвижные игры, которые требовали много места: «В горелки», «В мяча», «В пояса», «В жгута», «В гуси». Водили хороводы « А мы просто сеяли», «Мак», «Яша». Эти игрища- хороводы начинались весной и заканчивались на Петров день. Потом - страда, а с наступлением хороводов молодежные забавы перемещались в дома , и начинались молодежные посиделки.

На посиделках молодежь также водила хороводы, развлекалась спокойными играми, которые заканчивались поцелуями. Содержание хороводов отражало, как правило, темы семьи, семейной жизни, взаимоотношений между мужем и женой, в них с помощью пантомимы, хореографических движений, песен разыгрывались любовные отношения между мужем и женой, сцены семейных ссор, наказание нервной или строптивой жены. Так, самым распространенным и любимым хороводом посиделок был «Женина любовь». Он рассказывал о том, как муж собирается в город погулять, поразвлечься и привезти жене много подарков. «Жена», находящего в центре хороводного круга, отмахивается от своего стоящего рядом «мужа», сердится на него, не хочет ничего слышать. Хор укоризненно поет: «Посмотрите, добрые люди, как жена мужа не любит: где ни сойдется, не поклонится, отворотится!». После этого рассерженный поведением «жены» «муж» произносит: «Я куплю тебе, жена, шелковую плетку». «Мена» сразу же разыгрывает любовь и ласку по отношению к нему. Хор поет: «Посмотрите, добрые люди, как жена мужа любит: где ни сойдется, все поклонится, не отворотится».

Поведение молодежи на посиделках отличалось от поведения на весеннее- летних гуляниях. Здесь разрешалось довольно вольное поведение парней и девушек. На ней допускались, и даже поощрялись, довольно нескромные разговоры, сомнительные шутки, острота, неприличные песни. Парни и девушки могли целоваться, обниматься, а когда устраивались «гаски», то есть когда гасили свет, то объятия парней и девушек, по словам людей, видящих посиделки, могли «становиться слишком жгучими». Зачастую посиделки кончались «ночлежкой»- совместной ночевкой всех присутствующих.

На посиделках преобладали контактные игры, целью которых было: угадать, дотронуться поцеловать.

В Белгородской области во многих селах была распространена игра» В платочек» ведущих садится в центр, участники встают вокруг него и ходят по кругу. В это время можно петь. У одного из участников платочек, который нужно передать друг другу незаметно для ведущего. Если ведущий замечает , то они меняются местами. Если нет, то ведущий несет наказание: поет песню ,отгадывает загадку и т.п.

Любили играть «В ниточки», или «В прядки» Игра заключалась в следующем: по числу пар из пряжи рвали прядки, длинною около 40 см. Потом поочереде девушки наматывали прядки на указательный палец, одни концы отдавали парням, другие - девушкам, которые старались взять прядки, конец которой держит нравящейся ей парень. Прядки спускаются с пальца, и те, кто оказался держащим одну и ту же прядку, должны целоваться.

Посиделки являлись продолжение молодежной игры, начатой в весеннее- летний период. Молодежь продолжала свою символическую игру, но это была игра не в любовь, а в семью.

Время зимних святок было так насыщено обрядовыми и игровыми действиями молодежи, что их следует выделить особо. Святочные игры происходили как на улице, так и в избе, на посиделках. В эти дни в каждом селе стремились собрать большие сборы девушек, приглашали не только «своих», но и «чужих», из соседних деревень. «Чужие» пользовались всеобщим уважением и приоритетом: им во всем уступали лучшее: место, кусок пирога, девушка…

Святочная поседела - это центр «языческого антимира», ритуальные игры, на которые приходили ряженые, пели и скакали ритуально- театрализованные группы взрослых мужчин. Большинство игр у молодежи были откровенно эротическими. Например: «Кузнецы»- очень откроенная забава, в которой принимали участия мужчины, одетые весьма причудливо, а проще сказать не одеты они были, а, скорее раздеты, драная рогожа надевалась на голое тело, и не столько прикрывала, сколько открывала взору откровенные места. «Кузнецы» входили в избу, где проходила девичья посиделка, вносили с собой носилки, покрытые рогожей. Рогожу сдергивали, а под ней оказывался совершенно обнаженный смельчак. И тут начиналось самое интересное. Смельчаку «кузнецы» поочередно поднимали ноги изображая кузница меха… Девушкам ничего не оставалось как смотреть на «это» представление. На святочных посиделках большинство песен не являлись календарно- обрядовым, их пели и на обычных посиделках. Но особенностью исполнения их в святочный период было то, что все они разыгрывались, т.е. сопровождались движениями: девушки, одни или с парнями, ходили рядами, кругами, целовались.

Вот как, например, в белгородском регионе проводилась игра «В разлуку»

Парни и девушки попарно выстраивались в шеренгу, «разлучник» становились впереди шеренги. По сигналу девушка и парень стоящие последними ,должны пробежать по обеим сторонам шеренги. Обогнув ее, и схватиться за руку прежде, чем «разлучник» поймает кого-либо из них или заденет. Если пару не задели, то она становится впереди шеренги, целуется и все повторяется сначала.

В комплексе святочных игр «в женитьбу» значительная роль принадлежала социовозрастной группе молодых женщин, вышедших замуж недавно. «Молодухи» и припевали парней к девушкам, перебирая всех по очереди, и руководили ходом каждого игрового сюжета.

Посвятительный характер имели также игры ряженых, появление которых на игрище, благодаря их ярким костюмам и эмоциональной форме поведения, вызывало целый комплекс сильных ощущений у присутствующих: и смех, и страх, и стыд. Тема брака активно звучала в песнях и играх. Хороводах и действиях ряженых, превращая святочные игрища в важный момент семейно - брачной обрядности. В этом смысле молодежи в святках представляли собой подготовку и испытание для тех, кто достиг брачного возраста, тем более, что после святочного периода наступал мясоед - традиционное время свадеб у русских.

Информация о работе Возрастные особенности игровой культуры русского народа