Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:38, дипломная работа
Актуальность темы исследования.
Народная игра имеет многовековую историю, она неразрывно связана с жизнью русского человека, его бытом. Поэтому, обращаясь к народной игре, сохраняя и возрождая ее для новой жизни, мы можем творчески усвоить старые, но мудрые истины, установить связь между культурой прошлого и нынешнего, воспитать гармоничную личность, ибо нет такого качества человека, которое не развивалось бы в народной игре.
Введение
Глава I. Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен
1.1 Возникновение и развития народной игры
1.2 Сущность и функции игры
Глава II. Возрастная дифференциация народной игровой культуры
2.1 Игры детей младшего возраста
2.2 Игры подростков
2.3 Игры и забавы молодежи
Заключение
Список литературы
Таким образом, игра молодежи была не только развлечением, но и способом самореализации. В игре появляется смекалка, острословие, умение говорить, общаться, ловкость, сила и т.д. Именно на это работало каждое условие игры в любом возрасте - выявит самые лучшие качества в человеке. Общество должно было их заметить, оценить и дать «добро» на переход во взрослую жизнь.
Заключение
Во все времена люди отмечали важность игры для общего развития ребёнка и необходимость применения её в воспитании. Игра как деятельность человека - явление сложное, и педагоги разных стран на протяжении многих столетий задумывались о сущности этого явления. При этом, указывая на огромное воспитательное значение народных игр.
Понятие «игры» в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. «Игрой» называли такие, казалось бы, разные и далёкие друг от друга явления, как пляски, танцы, песни, шалости, забавы, подвижные игры и вообще веселье. Отличительной чертой, способом существования народных игр в прошлом было их проникновение во все сферы жизни - и в ритуально - обрядовую, и в повседневную. Очевидно, что игры не были преимуществом людей одного возраста, они сопутствовали человеку от рождения до старости, в каждом возрасте имея свои особенности и выполняя определённые функции. Так, для детей наиболее важным можно признать задачи физического и психического развития, для молодёжи - знакомства и сближения потенциальных брачных пар, для взрослых - проведение досуга, для стариков - общение и преодоление усиливающегося в их возрасте одиночества. Игра позволяет человеку взять на себя практически любую роль, потому что роль в игре во многом условна. В игре сочетается условность со стремлением к достоверности в главном, ради чего игра затеяна. Самостоятельность и свобода выбора, простор для творчества, доступность в игре самого недоступного и желанного - всё это наполняет участников игры радостью, окрыляет их фантазию, изобретательность. Человек в хорошей, увлекательной игре растёт, развивается духовно и физически. Из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды, установление иерархии ролей и приёмов и прочее. В настоящее время изменилась суть детской игры, она становится все более агрессивной, индивидуалистичной. Из детского досуга исчезают групповые игры, а ведь с их помощью ребенок проходит процесс социализации и вовлечения во взрослую жизнь. Считалки, дразнилки, «салки», «казаки- разбойники», сечки, заклички, песенки - не просто фольклор, а мудрейшие своды законов, правил и кодексов. От того как дети играют, зависит то, как они будут жить, будучи взрослыми.
Игра - развивающая деятельность, фора жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества со взрослыми, посредник между миром взрослого и миром ребенка. Игра, как известно, предполагает наличие других, с которыми обсуждаются правила и сценарии игры, распределяются роли и т.п. Даже в тех случаях, когда ребенок играет один, он как бы «раздваивается» и договаривается обо всем с сами собой. То есть, игра- всегда диалог, причем игроки непредсказуемы, свобода их лишь несколько ограничена рамками отведенных ролей и установленных правил. В процессе игры часто возникают непредсказуемые ситуации, открывающие простор для принятия нетривиальных решений, пробуждающих фантазию и воображение, в конечном счете, способствующие социализации ребенка.
Используя игровой опыт поколений, мы должны формировать гармонически развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Игровая деятельность помогает нормализовать путь психического развития ребенка проявить его инициативу и творческую активность. «Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Игры делает их поведение осознанным, превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни». Именно поэтому необходимо максимально использовать её возможности. Вступая в 21 век мы не можем не пересматривать то что было в веке уходящем. От многого нам придется отказаться. Но культура народа - это тот стержень который поддерживает всех нас.
Список литературы
1. Аниконова, Т.Г. Народные игры. Учебное пособие Т.Г. Анниконова. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2004. - 76 с.
2. Жиров, М.С., Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Учеб. пособие М.С. Жиров. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - 312 с.
3. Народная художественная культура: Учебник Под ред. Баклановой, Т.И., Стрельцовой Е.Ю., – М.: МГУГИ, 2003. - 67 с.
4. Былеева, Л.В. Подвижные игры / Л.В. Былеева, И.М. Корото. – М., 1982. - 144 с.
5. Григорьев, В.М. Подвижные игры летом и зимой.- М., 1988.
6. С. Григорьев Архитипы игры Мир психологии.- 1998, № 4, - 7 с. Электронный ресурс
7. Википедия. Свободная энциклопедия / http://ru.wikipedia.org/wiki
8. Берштам Т. Молодежь в обрядной жизни русской общины.- Л., 1988. – 247
9. Волокин А.Ф., Психология досуга.- М., 1998. - 98 с.
10. Е.О. Смирнова . Игра и произвольность у современных школьников Вопросы психологии / Е.О. Смирнова, О. В. Гударева - 2004, №1. - 102 с.
11. Каргин А.С., «Народное художественное творчество. Структура. Формы». Свойства. М., 1990. - 7с.
12. Степанов Ю.С., Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.- 176 с.
13. Григорьев В., Народные игры и традиции в России.- М., 1994.
14. Детские народные подвижные игры.- М., Просвещение, 1988.
15. Некрасова М.А., Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М., 1983.
16. Гусев В.Е., Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. СПб.,1993.
17. Некрасова М.А., Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М., 1983. - 98 с.
18. Авраамов А., Народ и художественное творчество // Искусство и народ. Пг., 1922. - 90 с.
19. Куликов Ю.М., Культурологический аспект теории художественной самодеятельности // Народное творчество и современность Вопросы методологии изучения: Сб. статей. М., 1984 .
20. Шмаков С.А., Игры учащихся- феномен культуры.- М.: Новая школа, 1994.
21. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор.- М.: Наука, 1986.
22. Некрылова А.Ф., Русские народные городские праздники, увеселенье и зрелища.- Л.: Искусство, 1988.
23. Игры народов СССР. Сост. Л. Былеева и В. Григорьев.- М., 1988.
24. Выготский Л.С., Психология искусства.- М., 1982.
25. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М., 1987. 160 с. 94 с.
26. Агманова И., Народные игры для детей: организация, методика, репертуар/ Агманова И., Слепцова И., Морозов И. - М., 1995.
27. Григорьев В. Народные игры и традиции России.- М., 1994. 9с
28. Методика собирания и изучения народных игр.- М., 1992.
29. Бердлянд И., Игра как феномен сознания.- М.: АЛФЕР, 1992.
30. Теория и история игры Вып.1, Москва, 1995.
31. Эльконин Д., Психология игры.- М.: ВЛАДОС, 1999.- 144 с.
32. Шангина И.И. , Русские дети и их игры.- СПб.: Искусство 2000. 160 с.
Информация о работе Возрастные особенности игровой культуры русского народа