Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:38, дипломная работа
Актуальность темы исследования.
Народная игра имеет многовековую историю, она неразрывно связана с жизнью русского человека, его бытом. Поэтому, обращаясь к народной игре, сохраняя и возрождая ее для новой жизни, мы можем творчески усвоить старые, но мудрые истины, установить связь между культурой прошлого и нынешнего, воспитать гармоничную личность, ибо нет такого качества человека, которое не развивалось бы в народной игре.
Введение
Глава I. Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен
1.1 Возникновение и развития народной игры
1.2 Сущность и функции игры
Глава II. Возрастная дифференциация народной игровой культуры
2.1 Игры детей младшего возраста
2.2 Игры подростков
2.3 Игры и забавы молодежи
Заключение
Список литературы
Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения: он в игре как бы на голову выше себя самого. Игра содержит в себе все тенденции развития: ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. На всех европейских языках слово «игра» обозначает обширный круг действий человеческих, - с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой стороны – доставляющих людям веселье и удовольствие.
Таким образом, в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от детской игры в солдатики, до трагического воспроизведения героев театра, от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы и т.д.
Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра». Игра в развернутой форме ролевой игры продолжает жить в детстве, представляя собой одну из основных форм современного ребенка [18, c.17].
«Играя» можно обучить ребенка. Ребенок очень любознателен. Он хочет многое познать и многое понять. Но он, к сожалению взрослых, не воспринимает учебу как серьезное дело. Ему кажется это очередным развлечением. А сложность и трудность не преодолимая сразу, гасит детский энтузиазм. И вот уже способный и смекалистый ребенок может превратиться в среднего «троечника», для которого школа и уроки – мучение. А ведь можно организовать обучение и развитие ребенка в самой привлекательной и, главное, основной для него деятельности – игры.
Детские игры имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и название игр: познавательные, строительные, игра-труд, игра-общение, словесные, музыкальные, интеллектуальные, художественные, игры-драматизации, спортивные, подвижные, ролевые.
Игра – многофункциональное явление. Из множества ее функций выделим те, которые имеют наибольшее значение для развития младшего школьного возраста:
1. Социокультурное назначение игры.
Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребенка.
2. Коммуникативная функция.
Любое игровое (кратковременное или долговременное) общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку, как организующее коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей.
Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессии, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
3. Игра оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей.
Через игру происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта; повышается эффективность изучения всех без исключения школьных предметов. Это значит, что игре свойственна просветительская функция.
4. Творческие процессы.
Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа и т.д.
Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой и откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь. Стало быть, игре свойственна функция – творческая.
5. Функция самореализации ребенка.
Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личность. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижения какой либо цели. Процесс игры – пространство самореализации.
6. Отличительной особенностью игры является ее театрализация.
Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, игра благоприятна для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.
Игра – это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни, и, таким образом, осуществляется мировоззренческая функция.
7. Рекреационная функция.
Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне игра помогает снять создавшееся напряжение. Именно в игре происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, т.е. реализуется рекреационная функция.
8. Функция коррекции в игре.
Психологическая коррекция есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида. Сам механизм коррекции необходим потому, что, к сожалению, значительной части детей свойственны непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, утомляемость, застенчивость и другие негативные проявления, которые порождают несовместимость в общении, разрушают внутри коллективные отношения, важные формы взаимодействия в группе.
Игра стимулирует в ребенке органы, ранее бездействующие, и тем самым восстанавливает равновесие его сил.
9. Развлекательная функция игры.
Развлечение – это влечение к разному, разнообразному, это, в конце концов, разные интересы человека.
Поскольку влечение – психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность личности, развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости, тем самым, стабилизируя личность и помогая реализации уровней ее притязаний. Игра – стратегически тонко организованное культурное пространство развлечения ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Развлечение в игре – это поиск.
Таким образом, как я уже сказала игра – это многофункциональное явление, но в целом во время игры происходит обучение участников азам существования в обществе, правилам кооперации и борьбы. Так, по словам Ф. Хайека, «игра - прекрасный пример процесса, в котором участники, преследуя разные и даже противоположные цели, но подчиняясь общим правилам, в результате достигают всеобъемлющего порядка».
Глава II. Возрастная дифференциация народной игровой культуры
2.1 Игры детей младшего возраста
Игра — ведущий вид деятельности ребёнка.
Детские народные игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, небылицы, скороговорки, скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки являлись средством умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития детей особенно дошкольного и младше школьного возраста, представляли собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий для бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций, детской субкультуры.
Выбор репертуара во многом определялся уровнем развития ребенка. Игры зачастую были одни и те же, но различались по степени сложности, то есть, с ростом ребенка просто усложнялись условия игры. Младший возраст- это возраст от двух до семи лет, и здесь каждый год имеет особенности, учитываемые в выборе игр.
Так, ребенок 3-4 года еще не полностью овладел свои телом, движение его не всегда точны. Словарный запас- от 1000 до 2000 слов, он много говорит, запоминает сказки, любит короткие стихи, тексты. Но слова произносит плохо, поэтому сокращает их, фразу строит несовершенно, пропускает трудные звуки. Психические навыки только формируются, внимание неустойчиво, велика отвлекаемость. Поэтому игры- короткие, типа «У медведя во бору», «Кошки-мышки», «Каравай».
К пяти годам навыки владения текстом становятся точнее, мышцы крепнут, увеличивается работоспособность. Ребенок уже может одновременно оторвать обе ноги от земли, поэтому учится прыгать.
Речь становится более связанной, последовательной, уменьшается количество сокращений и перестановок слов. В этом возрасте улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, узнают и запоминают песни, стихи. Начинают формироваться психические навыки: внимание становится устойчивей, развиваются процессы запоминания, совершенствуются зрительное, слуховое и осязательное восприятия. Поэтому в пять лет ребенок уже не мог играть в игры с текстом, например, «Гуси- лебеди», осваивал дразнилки, уже мог запомнить считалки. Считалок в игровом репертуаре ребенка было множество, и до наших дней многие из них дошли практически в неизменном виде.
Тай, тай - не летай!
Кто играет - тот играй,
Кто не с нами - выходи,
И, конечно же, выходи!
В шесть лет у ребенка появляется легкость, ритмичность бега. Запас слов – до 3000, развиваются творческие способности, ребенок может делать умозаключение, рассуждать. В шесть лет игровой репертуар уже богат. Он включает в себя игры с мячом, с веревкой, многообразные словесные игры, среди которых - и загадки, и считалки, и скороговорки. Осваивались игры - ловишки, игры спортивного характера, дочки- матери, казаки – разбойники.
Дети младшего возраста не делились еще по половому признаку, девочки и мальчики играли вместе. В их игровом репертуаре было много забав, в которых требовалась ловкость, сноровка, быстрота реакции. Все эти качества и тренировались в играх.
Главным назначением детских игр младшего возраста было - овладения правилами. Ведь овладеть правилом - значит овладеть свои поведением.
Значение сюжетно - ролевых игр, которые превалировали в игровом репертуаре детей младшего возраста, заключалось в том, что ребенок одновременно готовился к самостоятельному и коллективному поведению. Дети, играя по правилам, брали на себя игровые роли, учились договариваться, спорить, командовать, участвовать в разрешении конфликтов и т.д.
Таким образом, в игре у дошкольника закладывается ряд важнейших психических качеств, в первую очередь способность ориентироваться на позиции других людей, оценивая свои действия и поступки как бы со стороны, глазами эти людей. Он обнаруживает, что любое действие вплетено в сложную систему человеческих отношений, так или иначе, адресуется другому человеку. Благодаря этому ребенок начинает более или менее осмысленно ориентироваться в сфере собственных мотивов и переживаний, управлять своим поведением, то есть у него постепенно формируется произвольность.
Два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, начала творческого.
Роль игры в развитии психических процессов у дошкольников изучалась в сравнительных исследованиях. Т.В. Ендовицкая установила повышение эффективности сенсорных процессов у ребенка-дошкольника в условиях игры. Богуславская обнаружила переход детей на более высокий уровень абстракции и обобщения, осуществляемый в играх. Истомина показала, что в игре создаются наилучшие условия для формирования процессов произвольного запоминания и припоминания. Пользуясь выражением С.Л. Рубинштейна, можно сказать, что психические процессы ребенка не только проявляются, но и формируются в играх.
В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей.
Большое значение для формирования полноценной личности имеют игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры.
Таким образом, «Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Игра делает их поведение осознанным, превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни».
2.2 Игры подростков
Дети - подростки в русской культуре уже считались «годными» к труду и к обрядовой деятельности.
В играх начинается разделение на игры девочек и игры мальчиков, но остается много и совместных игр.
Уличные игры всегда были массивные, в них участвовали от 5 до 15 человек. Каждая игра начиналась с конания, т.е. выбора вожака- главного игрока, называемого «водило», «водильщик». Выбор вожака и деление на команды происходили путем жеребьёвки или с помощью считалки.
Существовало несколько видов жеребьёвок, забытых на сегодняшний день. Среди них:
- счет, который осуществлялся только по солнцу, от левой руки к правой;
- прибаутки (счет, но образный, с расчетом на юмор);
- канашки, когда мерялись на палке;
- на палки - бросали каждый свою палку: чья ближе, тот и водит;
- чикование: игра в «чижа»- бросают маленькую палку, ударяют по ней большой.
Уличные игры носили подвижный характер. Наиболее популярные были разнообразные «ловишки», существовавшие в огромном количестве вариантов. Они были двух видов: один - в которых ловцом был один человек, например, «пятнашка»; вторые - в которых одна партия ребят ловила другую,- например, «Чехарда» пользовалась большой популярностью, благодаря своему характеру. Играли в нее двумя командами. Участники одной из них цепочкой становились друг за другом, причем каждый, обхватив предыдущего за туловище, прятал вниз голову. Стоящий впереди упирался головой в стену. Игроки второй команды просто прыгали по очереди на спины первых, стараясь при этом не упасть. Удержались - значит, катаются на спинах первой команды, пока не свалятся.
Информация о работе Возрастные особенности игровой культуры русского народа