Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы МРР

Значение воспитания правильного произношения для развития речи и личности ребенка
Особенности овладения детьми правильным произношением на разных этапах освоения звуковой культуры речи
Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи.
Соответствие задач по формированию у детей первого-седьмого года жизни звуковой культуры речи детей этапам становления слово-звукопроизошения и общечеловеческих навыков.
Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы поо выполнению задач звуковой культуры речи. Система работы (содержание, методы и формы организации).
Глава 2. Практическая часть

2.1. Характеристика состояния звуковой культуры речи детей одной из возрастных групп на основе проведенного обследования 5-ти детей.

2.2. Опытно - педагогическая работа по разделу звуковая культура речи.

2.3. Повторная диагностика.

Выводы

Список литературы

Приложение

Файлы: 1 файл

Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.doc

— 522.50 Кб (Скачать)

     Цель.  Упражнять детей в произношении звука р в словах.

     Предшествующая  работа. Уточнено произношение изолированного звука р.

     Подготовительная  работа. Подобрать игрушки, предметы, в названии которых звук р имеется в разных частях слова, например: рыба, ручка, ракета, пароход, ведро, Буратино, трамвай, шар и др. (Для этой игры нельзя брать слова с мягким р.)

     Методика проведения.

Игра  «Что прибавилось?»

     Воспитатель ставит на стол 4 предмета или игрушки. Дети называют, что стоит на столе. Потом кто-то отворачивается, а в  это время добавляется еще  один предмет или игрушка. Затем  ребенок поворачивается, смотрит  и говорит, что прибавилось. Игрушки частично заменяют, и игра продолжается. В конце занятия можно предложить детям самим придумать слова со звуком р.

     Методические  указания. Следить, чтобы дети называли слова со звуком р громко, четко, немного выделяя звук р.

     Дидактическая игра «Выдели из фраз нужные слова»

     Воспитатель предлагает в приведенных фразах выделять сначала слова на одни звуки, потом — на другие, т. е. предлагает отдифференцировать определенные пары звуков. Л-Р

     

Блуза рабочего — Маслом машинным.

(Д.  Родари.

«Чем  пахнут ремеслах

     Ежедневно Рoмa дает лошадям   свежего сена.

     Володя  чинит забор.

     Вечером выпал первый в этом году снег.

     Рыбаки ловят неводом рыбу.

     Витя  сам, без помощи взрослых, починил на кухне водопроводный кран. 

Куртка  шофера 

Пахнет  бензином.

Блуза рабочего

Маслом машинным.

(Д.  Родари.«Чем пахнут ремесла») 

 Примечание. При выделении из фраз слов следует обращать внимание на то, что предлоги и союзы являются отдельными словами и поэтому надо добиваться, чтобы дети называли только нужные слова и без предлогов. 

     Совместная  деятельность воспитателя с детьми

     Тема. Воспитание правильного произношения звука р в речи. (проводится вне занятий)

     Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука р во фразовой речи.

     Предшествующая  работа. Проведено уточнение произношения звука р в словах.

     Подготовительная  работа. Заранее разучить с детьми текст игры и продумать методику ее проведения.

     Методика  проведения.

Игра  «Вороны»

     Дети  делятся на 3 группы: в одной они  изображают елочку: становятся в круг и, опустив руки, говорят: «Как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны»; во второй изображают ворон: прыгают в круг и каркают: «кар-кар-кар...» Первая группа детей хором говорит: «Из-за корочки подрались, во все горло раскричались». Вторая группа (в кругу) каркает. Дети первой группы произносят: «Вот собаки прибегают, и вороны улетают». В круг вбегает третья группа — дети, изображающие собак, и с рычанием: «ррр...» — гонятся за воронами, которые улетают в свое гнездо (заранее отведенное место). Пойманные становятся собаками. Игра повторяется до тех пор, пока не останутся 2—3 самые ловкие вороны. Потом дети меняются ролями и продолжают игру.

     Методические  указания. Надо следить, чтобы дети говорили громко, четко, с выражением.

     Подвижная игра «Самый быстрый мыльный пузырь»

     Детям предлагаются наборы для выдувания  мыльных пузырей. По удару в буден  они начинают выдувать мыльный пузырь и сопровождают его до финишной прямой дуя на него. Перед началом игры воспитатель уточняет, что на пузырь нужно дуть осторожно, медленно выдыхая тонкую струю воздуха иначе пузырь лопнет.

     Занятие. Звуковая культура речи: дифференциация звуков р — л.

     Цель: упражнять детей пятого года жизни в отчетливом произнесении звуков р — л, изолированных и в словах; упражнять детей четырех-пяти лет в различении звуков р — л в отдельных словах и фразовой речи.

Ход  занятия

1 часть (8—10 мин). Занимается вся группа.

     Воспитатель обращается к детям: «Из всех звуков р самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в  том числе и у некоторых  из вас. Чаще всего вместо р выговаривается похожий на него звук л. Поэтому общая наша задача — помочь товарищам победить этот звук. Сегодня мы и будем учиться различать звуки р — ля четко выговаривать их».

     Педагог просит детей произнести звук р, упражняет  в его произнесении всех воспитанников пятого года жизни. Затем дети произносят звук л (л-л-л) хором и по одному.

 «Сейчас  я стану произносить разные  слова,— говорит педагог.— Если  вы услышите в слове звук  р, пустите рыбку (перед каждым  ребенком лежит пластмассовая игрушка) поплавать, если л — прикройте рыбку ладошкой».

     Сначала задание выполняют все дети, затем  только младшие дошкольники. Младшие  дети, прежде чем дать ответ действием, повторяют названное воспитателем слово.

     Примерный словарный материал: полюшко, береза, стояла, легкая, рыжий, львенок, полосатая, зебра, кричали, бегали, глупые, муравьи, прыгают, словно, белки, кувыркаются, пляшут, трезвонят.

     II часть. Занимаются вторая и  третья подгруппы.

     Педагог читает украинскую народную песенку:

     Ах, бедняга перепелка, Где теперь твоя светелка? В поле скошена пшеница — Негде маленькой укрыться.

     Воспитатель поясняет значение слова светелка. Дважды повторяет песенку, причем второй раз дети декламируют вместе с ним (тихо, почти шепотом).

     Педагог ставит на свой стол три пирамидки (две из них — одинакового цвета). Цитирует две последние строчки песенки и просит назвать слова со звуком л (поле, маленькой) и слово со звуком р (укрыться). По мере называния слов убирает по одной пирамидке.

     Далее дети вспоминают и называют любые другие слова со звуком р и со звуком л (за правильный ответ выдается фишка).

     Дети  с помощью педагога заучивают  скороговорку:

     С одной сорокой одна морока, А сорок  сорок — сорок морок.

     Сначала дошкольники произносят ее хором (два-три  раза) в умеренном темпе, затем быстрее и еще быстрее. Далее воспитанники седьмого года жизни проговаривают текст в очень быстром темпе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 3

Протоколы диагностики правильного  звукопроизношения

(повторная диагностика)

Протокол  №4

     Тема: произносительная сторона речи 

Произносительная  сторона речи Ф.И. ребенка
Ваня  А. Аня К. Дима Б. Настя Н. Гера Ш.
громкость достаточно  громко достаточно  громко достаточно  громко умеренно тихо
скорость (темп) речи умеренно умеренно умеренно быстро медленно
интонационная выразительность маловыразительно выразительно невыразительно маловыразительно маловыразительно
четкость (дикция) речи недостаточно  четкая четкая четкая недостаточно  четкая четкая
умение  соблюдать литературные нормы произношения (орфоэпия) имеются отклонения отклонений  нет отклонений  нет имеются отклонения отклонений  нет
звукопроизношение  «р» «л»; - «л»; «р»; -
Слова с неверным произношением Рыба, рыбак Лошадь, лето, велосипед - Ларёк, вареник -
 

Протокол  №5

Тема: диагностика  правильного звукопроизношения

Нарушения Ф.И. ребенка
отклонения в  строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдёльных  его органов Ваня А. Аня К. Дима Б. Настя Н. Гера Ш.
Малая подвижность нижней челюсти Неэнергичные  движения губ и языка - Неправильное положение губ -
слабый  речевой выдох + - - + -

Протокол  №6

     Тема: восприятие речи 

Восприятие  речи Ф.И. ребенка
Ваня  А. Аня К. Дима Б. Настя Н. Гера Ш.
Фонематическое  восприятие умение определять наличие заданного звука в  слове + - + - +
умение слышать и выделять слова с заданным звуком из ряда других слов + - + - +
умение  услышать и выделить слова с заданным звуком из фразы - - + - -
умение  определить часто повторяемый звук в словах - - + - +
Речевой слух умение замечать смысловые неточности в речи + + + + +
умение  определять на слух громкость звучания голоса в речи + + + + -
умение  на слух определять скорость звучания речи, интонационную выразительность + + - + +
умение  определять на слух тембр голоса + + + + +
умение  правильно определять на слух ударение в слове, его ритмическую структуру + - - + +
умение  на слух выделять акцентируемое слово  во фразе - + + - +
умение  слышать неточности в тексте и  правильно подбирать нужные слова, которые бы соответствовали + - + + +

Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста