Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:52, контрольная работа
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
Глава 1. Теоретические основы МРР
Значение воспитания правильного произношения для развития речи и личности ребенка
Особенности овладения детьми правильным произношением на разных этапах освоения звуковой культуры речи
Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи.
Соответствие задач по формированию у детей первого-седьмого года жизни звуковой культуры речи детей этапам становления слово-звукопроизошения и общечеловеческих навыков.
Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы поо выполнению задач звуковой культуры речи. Система работы (содержание, методы и формы организации).
Глава 2. Практическая часть
2.1. Характеристика состояния звуковой культуры речи детей одной из возрастных групп на основе проведенного обследования 5-ти детей.
2.2. Опытно - педагогическая работа по разделу звуковая культура речи.
2.3. Повторная диагностика.
Выводы
Список литературы
Приложение
– умение слышать и выделять слова с заданным звуком из ряда других слов. Предлагалось ребенку хлопнуть в ладоши или поднять руку только тогда, когда он услышит слово, в котором есть заданный звук. Например, педагог говорил: «Я сейчас буду называть слова, а ты когда услышишь слово, в котором есть «ссс» поднимешь руку (хлопнёшь в ладоши)». Уточнялось еще раз, когда ребенок должен поднять руку. После того как педагог убедился, что ребенок понял задание, не торопясь, назывались слова, прикрывая рот листом бумаги. Целесообразно использовать такой набор слов, в которых наряду с проверяемым звуком есть слова, включающие другие звуки, смешиваемые детьми с проверяемым, на пример «р» – рыба, кубик, лопата, вагон, рука, чайник, бумага, карандаш, чашка, лодка, трамвай, стол, мяч, сыр. Проверяемый звук должен находиться в разных позициях (в начале, середине и конце слова).
Отмечалось, сколько слов с заданным (проверяемым) звуком ребенок выделил и сколько слов выделил правильно из пяти предложенных;
– умение услышать и выделить слова с заданным звуком из фразы. Произнесите фразу и предложите ребенку назвать только те слова, в которых есть заданный звук. Например, для проверки умения слышать звук «р»: «В саду цветут розы. Миша ловит рыбу»;
– умение определить часто повторяемый звук в словах.
Воспитатель произносил группы слов и предлагал ребенку назвать, какой звук чаще всего он слышит:
«с» – санки, сом, лиса, ус, нос;
«ш» – шуба, каша, душ, шапка, мышь;
«р» – рука, рот, круг, трос, рыба.
Последние два задания, по рекомендации автора методики, даются в конце учебного года, но они были проведены.
б) Речевой слух: развит хорошо, развит недостаточно. Проверялось;
– умение замечать смысловые неточности в речи.
Предлагалось ребенку послушать отрывок из «Путаницы» К.И. Чуковского, и определить, что в нем сказано неверно:
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили,
Море пламенем горит.
Выбежал из моря кит...
– умение определять на слух громкость звучания голоса в речи.
На занятии при пересказывании стихотворения предложите детям дать оценку речи говорящего: «Как Светлана прочитала стихотворение: громко, очень громко, тихо?»;
– умение на слух определять скорость звучания речи, интонационную выразительность.
Использовался тот же прием, что и в предыдущем задании. Воспитатель спрашивал: «Как Светлана читала стихотворение: быстро, медленно умеренно (нормально); выразительно, невыразительно?»;
– умение определять на слух тембр голоса.
Для
проверки использовалась игра «Угадай,
кто говорил». Ребенок становился
спиной к группе и закрывал глаза.
Воспитатель давал двум-трем детям
указание по очереди прочитать небольшое
стихотворение или
– умение правильно определять на слух ударение в слове, его ритмическую структуру.
Подбирались две картинки с изображением кружек и кружков и предлагалось ребенку показать, где кру'жки, а где кружки'; объяснялось, в чем различие слов «за'мок» и «замо'к» (предварительно убедившись в знании детьми этих слов).
Проверялось умение правильно сохранять слоговой рисунок: предлагалось ребенку повторить: са-за-са, са-за-са, са-за-са;
– умение на слух выделять акцентируемое слово во фразе.
Произносилась
одна и та же фраза несколько раз,
выделяя в ней голосом
– умение слышать неточности в тексте и правильно подбирать нужные слова, которые бы соответствовали содержанию:
Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали «лед» (мед).
Слезы льются у Оксанки:
У нее сломались «банки» (санки).
Предлагалось ребенку найти несоответствие в тексте и подобрать по смыслу нужное слово. Полученный материал был проанализирован и составлены сводные таблицы, в которых указанно, какие разделы звуковой культуры речи детьми не усвоены, какие усвоены недостаточно полно, какие усвоены четко.
Таблица 1
Сводная таблица диагностики произносительной стороны речи
Произносительная сторона речи | Количество детей /в % | ||
громкость | Достаточно
громко 2/40% |
Умеренно 2/40% |
Тихо
1/20% |
скорость (темп) речи | Быстро 1/20% |
Умеренно 2/40% |
Медленно 2/40% |
интонационная выразительность | Выразительно 2/40% |
Маловыразительно 2/40% |
Невыразительно 1/20% |
четкость (дикция) речи | Четкая 2/40% |
Недостаточно
четкая 3/60% |
|
умение соблюдать литературные нормы произношения | Отклонений нет 3/60% |
Имеются отклонения 2/40% |
Из приведенной выше таблицы видно, что произносительная сторона речи развита на среднем уровне. У 60% детей диагностируется недостаточно четкая дикция, темп речи преобладает умеренный и медленный, 40% детей имеют выразительную речь, громкость речи находится на умеренном и достаточно громком уровне по 40%.
А так же проанализировав протокол (приложение, с) можно сделать вывод, что у обследуемых детей в 60% случаях наблюдается слабый речевой выдох и отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдельных его органов, а в частности: малая подвижность нижней челюсти; неэнергичные движения губ и языка; неправильное положение губ, большое расстояние между зубами.
На основании таблицы (приложение, с.) была построена гистограмма восприятия речи детьми старшей группы.
Рисунок 1. гистограмма восприятия речи детьми старшей группы.
Из приведенной выше гистограммы таблицы 4 (приложение1, с36.) видно, что фонематическое восприятие у обследуемых детей не достаточно сформировано этот показатель составляет 70%, а речевой слух сформирован на 77%.
После
проведенной диагностики и
Задачи:
1) Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: л - р.
2)
Продолжать развивать
3)
Отрабатывать интонационную выразительность
речи и дикцию.
На основании изученного материала о воспитания звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста. Для реализации поставленных задач был разработан план работы с детьми сроком на два месяца предполагающий: занятия, дидактические игры, использование артикуляционной гимнастики, игровых упражнений, разучивание скороговорок, подвижная игра и чтение по ролям знакомого стихотворения
способствующие формированию у детей старшего дошкольного возраста улучшению состояния звуковой культуры речи детей. При отборе мероприятий учитывались возрастные особенности и результаты первичной диагностики.
План работы по разделу звуковая культура речи
с детьми старшей группы
Таблица 2
Дата проведения | Вид деятельности | Тема | Цель |
Часть занятия | Уточнение произношения имеющегося звука Л или вызывание его по подражанию | Добиваться от каждого ребенка правильного произношения звука Л, воспитывать умение определять положение языка при произнесении звука Л. | |
Дидактическая игра | Найди и назови нужное слово | Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух ив произношении пары звуков (Р-Л) | |
Артикуляционная гимнастика | «Пальчики в лесу» | Упражнять в координации движений артикуляционного аппарата и общей моторики | |
Занятие | Воспитание правильного произношения звука Л в словах | Упражнять детей в правильном произношении звука Л в словах | |
Игровое упражнение | Докончи слово | Развитие речевого слуха | |
Игра скороговорки | Три вороны | Тренировка дикционного аппарата | |
Занятие | Воспитание произношения звука Л в речи | Упражнять детей в правильном произношении звука Л в речи | |
Дидактическая игра | Придумай необычные слова | Продолжать развивать фонематический слух | |
Занятие | Уточнение произношения имеющегося звука р или вызывание его по подражанию | Добиваться правильного произношения звука Р, воспитывать умение определять положение языка. | |
Игровое упражнение | Ветер и кораблик | Формировать речевое дыхание, развивать более длительный и более сильный выдох | |
Творческое задание | Попроси по разному | Отрабатывать интонационную выразительность речи детей | |
Совместная деятельность | Воспитание правильного произношения звука Р в словах | Упражнять детей в правильном произношении звука Р в словах | |
Дидактическая игра | Выдели из фраз нужные слова | Продолжать развивать фонематический слух | |
Совместная деятельность | Воспитание произношения звука Р в речи | Упражнять детей в правильном произношении звука Р в речи | |
Подвижная игра | Самый быстрый мыльный пузырь | Формировать речевое дыхание, развивать более длительный и более сильный выдох | |
Чтение по ролям знакомого стихотворения | Продолжать отрабатывать интонационную выразительность речи детей | ||
Занятие | Дифференциация звуков Р-Л | Упражнять детей в отчетливом произношении звуков Р-Л, изолированных и в словах; упражнять детей в различении звуков Р-Л в отдельных словах и фразовой речи. |
Уточнение произношения имеющегося звука л или вызывание его по подражанию проводилось как часть занятия по развитию речи. Для выработки хорошего произношения звука л воспитатель следил за правильным положением органов артикуляционного аппарата. И обращал внимание детей на то, что при произнесении звука л губы находятся в спокойном положении, кончик языка прижат за верхними зубами.
У Ани К. очень хорошо получался л межзубный, ей было предложено в процессе произнесения звука перевести язык за верхние зубы она справилась
При проведении дидактической игры «Найди и назови нужное слово» дети не всегда выделяли нужные слова из фразы, было принято решение повторять данные упражнения индивидуально.
Игра в скороговорки понравилась детям. На следующий день Настя Н. предложила поиграть в такую игру, но со скороговоркой «На дворе трава».
Игровое упражнение ветер и кораблики нашло отклик у мальчиков, девочкам было предложено стать Снежными королевами и дуть на снежинки.
В
игре гра «Что прибавилось?» Педагог обращала
внимание детей на то, чтобы дети называли
слова со звуком р громко, четко, немного
выделяя звук р.
Цель повторной диагностики: проверить эффективность комплекса мероприятий разработанного на два месяца направленного на формирование правильного звукопроизношения детей старшей группы.
Данные повторной диагностики занесены в протоколы 4-6 (приложение 3, с48.), которые были подвержены количественной и качественной обработке и занесены в таблицы (приложение3, с50.).
Таблица диагностики произносительной стороны речи
(повторная диагностика)
Таблица 3
Произносительная сторона речи | Количество детей /в % | ||
громкость | Достаточно
громко 3/60% |
Умеренно 1/20% |
Тихо
1/20% |
скорость (темп) речи | Быстро 1/20% |
Умеренно 3/60% |
Медленно 1/20% |
интонационная выразительность | Выразительно 1/20% |
Маловыразительно 3/60% |
Невыразительно 1/20% |
четкость (дикция) речи | Четкая 3/60% |
Недостаточно
четкая 2/40% |
|
умение соблюдать литературные нормы произношения | Отклонений нет 3/60% |
Имеются отклонения 2/40% |
Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста