Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:52, контрольная работа
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
Глава 1. Теоретические основы МРР
Значение воспитания правильного произношения для развития речи и личности ребенка
Особенности овладения детьми правильным произношением на разных этапах освоения звуковой культуры речи
Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи.
Соответствие задач по формированию у детей первого-седьмого года жизни звуковой культуры речи детей этапам становления слово-звукопроизошения и общечеловеческих навыков.
Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы поо выполнению задач звуковой культуры речи. Система работы (содержание, методы и формы организации).
Глава 2. Практическая часть
2.1. Характеристика состояния звуковой культуры речи детей одной из возрастных групп на основе проведенного обследования 5-ти детей.
2.2. Опытно - педагогическая работа по разделу звуковая культура речи.
2.3. Повторная диагностика.
Выводы
Список литературы
Приложение
Из приведенной выше таблицы видно, что уровень развития произносительной стороны речи остался на среднем уровне. Но у 60% детей диагностируется четкая дикция, что на 20% больше чем на первичной диагностике, темп речи преобладает умеренный 60% разница с первичной диагностикой составляет 20%, 40% детей имеют выразительную речь, громкость речи находится на достаточно громком уровне 60%.
А так же проанализировав протокол повторной диагностики (приложение, с) можно сделать вывод, что у обследуемых детей на 20% произошло понижение слабого речевого выдоха и отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдельных его органов, а в частности: малая подвижность нижней челюсти; неэнергичные движения губ и языка; неправильное положение губ.
На основании таблицы 8 (приложение3, с51.) была построена сводная гистограмма восприятия речи детьми старшей группы.
Рисунок 2. сводная гистограмма восприятия речи детьми старшей группы.
Из
приведенной выше гистограммы таблицы
(приложение, с.) видно, что фонематическое
восприятие у обследуемых детей после
проведенной работы выросло на 5% и составляет
45%, а показатели сформированности речевого
слуха вырос на 1% и составляет 78%.
Выводы
Речь ребенка формируется в
общении с окружающими его
взрослыми. Очень важно
Одним из разделов общей культуры речи является произносительная сторона речи, или звуковая ее культура. Практическая часть данной работы направлена на выявление состояния звуковой культуры речи детей старшей группы. Составлен план работы на два месяца по формированию у детей правильного звукопроизношения и общеречевых навыков, с учетом задач которые определены после первичной диагностики.
В ходе проведенной работы установлено, что показатель восприятия речи у детей старшего дошкольного возраста незначительно, но повысился. У детей наблюдается более четкая дикция, темп речи преобладает умеренный. А также дети стали в речи эмоциональней передавать свои чувства, отношения.
У обследуемых детей произошло понижение слабого речевого выдоха. Дети разучили артикуляционную гимнастику и применяют свои знания в самостоятельной деятельности.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
при условии систематичности
и последовательности указанные в плане
работы виды деятельности дают положительный
результат. А малые проценты прироста
положительной динамики можно объяснить
короткими сроками для данной работы.
Список литературы
Приложение
Приложение 1
Протоколы диагностики правильного звукопроизношения
Протокол №1
Тема:
произносительная сторона речи
Произносительная сторона речи | Ф.И. ребенка | ||||
Ваня А. | Аня К. | Дима Б. | Настя Н. | Гера Ш. | |
громкость | достаточно громко | умеренно | достаточно громко | умеренно | тихо |
скорость (темп) речи | быстро | умеренно | умеренно | медленно | медленно |
интонационная выразительность | невыразительно | маловыразительно | выразительно | выразительно | маловыразительно |
четкость (дикция) речи | недостаточно четкая | недостаточно четкая | четкая | недостаточно четкая | четкая |
умение соблюдать литературные нормы произношения (орфоэпия) | имеются отклонения | отклонений нет | отклонений нет | имеются отклонения | отклонений нет |
звукопроизношение | «р» | «л»; «р»; | - | «л»; «р»; | - |
Слова с неверным произношением | Корабль, рама | Лиса, рыба, море | - | Братс, слон | - |
Протокол №2
Тема: восприятие речи
Восприятие речи | Ф.И. ребенка | |||||
Ваня А. | Аня К. | Дима Б. | Настя Н. | Гера Ш. | ||
Фонематическое восприятие | умение определять наличие заданного звука в слове | + | - | + | - | + |
умение слышать и выделять слова с заданным звуком из ряда других слов | - | - | + | - | + | |
умение услышать и выделить слова с заданным звуком из фразы | - | - | - | - | - | |
умение определить часто повторяемый звук в словах | - | - | + | - | - | |
Речевой слух | умение замечать смысловые неточности в речи | + | + | + | + | + |
умение определять на слух громкость звучания голоса в речи | + | + | + | + | - | |
умение на слух определять скорость звучания речи, интонационную выразительность | - | + | - | + | + | |
умение определять на слух тембр голоса | + | + | + | + | + | |
умение правильно определять на слух ударение в слове, его ритмическую структуру | + | - | - | + | + | |
умение на слух выделять акцентируемое слово во фразе | - | + | + | - | + | |
умение слышать неточности в тексте и правильно подбирать нужные слова, которые бы соответствовали | + | - | + | + | + |
Протокол №3
Тема: диагностика правильного звукопроизношения
Нарушения | Ф.И. ребенка | ||||
отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдёльных его органов | Ваня А. | Аня К. | Дима Б. | Настя Н. | Гера Ш. |
Малая подвижность нижней челюсти | Неэнергичные движения губ и языка | - | Неправильное положение губ, большое расстояние между зубами | - | |
слабый речевой выдох | + | + | - | + | - |
Таблица восприятие речи детьми старшей группы
Таблица 4
Восприятие речи | % | ||
сформировано | недостаточно сформировано | ||
Фонематическое восприятие | умение определять наличие заданного звука в слове | 60% | 40% |
умение слышать и выделять слова с заданным звуком из ряда других слов | 40% | 60% | |
умение услышать и выделить слова с заданным звуком из фразы | - | 100% | |
умение определить часто повторяемый звук в словах | 20% | 80% | |
Всего | 30% | 70% | |
Речевой слух | умение замечать смысловые неточности в речи | 100% | - |
умение определять на слух громкость звучания голоса в речи | 80% | 20% | |
умение на слух определять скорость звучания речи, интонационную выразительность | 60% | 40% | |
умение определять на слух тембр голоса | 100% | - | |
умение правильно определять на слух ударение в слове, его ритмическую структуру | 60% | 40% | |
умение на слух выделять акцентируемое слово во фразе | 60% | 40% | |
умение слышать неточности в тексте и правильно подбирать нужные слова, которые бы соответствовали | 80% | 20% | |
Всего | 77% | 23% |
Приложение 2
Конспекты мероприятий проводимых с детьми
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л или вызывание его по подражанию. (Проводится как часть занятия)
Цель. Добиваться от каждого ребенка правильного произношения звука л, воспитывать умение определять положение языка при произнесении звука л.
Предшествующая работа. Подъем кончика языка вверх отрабатывался на звуках т, д, н; подъем задней части языка — на звуке у; отработан звук ы.
Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук л.
Методика проведения.
Упражнение «Самолет гудит»
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Улетел самолет высоко за облака, не видно его, только слышно, как он гудит: «ллл...» Дети, изображая летящие самолеты, гудят, длительно произнося звук л низким тоном. Воспитатель обращает внимание детей на то, что «сердитое» гудение высоко летящего самолета напоминает звук л. Спрашивает: «Что делает кончик языка, когда мы говорим звук л? («Кончик языка поднимается вверх».) Куда прижимается кончик языка, когда мы говорим ллл? («Кончик языка прижимается к верхним зубам».) Покажите, куда прижимается ваш язык, когда вы говорите лллл...» Дети выполняют задание по подгруппам. Воспитатель проверяет, как получается упражнение, и следит, чтобы у всех кончик языка прижимался к внутренней стороне верхних резцов. Если у ребенка кончик языка находится между зубами, надо попросить поднять его выше, к нёбу.
Методические указания. Для выработки хорошего произношения звука л необходимо следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука л губы находятся в спокойном положении, кончик языка прижат за верхними зубами.
Примечание. Если у ребенка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляционного аппарата, надо вызвать у него л межзубный, при этом меняется лишь положение языка — широкий кончик языка зажимается зубами.
Упражнение «Пароход»
Игра проводится с теми детьми, которые неправильно произносят или пропускают звук л. Воспитатель говорит: «Сейчас, дети, мы поедем кататься на пароходе. Вы знаете, как пароход гудит? Послушайте: «ыы». Повторим все вместе, как гудит пароход...»
Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста