Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:52, контрольная работа
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
Глава 1. Теоретические основы МРР
Значение воспитания правильного произношения для развития речи и личности ребенка
Особенности овладения детьми правильным произношением на разных этапах освоения звуковой культуры речи
Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи.
Соответствие задач по формированию у детей первого-седьмого года жизни звуковой культуры речи детей этапам становления слово-звукопроизошения и общечеловеческих навыков.
Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы поо выполнению задач звуковой культуры речи. Система работы (содержание, методы и формы организации).
Глава 2. Практическая часть
2.1. Характеристика состояния звуковой культуры речи детей одной из возрастных групп на основе проведенного обследования 5-ти детей.
2.2. Опытно - педагогическая работа по разделу звуковая культура речи.
2.3. Повторная диагностика.
Выводы
Список литературы
Приложение
К моменту поступления в школу ребенок овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит. Имеет определенный словарный запас, строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже. Часто употребляет глаголы, свободно пользуется монологической речью.
Таким образом закономерности овладения звуковой стороной речи дают возможность определить приоритетные линии формирования того или другого механизма на разных возрастных этапах. На ранних этапах происходит преимущественное развитие речевого слуха и слухового внимания, восприятия и понимания устной речи окружающих (ее смысла, звукового оформления, интонационной выразительности и др.). На четвертом году жизни осуществляются развитие речевого слуха и моторики артикуляционного аппарата (равнозначно), работа над дикцией, подготовка к произношению трудных в артикуляционном отношении звуков. На пятом году происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит речевой слух, приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи. На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают развивать восприятие речи; воспитывают звуковую выразительность речи — развивают силу голоса и его тембр, темп и ритм речи, мелодику, навыки использования разной интонации. На седьмом году происходит преимущественное развитие фонематического восприятия и звукового анализа речи; воспитание интонационно-звуковой выразительности речи; работа над орфоэпически правильной речью.
В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной, М.М. Алексеевой, А.И. Максакова.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических
импульсов от рук, точнее — от пальцев.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень
развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты
память, внимание, связная
Также М.М, Кольцова утверждала, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.[№6 М.М. Кольцова. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М., «Педагогика», 193г. 144стр.]
Великие русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что речь - это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.
Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития (Эту мысль Н. И. Новикова, по-видимому, нужно считать впервые сформулированной идеей о «предметных действиях», которым сейчас придается такое большое значение в психологии).
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Английский
психолог Д. Селли также придавал очень
большое значение «созидательной работе
рук» для развития мышления и речи детей.
Максаков А.И. утверждал, чтобы научиться
говорить, чисто и правильно произносить
слова, ребенок должен хорошо слышать
звучащую речь. Снижение слуха ведет к
ослаблению слухового самоконтроля, что
может быть причиной нарушения звукового
оформления слов (слово произносят недостаточно
отчетливо, неправильно произносят отдельные
звуки в нем); к нарушению интонационной
стороны речи. Ослабление слуха ведет
не только к искажению слов, но и к снижению
словарного запаса, к появлению в речи
ошибок грамматического плана.
А также Тумакова Г.А. говорила, что процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак — лак, том — дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например звуки с и з, ш и ж, другие имеют более резкие акустические различия (т и ш), очень тонкие акустические различия имеют твердые и мягкие согласные (ть и т, с и сь). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии»,— подчеркивал Д. Б. Эльконин (Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников.— М., 1962). Важность наблюдений над звуковой стороной слова (шире — речи) для овладения родным языком, развития культуры речи подчеркивают многие советские педагоги.
В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).
Таким образом, ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, замечает оттенки значений слов, их грамматическую форму. Он активно использует эти средства в связной речи и в повседневной жизни. Обучение разным сторонам родного языка взаимосвязано и оказывает взаимное влияние. Ребенок знакомится не просто со звуками слова, но с «работой» звука в лексике, морфологии, словообразовании.
Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, утверждает Матусевич М. И., так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького.
Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.
«Язык представляет собой совокупность мышц, идущих в различных определенных направлениях. Вследствие этого строения язык может принимать разные формы и производить различные движения: двигаться вперед и назад, вверх и вниз, и не только всем телом, но и своими отдельными частями. Эта чрезвычайная гибкость языка и обусловливает разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акустические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи. В языке различают кончик, тело и корень языка. При классификации звуков речи вводятся также условно-фонетические понятия передней, средней и задней части спинки языка»,— подчеркивал М.И. Матусевич.
Из всего сказанного следует, что роль слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи велика: для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.
Можно выделить следующие задачи:
1.Формирование правильного произношения звуков.
Звук речи — минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). У ребенка сначала формируется речевой слух, т. е. различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим в содержание указанной задачи входит следующее: совершенствование движений органов артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика, которая проводится во второй младшей, средней и старшей группах; последовательная работа над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, затрудняющими детей (к концу пребывания детей в средней группе, т. е. к пяти годам, они должны уметь правильно произносить все звуки родного языка); закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи (во всех группах).
2.Выработка дикции. Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний.
3.Работа
над правильным
Воспитатель должен знать типичные особенности в словопроизношении детей: в младшем возрасте — сокращение слов («весипед» — велосипед), перестановка и пропуск звуков и слогов («чевряк»— червяк, «коричвенный» — коричневый, «бривточка» — бритвочка), добавление звуков («реблята»— ребята, «иржавая» — ржавая, «игруша» — груша). Знание этих особенностей поможет быстрее исправить ошибки словопроизношения детей.
В
старшем возрасте нужно обратить
внимание на правильность произношения
некоторых трудных слов (ошибки детей:
«кофий», «морква», «сандали», «какава»,
«синитарка», «тролебус», «кокей» — хоккей
и др.).
Ребенка иногда затрудняет постановка
словесного ударения. Ударение — выделение
силой голоса из группы слогов одного
слога.
4.
Работа над орфоэпической
Орфоэпия — совокупность правил образцового литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, а также произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В детском саду необходимо создать благоприятные условия для формирования литературного произношения, активно устранять отступления от орфоэпических норм в речи детей. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода.
5. Формирование темпа речи и качеств голоса.
Легко воспринимаемая, приятная речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро, и т. д.
6.
Воспитание выразительности
Говоря о воспитании выразительности речи, имеется в виду две стороны этого понятия:
1)
естественная выразительность
2)
произвольная, осознанная выразительность
при передаче заранее обдуманного текста
(предложения или рассказа, составленного
самим ребенком по заданию воспитателя,
пересказа, стихотворения).
Выразительность речи дошкольника является
необходимой характеристикой речи как
средства общения, в ней проявляется субъективность
отношения ребенка к окружающему. Выразительность
возникает тогда, когда ребенок хочет
передать в речи не только свои знания,
но и чувства, отношения. Выразительность
является следствием понимания того, о
чем говорится.
Эмоциональность проявляется прежде всего
в интонациях, в подчеркивании отдельных
слов, паузах, мимике, выражении глаз, в
смене силы и темпа голоса.
Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую педагоги должны закрепить и сохранить.
7. Воспитание культуры речевого общения.
В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения.
Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста