Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:50, реферат
Сущность и особенности воспитания культуры.Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения.Цель школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. «Концептуальные положения педагогики отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:
Введение
1.Теоретические основы воспитания культуры поведения младших школьников
2. Методы и средства воспитания культуры поведения
2.1 Опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения
Заключение
Список литературы
1.Теоретические основы воспитания культуры поведения младших школьников
Сущность и особенности воспитания культуры.Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения.Цель школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. «Концептуальные положения педагогики отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:
- Превращение школы Знания в школу Воспитания,Постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы,Гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей,
Возрождение национальных и культурных традиций;Сочетание индивидуального и коллективного воспитания»;
Каждый педагог должен точно знать весь объем и основные направления воспитания;
«Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;
Потребность выполнять Правила для учащихся, соблюдать нормы культурного поведения;
Непримиримость к
Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание культуры поведения ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники грубы и развязны, невежливы и распущены, нередко нарушают общественный порядок. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности, хамства…
Школа является важнейшим
социальным инструментом и поэтому
не должна занимать позицию выжидания.
Педагоги должны стать тем ядром,
вокруг которого будут сплачиваться
духовные силы общества.Учитель несет
ответственность за детей, поэтому он
должен контролировать:стиль общения
с учащимися,образовательно-
И здесь на первый план выдвигаются
профессиональное мастерство учителя,
его методики обучения и воспитания
и использование новых
«Поведение – это система
действий и поступков человека, в
которой проявляются его
«Поведение – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях».
«Поведение – образ жизни, совокупность поступков и действий кого-нибудь, соблюдение правил внутреннего распорядка».
«Поведение – образ жизни и действий».
«Культура – совокупность достижений человечества в производственном общественном и умственном отношении».
«Культура – 1) совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни, уровень этих достижений в определенную эпоху у какого-либо класса, общества
2)Образованность, начитанность,
просвещенность, воспитанность, а
также совокупность условий
«Культура поведения –
совокупность форм повседневного поведения
человека (в труде, в быту, в общении
с другими людьми), в которых
находят внешнее выражение
В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека, этикет, правильное поведение в общественных местах, культура быта, гигиена.Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли.
«Культура поведения – поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении норм и правил общежития».Истинная культура поведения – органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации.
Проявление культуры поведения – вежливость, основанная на уважении к людям, точность, привычка не опаздывать, выполнять данное обещание в срок, обязательность и др.
Основной путь формирования культуры поведения – воспитание нравственности, волевых качеств личности (выдержки, самообладания, умения владеть собой), самовоспитание.Важное средство воспитания культуры поведения – формирование эстетических вкусов и идеалов, культуры речи.Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Культура поведения – совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия.Усвоенные человеком качества превращаются в воспитанность личности.Уже в начальной школе дети должны усвоить основы культуры поведения. Чем раньше ребенок усвоит правила поведения, тем естественнее он будет их выполнять. Прежде всего, учитель должен раскрыть сущность каждого из качеств, которое он хочет воспитать в детях.
Вежливость – это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Ни у кого, видимо, не вызовет возражений утверждение того, что само понятие «Культура» вытекает из нравственно-моральных и даже социальных норм. Таким образом, и понятие «Вежливость» перерастает свои узкие рамки, становясь отражением нашей внутренней культуры и духовности, определяясь той суммой поступков, тем комплексом поведения в обществе, которые вытекают из образованности и воспитанности каждого человека.
Сегодня мы вкладываем в понятие «вежливый человек» не только и даже не столько умение вести себя благопристойно. Вежливый человек не тот, кто никогда не оскорбит женщину (иначе и быть не должно!), а тот, кто не пройдет мимо хулигана, позволившее подобное. Вежливый человек не тот, кто сам не сломает ветку дерева, не притащит охапку подснежников, а тот, кто остановит эгоиста, не находящего нужным беречь природу.
Вежливый человек совершает
поступки и отвечает за них,
управляет своими эмоциями. Вежливость
ребенка проявляется в его
умении правильно себя вести,
соблюдать правила поведения,
в его внешнем облике, в речи,
отношении к вещам, характере
общения. Дети должны усвоить
формы вежливого отношения к
родителям и посторонним, к
учителям и другим работникам
школы, к своим товарищам.
Точность и обязательность
составляют неотъемлемые черты
культурного человека и
Этикет – совокупность
правил поведения, касающихся
внешнего проявления отношений
к людям (формы обращений и
приветствий, поведение,
Манеры – способ
держать себя, внешняя форма поведения.
Включают в себя совокупность
свойств речи /выражение, тон,
интонация/, характерную для человека
походку, жестикуляцию, мимику, иногда
также говорят о манере
Хорошие манеры составляют
как бы оправу драгоценных
граней души, среди которых самые
привлекательные –
Дурные манеры создают
неудобства для окружающих и
делают невозможным свободное
и непринужденное общение
В воспитании культуры
поведения значительное место
занимает выработка навыков и
привычек. Привычка к поведению
– это показатель устойчивости
морального мотива, - включает в
себя потребность пользоваться
усвоенными способами
«Привычки» - это те
«кирпичики», из которых
Добрую привычку К.Д.Ушинский,
рассматривал как «
У многих школьников
заметно отставание навыков и
привычек культурного
Целенаправленная
Важнейшей задачей воспитания является перевод поступков в привычки. Педагогические требования к воспитанию привычек основаны на единстве и взаимосвязи поведения и сознания школьника.
Большое значение в выработке нравственных привычек поведения имеет общая атмосфера учебного заведения. Формируемые способы поведения, поддерживаемые традициями, законами коллектива, легче осваиваются детьми.Одним из наиболее действенных методов воспитания является пример. В качестве примера для младших школьников могут выступать родители, братья и сестры, образы героев, знатных людей. Важное условие повышения воспитательной силы примера – единство слова и дела. В словах, поступках и действиях не должно быть расхождения. Отнюдь не случайно народная мудрость гласит: «Слова зовут, а примеры влекут».
Я.А. Коменский говорил: «Легко идти за правильно идущим». Младшие школьники в своем стремлении стать взрослыми берут в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых людей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами.
Вот лишь некоторые из них:
У ребенка еще беден жизненный опыт;
Нет устойчивых привычек поведения.
Склонность детей к
подражанию нередко создает
Отсутствие системы
в воспитании вызывает сбой
в поведении ребенка. В школе
учитель требует одно, дома родители
– другое, взрослые, которые окружают
детей на улице, в транспорте,
в общественных местах, предъявляют
нередко противоположные
К.Д. Ушинский писал, что нельзя ограничиваться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно, как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность. И на уроке, и во внеклассной работе трудно переоценить воспитательную роль самой личности учителя, его убежденности, его культуры.
Учителя копируют его ученики. Вот почему поведение учителя, его подход к каждому явлению так или иначе влияют на всех учеников…
Можно смело сказать, что если учитель авторитетен, то у многих людей навсегда остаются в памяти и характере следы этого учителя.
Информация о работе Воспитание культурного поведения у школьников