Влияние стилей родительского общения на формирование личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Изучение межличностных отношений в подростковых семьях, каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка. Построение модели поведения для родителей и подростков, которая позволит преодолеть негативные последствия внутрисемейного конфликта с помощью способов совладения адекватных стрессовой ситуации.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Теоретическое исследование личности подростка и стилей родительского отношения с подростками в семье………………………..6-18
1.1.Семья как малая социальная группа…………………………………….6-7
1.2. Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте……………………………………………………………………..7-11
1.3. Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения у подростков, устранения конфликтных ситуаций с помощью способов совладения………………………………11-18
Глава 2. Исследование личности подростка и межличностных отношений в семьях с подростками………………………………………………………..18-25
2.1. Методики исследования………………………………………………...19-21

2.2. Анализ и интерпретация данных……………………………………….21-25

Заключение…………………………………………………………………...26-27

Литература……………………………………………………………………28

Приложения……………………………………

Файлы: 1 файл

МОЯ курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

-анкетирование;

-тестирование: “Родительское  отношение к детям” (А.Я. Варга,  В.В. Столин).

 Исследование проводилось на базе лицея №1 г.Павлодара. Было обследовано 30 подростков и их семьи.

  Свою работу я начала с обследования детей. Для этого использовали тест Р. Бернса и С. Коуфмана “Кинетический рисунок семьи”.

    Цель: -  исследование  межличностных отношений в семье (глазами ребёнка);

-выявление отношений  в семье, вызывающих тревогу  у ребёнка.

    Методика проведения:

 Ребёнку предлагается  лист бумаги, карандаши. Ставится  условие: необходимо нарисовать  свою семью так, чтобы её  члены были чем-либо заняты. Нормативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.

Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

  Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

  1.Наличие беспокойства  у детей об отношении к ним  взрослых.

  2.Эмоциональное напряжение  и дистанция.

3.Дискомфорт.

  4.Наличие враждебности  по отношению к взрослым.

         На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных  отношений  на ребёнка. К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей;  изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.  Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

 

2.2 Анализ и интерпретация  данных

 

        Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).

          В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С.  помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.

  К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50 %).      К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей .После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:

-физическое наказание;

-отсутствие общения  с родителями;

-неблагополучная обстановка  в семье (алкоголизм одного  из родителей);

-общение с ребёнком  на повышенных тонах.

  По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.

    Итак, нами  было выявлено 6 детей, не удовлетворены  своим положением в семье. 15 детей  часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены. В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.

   Методика “Неоконченные  предложения”.

    Цель: Получить  дополнительные сведения об отношении  родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.

    Методика проведения: Детям предлагается закончить  ряд предложений без предварительного  обдумывания. Опрос ведётся в  быстром темпе, чтобы ребёнок  отвечал бы первое, что придёт в голову.   Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %).    Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье. Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30). В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями или с одним из них.

 По результатам  нашего исследования нами были  выявлены причины, вызывающие  тревожность у ребёнка:

-боязнь физического наказания;

-страх остаться дома  одному;

-отсутствие родительской  ласки;

-крики родителей за  проступки.

    Данные проявления  наблюдались в ответах у 21 ребёнка  (70 %). Из них у 15 (50 %) – наблюдалось  наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У 6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях тревожность не наблюдалась.

     По результатам  данной методики можно сделать  вывод, что во многих семьях  дети испытывают тревожность  в отношениях с родителями, между  ними нет взаимопонимания.

    Для обследования  родителей была разработана анкета из 10 вопросов (Приложение № А).

    Цель: выявить  уровень знаний и представлений  у родителей о воспитании ребёнка  шестилетнего возраста.

    Методика проведения:

    Родителям  было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 30 родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о воспитании детей шестого года жизни    Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании. У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.

Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания.

    Для выявления  родительского отношения к детям  был предложен тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

    Цель: изучить  выявление родительского отношения  к детям.

    Методика проведения:

    Родителям  были предложены бланки с вопросами .На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ. Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений. На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу “симбиоз” и “маленький неудачник”. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и “авторитарная гиперсоциализация”.  Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину  родительского отношения к детям:    Оптимальные родительские отношения  к ребёнку наблюдаются в 10 семьях (33 %).    К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в шести семьях (20 %).По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.

Таким образом,  в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в  семье. Критериями определения уровней  детско-родительских отношений для  нас явились:

    • детские отношения к родителям;
    • знания родителей о воспитании ребенка;
    • родительские отношения к детям.

Высокий уровень –  характеризуется достаточным объемом  знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в  семье чувствует себя комфортно  и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка.

 Родители нарушают  взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

    Результаты  проведенного нами исследования  показали, что средний и низкий  уровни в развитии детско-родительских  отношений  вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.

   На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:

- у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;

- ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);

- дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

- в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.

 

 

Заключение

 

Мировая практика психологической  помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается  восстановить благоприятный стиль  общения в семье. Главные черты этого стиля определяются основными положениями гуманистической  психологии. К. Роджерс назвал его «Личностно центрированным», то есть, ставящем в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Стиль родительского  взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания, как показали результаты проведенного нами исследования, оказывают влияние личностные качества родителей.

Став взрослым, человек  воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения  и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом  к сфере «Я».

 Хотелось бы еще  отметить, что не мене интересным  было бы сравнить стили взаимодействия  отцов и матерей, так как  существует различия как черт характера, так и стилей отношения  к ребенку по гетерогенному признаку. Результаты исследования показали, что лучше проводить обследование отца и матери, составляющих семейную пару, для того чтобы нарисовать более объективную картину воспитания в семье, влияние обоих родителей на формирование личности ребенка, чтобы работа по оказанию помощи семье была более плодотворной.

 Анализ психолого-педагогической  литературы показал, что тревожность  – серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Тревожность влияет на психическое здоровье детей. Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства.

  Одной из основных  причин детской тревожности является  нарушение детско- родительских  отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают  психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.

Результаты проделанной  работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.Гипотеза исследования нашла свое экспериментальное подтверждение. Цель достигнута, задачи в основном можно считать решенными.

Информация о работе Влияние стилей родительского общения на формирование личности подростка