Влияние стилей родительского общения на формирование личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Изучение межличностных отношений в подростковых семьях, каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка. Построение модели поведения для родителей и подростков, которая позволит преодолеть негативные последствия внутрисемейного конфликта с помощью способов совладения адекватных стрессовой ситуации.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Теоретическое исследование личности подростка и стилей родительского отношения с подростками в семье………………………..6-18
1.1.Семья как малая социальная группа…………………………………….6-7
1.2. Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте……………………………………………………………………..7-11
1.3. Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения у подростков, устранения конфликтных ситуаций с помощью способов совладения………………………………11-18
Глава 2. Исследование личности подростка и межличностных отношений в семьях с подростками………………………………………………………..18-25
2.1. Методики исследования………………………………………………...19-21

2.2. Анализ и интерпретация данных……………………………………….21-25

Заключение…………………………………………………………………...26-27

Литература……………………………………………………………………28

Приложения……………………………………

Файлы: 1 файл

МОЯ курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

Из-за глобальности темы, в работе осталось за пределами исследования, несколько вопросов, например: что причина агрессии может быть не только в подростковом возрасте, она может выплывать под воздействием гормонального или других факторов, определяющих этот возраст, по-видимому, причина лежит вне подросткового возраста, а намного раньше; невыясненным остается степень влияния семьи на формирование агрессии и причины ее возникновения у детей разного возраста, начиная с младенческого или даже с внутриутробного.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.

2. Земска М. Семья  и личность: Пер. с польск. Васильева  Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.

3. Нартова-Бочавер С.  Психология личности и межличностных  отношений. - М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

4. Немов Р.С. Основы  психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. - М.: Гуматит.  Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн.  заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит.  Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии.

6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн.  заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит.  Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2: Психология  образования.

7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн.  заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

8. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Столяренко  Л.Д. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

9. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией  П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2001.

10. Популярная психология  для родителей / Под ред.Спиваковской  А.С. - СПб.: СОЮЗ, 1997.

11. Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.

12. Словарь психолога-практика / Сост. Головин С.Ю. - Мн.: Харвест, 2001.

13. Фридман Л.Ф., Кулагина  И.Ю. Психологический справочник  учителя//Практическая психология  в образовании - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

14. Нартова-Бочавер С.: «Coping behavior» в системе понятий  психологии личности. Психол. журнал 1997. №5

15. Шихи Г. Возрастные  кризисы. Ступени личностного  роста: пер. с англ. - СПб.: Ювента, 1999.шении подростков более гибко  и осмысленно.

16.Журнал «Воспитание школьников».№1.2008 г.Стр 53-55.  

17. .Шадриков В.Д- Психологический  журнал, - 1983 г. №5.

18. Журнал «Мысль».№6. 2008 г. Стр 41-50.

19.  Баймолдаев Т.М., научно-издетельский центр «Ғалым», 2001 г.

20. Садыков Т. «Тарих тағылымы» ,Алмыты 1992 г.

 

 

 

Приложение А

АНКЕТА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ  ПО ВЫЯВЛЕНИЮ 

УРОВНЯ  ЗНАНИЙ  О  РЕБЁНКЕ

1.Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)

2.Насколько самостоятелен  Ваш ребёнок?

3.Замыкается ли Ваш  ребёнок после замечаний?

4.Насколько контактен  с окружающими ваш ребёнок?

5.Статус Вашего ребенка в семье( “кумир семьи”, изгой)

6.Что в Вашем ребёнке  вас раздражает; как вы с этим справляетесь?

7.Как ведёте диалог  с ребёнком? Отвечаете ли на  бесконечные “Почему”?

8.Наказываете ли Вы  ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?

9.Даёте ли вы ребёнку  возможность высказаться, даже  если рассуждения кажутся Вам  глупыми?

10.Оказываете ли помощь ребенку в принятие решений?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

 

Результаты  анкетирования по выяснению детско – родительских отношений.Отношение к семье, в общем 18,8%, дети  ставят ее на первый план, хотят, чтобы у них самих были дети. 1,4% проявляют беспокойствие и заботу о своих близких. 0,9% подростков признаются, что хотели бы, чтобы родители  больше времени проводили с ними, общались.

Отношения  между  разными членами семьи варьирует: лучше всего они относятся  к матери – 4,8%, к отцу только 2,8%, то есть в два раза меньше. Это объясняют  тем, что отец относится к ним  строго (ругает, не понимает) или его  поведение неадекватно (много и часто выпивает). 3,8% безразлично относятся к обоим родителям.

 Страхи и  опасения возникают из-за школы,  у детей возникает чувство  страха перед зачетом, ответом  по предмету, экзамену. Это происходит  с теми, которые положительно  относятся к учебе, школе и учителям.

При анализе данных по тревожности испытуемых подростков выяснилось, что у 86,3% - нормальная общая  тревожность, 9% имеют немного повышенную, а 4,7% - чистое спокойствие. Что касается рассмотрения отдельных видов тревожности:

     1) школьная  тревожность: 72,7% - нормальная, 22,8% - немного повышена, 4,5% - чистое спокойствие.

     2) самооценка: 90,9% - нормальная, 9,1% - чистое спокойствие.

     3) межличностная: 90,9% - нормальная, 9,1% - немного повышена.

При определении темперамента исследование было направлено на разные его свойства по отношению к работе и общения с людьми. У 17,6% испытуемых не принимаются к рассмотрению, т. к. ответы на контрольные вопросы более,  чем в трех случаях, совпадают с ключевыми, это означает, что на основные вопросы испытуемый старался приукрасить себя, представить в более выгодном свете, т.е. был не искренним.

 

В целом были получены такие данные:

  1. по отношению к работе: 53,6% проявляют средний темперамент, 35,7% - высокий, а 10,7% низкий.
  2. в общении с людьми: 64,2% - средний, 25% - высокий, 10,7% - низкий.

После проведения методики рисуночного теста «Моя семья» определились следующие отношения  подростков к членам семьи:

  1. Любовь к матери – 8,4%
  2. Дружеские отношения с отцом – 17,2%
  3. Нормальная семья – 21,5%
  4. Мать управляет семьей – 8,5%
  5. Не находит взаимопонимания с матерью – 13,2%
  6. Не считают родителей своей семьей – 13,2%
  7. Не уважают родителей – 4,1%
  8. Авторитет родителей – 4,1%
  9. Плохие взаимоотношения с отцом – 4,1%
  10. Близкие отношения с бабушкой – 8,5%

Для диагностики личности подростка, был проведен проективный тест «Несуществующее животное» и получены следующие результаты личностных качеств:

  1. Заинтересованность в информации о себе – 4,09%
  2. Чувственность – 2,04%
  3. Страх – 3,58%
  4. Отношение к внешности – 1,27%
  5. Вербальная агрессия – 1,02%
  6. Основательность, обдуманность – 0,51%
  7. Самостоятельность – 0,76%
  8. Эгоцентризм – 1,27%
  9. Конформность суждений и банальность – 0,76%
  10. Агрессивность – 2,04%

При диагностике  родительского отношения с помощью  теста-опросника  (А.Я. Варга, В.В. Столин) определяется тот или иной вид отношения по шкале, в которой набирается из ответов наибольший процентный ранг по всем ответам родителей По   общим    данным    можно  увидеть,  что   самый  высокий  процент  65% по шкале «симбиоз».Это говорит о том, что в общении с ребенком родитель соблюдает межличностную дистанцию. Он ощущает себя  с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

 

Диаграмма № 1:

 


 

 

 

 

 

Условные обозначения:

            - высокий уровень детско-родительских  отношений (9 детей)


            - средний уровень детско-родительских  отношений (15 детей)


            - низкий уровень  детско-родительских отношений ( 6 детей)


 

Диаграмма №2:


 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО  ОТНОШЕНИЯ

(А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН)

        Инструкция: “Внимательно прочитайте  утверждения, против каждого поставьте  ответ “верно”, если оно совпадает  с вашим отношение к своему  ребёнку, или “не верно”, если  не совпадает.

1.Я всегда сочувствую своему ребёнку.

2.Я считаю своим  долгом знать всё, что думает  мой ребёнок.

3.Я уважаю своего  ребёнка.

4.Мне кажется, что  поведение моего ребёнка значительно  отклоняется от нормы.

5.Нужно подольше держать  ребёнка в стороне от реальных  жизненных проблем, если они его травмируют.

6.Я испытываю  к  ребёнку чувство расположения.

7.Хорошие родители  ограждают ребёнка от трудностей  жизни.

8.Мой ребёнок часто  неприятен мне.

9.Я всегда стараюсь  помочь моему ребёнку.

10.Бывают случаи, когда  издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.

11.Я испытываю досаду  по отношению к своему ребёнку.

12.Мой ребёнок ничего  не добьётся в жизни.

13.Мне кажется, что  дети потешаются над моим ребёнком.

14.Мой ребёнок часто  совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.

15.Для своего возраста  мой ребёнок немножко незрелый.

16.Мой ребёнок ведёт  себя плохо специально, чтобы  досадить мне.

17.Мой ребёнок впитывает  в себя всё дурное, как “губка”.

18.Моего ребёнка трудно  научить хорошим манерам при всём старании.

19.Ребёнка следует  держать в строгих рамках, тогда  из него вырастет порядочный  человек.

20.Я люблю, когда  друзья моего ребёнка приходят  к нам в дом.

21.Я принимаю участие  в своём ребёнке.

22.К моему ребёнку  “липнет” всё дурное.

23.Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.

24.Когда в компании  знакомых говорят о детях, мне  немножко стыдно, что мой ребёнок  не такой умный и способный,  как бы мне хотелось.

25.Я жалею своего  ребёнка.

26.Когда я сравниваю  своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.Я с удовольствием  провожу с ребёнком всё свободное  время.

28.Я часто жалею  о том, что мой ребёнок растёт  и взрослеет, и с нежностью  вспоминаю его маленьким.

29.Я часто ловлю  себя на враждебном отношении к ребёнку.

30.Я мечтаю о том,  чтобы мой ребёнок достиг всего  того, что мне не удалось в  жизни.

      Высокий  тестовый балл интерпретируется  как:

  -отвержение;

  -социальная желательность;

  -симбиоз;

  -гиперсоциализация;

  -инфантилизация (инвалидизация).

 

 

 

Приложение Г

Глоссарий

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

 

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья принадлежит к  важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального  статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

 

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым  коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Информация о работе Влияние стилей родительского общения на формирование личности подростка