Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 15:02, курсовая работа
Целью данной работы является изучение влияния самооценки младших школьников на успешность их обучения.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие успешности обучения в теории и практике психологии
2. Выделить причины неуспешности в обучении
3. Охарактеризовать условия, факторы и детерминанты успешного обучения детей младшего школьного возраста
4. Выявить влияние самооценки на успешность обучения.
Таким образом, младшему школьнику в учебной деятельности необходимо уметь самостоятельно ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Но, чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Следовательно, процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Учителю начальных классов необходимо уметь выявлять особенности самооценки учащихся, формировать критическое отношение к себе, умение анализировать и контролировать свою деятельность. Активное формирование самоконтроля происходит в подростковом возрасте, но уже младшие школьники должны приобрести элементы самоконтроля, как в учебной деятельности, так и в процессе общения. Как показывают исследования, младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников.
Причин неуспешности обучения достаточно много, и вот некоторые из них. На генном уровне нарушения передаются из поколения в поколение, но вероятность передачи этих нарушений, конечно, не сто процентная. Социальные причины бывают чаще всего. Это могут быть, как и неблагополучие в семье, так и представители другой этнической культуры. Причиной неуспешности на первом месте всегда стояла и стоит умственное развитие.
Каким будет успех или неуспех в обучении напрямую зависит от самооценки индивида. Если самооценка адекватная, следовательно, и учебная деятельность будет на высоте. А если же ребенок оценивает свои возможности не по достоинству, то и результат учебной деятельности будет на низком уровне. С заниженной самооценкой ребенок не верит в свои силы и не доводит начатое дело до конца, а что касается детей с адекватной или завышенной самооценкой, то тут же наоборот, индивид ставит перед собой цель и выполняет ее, какая бы трудность перед ним не стояла.
1 Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. – М.: Просвещение, 2009. – С.65
2 Ковалевич В.Т. Методологические подходы к проблеме успешной социализации личности. Личность и успех. / Под ред. Л.В. Коловской. – Красноярск, 2010. – С.83
3 Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: АСТ, 2013. – С.65
4 Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М.: Дрофа, 2013. – С.121
5 Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М.: Дрофа, 2013. – С.144.
6 Цит. по Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Дрофа, 2009. – С.86
7 Кротова Л.М. Опыт изучения учебной самооценки школьника в условиях разноуровнего обучения // Педагогическая мастерская. 2011. № 1. – С.6
8 Колесова А.М., Вязанкина М.К. Некоторые вопросы повышения успеваемости.. – СПБ.: Изд-во СПБ ГУ, 2011. – С.68
9 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 2012. – С.76
10 Цит. по Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2013. – С.57
11 Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе // Подготовка детей к школе в детском саду. – М.: Просвещение, 2009. – С.10
12 Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Дрофа, 2009. – С.87
13 Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // Вопросы психологии. 2011. - № 4 – С.3
14 Кротова Л.М. Опыт изучения учебной самооценки школьника в условиях разноуровнего обучения // Педагогическая мастерская. 2011. № 1. – С.7
15 Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Дрофа, 2009. – С132
16 Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Дрофа, 2009. – С.97
Информация о работе Влияние самооценки младшего школьника на успешность обучения