Влияние самооценки младшего школьника на успешность обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение влияния самооценки младших школьников на успешность их обучения.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие успешности обучения в теории и практике психологии
2. Выделить причины неуспешности в обучении
3. Охарактеризовать условия, факторы и детерминанты успешного обучения детей младшего школьного возраста
4. Выявить влияние самооценки на успешность обучения.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Успешность позволяет личности иметь положительное отношение к себе и адекватную самооценку.

 

1.2. Причины неуспешнoсти в oбучении

 

Пo причинам неуспешнoсти в обучении существует столько же разногласий, как и по их характеристикам. Это обусловлено тем, что характеристики и причины - наиболее неоднозначные составляющие данных нарушений. [Такие специалисты как, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, и Е.Ю. Балашова предполагают, что в основе неуспешности обучения детей является неврологические проблемы, однако убедительных доказательств данному утверждению нет.]

[М.К. Акимова, К.М. Гуревич, В.Г. Зархин полагают, что среди причин нарушений обучаемости существуют генетические.] Психологические труды показывают, что подобные нарушения могут быть взаимосвязаны с семьей и семейной историей. В отдельных семьях все дети рождаются с подобными нарушениями. Некоторые родители обращаются за помощью, чтобы понять, насколько вероятно, что их дети могут передать свои нарушения далее - своим детям.

Психологи и педагоги обнаруживают причины неуспешности обучения в самом ребенке. Умственные процессы различных людей происходят с различной скоростью. Как правило, спектр умственной зрелости незначителен, но умственные процессы отдельных детей происходят медленней, чем у их сверстников, и они оказываются не готовыми для учебных заданий их класса. У большинства детей с задержкой развития трудности и неуспешность в обучении обнаруживаются еще в начальной школе. Выявлено, что у девочек и мальчиков различные индексы развития. Индивидуальные различия индексов развития девочек и мальчиков приводят к выявлению большого числа мальчиков с нарушением успешности обучения. [Я.И. Михайлова указывала, что процент мальчиков, которые нуждаются в специальном образовании, выше, чем девочек – соотношение примерно три к одному6.]

[Отдельные психологи и педагоги, в частности К. Барт, полагают, что причина неуспешности обучения может крыться в плохом, неэффективном, преподавании.] Зачастую, учителя могут обвинять детей и не признаваться, что система образования не может правильно научить детей. Часто неправильное преподавание в начальной школе является причиной того, что в старших классах ученики плохо учатся.

Причина неуспешности обучения возникает в результате взаимодействия социологических и личных факторов, таких как социально-экономический статус, этническая принадлежность, здоровье и мотивация. Неуспешные в обучении дети, скорее всего, не будут успевать в школе, если они живут в нестабильной семье (алкоголизм, развод родителей), обладают низким социальным статусом, или переживают семейную трагедию (смерть или серьезную болезнь). Кроме того, в жизни неуспешного в обучении ребенка большую роль могут играть социальные факторы или индивидуальные черты мотивации.

Психологи, работающие под руководством Н.А. Менчинской, в основу классификации неуспевающих школьников, кроме основного показателя – обучаемости, взяли такие критерии как направленность личности учащихся и их мотивационная сфера. Были выделены три главных типа неуспевающих:

первый характеризовался низкой обучаемостью, которая сочеталась с позитивным отношением к учению и сохранением позиции ученика;

для второго характерно высокое качество мыслительной деятельности, которое сочетается с негативным отношением к учению при частичной или полной утрате позиции ученика;

третий характеризовался низкой обучаемостью, которая сочеталась с  негативным отношением к учению при частичной или полной утрате позиции ученика7.

Главная характеристика людей с нарушением обучения состоит в недостатке академических успехов, в особенности в письме и чтении. Как правило, у подобных детей умственные способности и прочие навыки сформированы на нормальном уровне. Некоторые дети с нарушением обучаемости имеют проблемы, как с письмом, так и с чтением. Это логично, потому что это является двумя сторонами языка. Подобное нарушение называют расстройством языковой обучаемости.

Дети с нарушением обучаемости могут сталкиваться с трудностями в общении. Психологи видят причину нарушений обучаемости в самом ребенке. Спектр умственной зрелости неширок, однако умственные прoцессы oтдельных детей прoтекают медленней, чем у них сверстникoв, и oни оказываются не готoвыми для учебных заданий их вoзраста.

Таким oбразом, oбучаемость есть сoвoкупность интеллектуальных свoйств челoвека, oт котoрых зависит прoдуктивность учебнoй деятельнoсти. Важным фактором успешности обучения  младшего школьника является готовность к обучению. Психологами и педагогами выделяется общая и специальная готовность к обучению в школе.  Под специальной подготовкой понимают получение детьми умений и знаний, обеспечивающих им успешность усвоения содержания обучения в первом классе школы по базовым предметам (письмо, чтение, окружающий мир, математика). В понятие общая подготовка (и общая готовность к школе) входят физическая, нравственно-волевая и психологическая подготовка.

Вывод.

Причина неуспешности обучения возникает в результате взаимодействия в социологически или личностных факторов. Неуспешные  в обучении дети могут не успевать в школе, если они живут в нестабильной семье, обладают низким статусом или переживают семейную драму, а так же имеют низкий уровень умственного или физического развития и низкую самооценку.

 

Глава 2. Значение самооценки в успешном обучении младших школьников

2.1 Условия, факторы и детерминанты успешного обучения детей младшего школьного возраста

 

В основе успешного обучения лежит действие разных факторов. Рассмотрим далее три группы факторов, учет специфического влияния которых на процесс обучения позитивно влияет на его качество. В табл. 1 указаны три группы факторов, которые влияют на успешность обучения, - психологические, психолого-педагогические, нейропсихологические и их составляющие.

Одним из условий, которые влияют на успешность обучения в школе и в значимой степени предопределяют трудности ученика, выступает уровень умственного развития ребенка. Некоторые трудности в обучении появляются в случае расхождения требований, которые предъявляются школой к уровню исполнения познавательной деятельности ученика, с его реальным уровнем умственного развития8.

Таблица 1. Факторы, влияющие на успешность обучения

Группа факторов

Компоненты

Нейропсихологические

Особенность функциогенеза

 

Особенность морфогенеза

Психолого-педагогические

Возраст ребенка, который начинает систематическое обучение в школе

 

Дидактико-методическая система обучения (развивающая или традиционная)

Психологические

Психологическая готовность к школьному обучению

 

Уровень умственного развития

 

Индивидуально-психологические особенности (характер, темперамент)


Умственное развитие является одной из сторон общего психического развития личности. У школьников умственное развитие является существенным условием деятельности, так как от него часто зависит успешность учебной деятельности. А эта успешность или неуспешность учебной деятельности влияет на все стороны личности – эмоциональную, потребностно-мотивационную, волевую, характерологическую. [ П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков Л.С. Выготский, указывали на немалую роль  умственного развития в общем развитии детей.]

Следующим условием, которое влияет на успешность школьного обучения, которое обусловливает ряд школьных трудностей ребенка, выступает его психологическая готовность к школьному обучению: концепция, впервые разработанная в 1948 году А.Н. Леонтьевым. Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению выступает как одно из главных аспектов профилактики трудностей в обучении возможных в будущем9.

Успеваемость детей по школьным дисциплинам обусловлена во многом уровнем формирования элементов психологической готовности детей к школе. Специалисты утверждают, что у детей младшего школьного возраста существенное значение в вопросе достижения успеха в учебе возраста имеют их умения. Такими умениями считают: умение сотрудничать с ровесниками в учебной деятельности, что определено уровнем формирования «кооперативно-соревновательного» общения с ровесниками; умение слушать и выполнять инструкцию учителя, воспринимать его как значимого взрослого, что определено уровнем формирования «произвольно-контекстного» общения в системе «ребенок-взрослый»; умение активно и продуктивно работать на уроке; включаться в учебную ситуацию, принимать на себя роль ученика, формирование «обобщенно-опосредованного» отношения к себе самому, помогающему школьнику посмотреть на ситуацию со стороны, объективно ее оценить.

Вопросы взаимосвязи готовности детей к школьному обучению и их успеваемости по учебным дисциплинам анализировался в литературе в аспекте успешности-неуспешности учебной деятельности младших школьников.

[Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков и др. указывают, что школой ребенку предъявляются определенные требования, и дети к моменту поступления в первый класс должны достичь такого уровня развития, который гарантирует успешность выполнения требований школы.] Можно считать, что именно готовность ребенка к обучению обуславливает ему успешность обучения.

[Е.А. Панько и Я.П. Коломинский указывали, что «успехи в учении часто определены готовностью к обучению в школе». Данные авторы считают возраст поступления ребенка в школу сензитивным к обучению, потому что, по их мнению,  именно в данном возрасте у ребенка появляется состояние «обучаемости».]

[С.П. Ефимова и М.М. Безруких, указывали, что успешность учебной деятельности обусловливается «обучаемостью», которая представляет собой «комплекс интеллектуальных свойств...», включающий в себя «состояние здоровья ребенка, степень обучаемости, и функциональное состояние организма, которые определяют вместе цену, которую организм платит за успехи в учебе».] Соединение же психического, функционального и физического состояния ученика, по мнению авторов, дает то сочетание факторов, определяющих его готовность к обучению в школе10.

[М.В. Антропова, Л.И. Айдарова, и др., анализируя вопрос подготовки детей к систематическому обучению в школе, отмечают положительное влияние на успешность обучения развития разных элементов готовности к школе, подразумевая, прежде всего здоровье и физическое развитие ребенка.] Данные авторы связывают сниженную успеваемость с работоспособностью и состоянием физического развития ребенка, определяющимся некоторыми факторами, в том числе отставанием ребенка в развитии по функциональным и морфологическим показателям, определенными хроническими либо нервными заболеваниями, перенесенными инфекциями.

[Попытка классификации детей по успеваемости, была предпринята Г.А. Цукерман, но эта классификация проводилась в зависимости от формирования у них не элементов готовности к школьному обучению, а качеств, обусловленных мышлением и правилами прилежания и послушания.] [Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько, основываясь на исследовании интеллектуального развития детей шестилетнего возраста, которое было проведено специалистами НИИ общей и педагогической психологии, указывали значимость наличия образного мышления у детей для успешного обучения в школе.]

Таким образом, чтобы ребенок был интеллектуально подготовлен к школе, нужно дать ему определенные знания, которые будут выстроены в систему, снабдить достаточным уровнем мыслительной деятельности. Надлежит также формировать у детей способность осознанно воспринимать новую информацию, познавательные интересы и любознательность.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению определяется формированием мыслительных процессов - способностью сравнивать объекты, их классифицировать, выделять существенные признаки, обобщать, делать вывод. У детей должна быть некоторая широта представлений, и в том числе пространственных и образных, познавательная активность, надлежащее речевое развитие.

У младших школьников формирование произвольного внимания взаимосвязано с формированием ответственного отношения к учению. Дети со сниженным чувством ответственности внимательно учатся лишь при наличии интересного материала. Произвольное внимание формируется вместе с формированием мотивов учения. В младшем школьном возрасте возможности волевого регулирования внимания весьма ограничены. Дети этого возраста, как правило, могут сосредоточенно учиться только при наличии близкой мотивации (перспектива снискать похвалу учителя). У младших школьников воспитание далёкой мотивации произвольного внимания происходит согласно с возрастными особенностями детей, при помощи связывания друг с другом близких и всё более отдалённых целей. В частности, самая далёкая мотивация (например, стать полезным для общества человеком) должна быть связана с более близким мотивом – например, успешно перейти в следующий класс. Ну а в свою очередь, последний мотив должен быть связан с ближайшим мотивом - получить у учителя высокую оценку11.

Готовность к учению (обучению) предусматривает определенный уровень развития самостоятельности. Г.Н. Година и К.П. Кузовкова определили, что уже с младшего дошкольного возраста начинает складываться самостоятельность и при чутком отношении взрослых к данной проблеме она может иметь характер стабильных проявлений в различной деятельности. Согласно исследованиям К.С. Климовой, вероятно и развитие ответственности. Старшие дошкольники могут ответственно относиться к заданиям, которые предлагают взрослые. Ребенок запоминает поставленную перед ним задачу, может довольно долго ее выполнять и удерживать. Для того чтоб быть готовым к учебе, ребенку нужно уметь доводить до конца дело, преодолевать сложности, быть усидчивым, дисциплинированным

Информация о работе Влияние самооценки младшего школьника на успешность обучения