Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 15:02, курсовая работа
Целью данной работы является изучение влияния самооценки младших школьников на успешность их обучения.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие успешности обучения в теории и практике психологии
2. Выделить причины неуспешности в обучении
3. Охарактеризовать условия, факторы и детерминанты успешного обучения детей младшего школьного возраста
4. Выявить влияние самооценки на успешность обучения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
Забайкальский государственный университет
Психолого-педагогический факультет
Кафедра психологии образования
Курсовая работа
Влияние самооценки младшего школьника на успешность обучения
Оглавление
При всем разнообразии форм обучения и педагогических учреждений, появляющихся в настоящее время, основными остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль над этими процессами. Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является, контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.
Эта тема актуальна тем, что на фоне большого числа оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей. Особенно с психологических позиций, несмотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер.
На сегодняшний день остаётся актуальным и важным повышение качества обучения и усвоения знаний. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Проблема успешности обучения исследовалась специалистами по отечественной и зарубежной педагогике и психологии А.К. Марков, А.С. Белкин, И.А. Ларионова и др. Исследователи анализировали условия, факторы и детерминанты успешного обучения и причины не успешности обучения. Много внимания уделялось проблеме готовности ребенка к обучению и ее составляющим – мотивационной и психологической готовности ребенка к школе. Изучались закономерности развития познавательных процессов в школьном возрасте, и выявлялось их влияние на успешность обучения.
Исследователями было показано, что проблема обучения, как способа организации и стимуляции познавательного развития ребенка, неотъемлемо связана с такими ключевыми категориями, как «интеллект» и «обучаемость», а для младших школьников она тесно связана с понятием «готовность к обучению в школе». Тем не менее, данная проблема остается недостаточно изученной. В связи с этим существует возможность решить в данной работе определенные практические задачи, связанные с выявлением факторов, влияющих на успешность обучения, а именно - взаимосвязи между познавательными способностями детей, их обучаемостью и их успеваемостью.
Объектом данного исследования является самооценка младших школьников.
Предметом данной работы является влияние самооценки младших школьников на успешность их обучения.
Целью данной работы является изучение влияния самооценки младших школьников на успешность их обучения.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие успешности обучения в теории и практике психологии
2. Выделить причины неуспешности в обучении
3. Охарактеризовать условия, факторы и детерминанты успешного обучения детей младшего школьного возраста
4. Выявить влияние самооценки на успешность обучения.
В работе использовались сравнительный и системный методы исследования.
Понятия «успешность» является одной из важнейших характеристик любой деятельности. Анализ зарубежной психологической, философской, социологической литературы показывает, что изучение проблемы успешности занимает одно из ведущих мест. И многие авторы, в частности [В. Фридрих, и А. Хофман, связывают высокий уровень развития западной цивилизации именно с тем, что успешность является одной из ведущих в системе жизненных ценностей индивида].
Вместе с тем, отсутствует четкое общепризнанное и полное представление о механизмах, критериях оценки и детерминантах успешной деятельности. Обратимся к анализу психолого-педагогических аспектов успеха в учебной деятельности.
[А.С. Белкин понимает успех как результат деятельности, результат положительный, достойный признания как самой личностью, которая его достигла, так и важных для нее людей, в отдельных случаях, - имеющий общественное признание]. Автор делает акцент на личном вкладе человека в достижение результата деятельности1.
«Успех» понимают как результат определенной ситуации, а «ситуацию успеха» - как сочетание условий, его обеспечивающих. В учебной деятельности под «ситуацией успеха» понимают «целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, способствующих осознанному включению каждого ученика в активную учебную деятельность в зависимости от его индивидуальных возможностей, которые обеспечивают позитивный эмоциональный настрой учеников на выполнение учебной задачи и содействуют адекватному восприятию результатов своей учебной деятельности».
Феномен «успеха» рассматривают в разных ракурсах. С социально-психологической позиции: успех является оптимальным соотношением между ожиданием личности, окружающих и результатом деятельности (можно говорить об успехе, когда ожидания индивида превосходят или совпадают с ожиданиями окружающих, наиболее значимых для индивида).
С психологической позиции: успех является переживанием состояния «удовлетворения и радости оттого, что результат, к которому стремился индивид, или совпал с ее уровнем притязаний, надеждами и ожиданиями, или превзошел их».
С педагогической позиции: рассматривается «ситуация успеха», являющаяся «организованным целенаправленным сочетанием условий, при которых формируется возможность достигать значительных результатов в деятельности».
Различают различные виды успеха, среди которых - констатируемый, обобщающий, предвосхищающий и особенность восприятия успеха людьми различного возраста. Так, к примеру, у младших школьников в основе ожидания успеха лежит стремление завоевать одобрение взрослых (родителей и учителя), у подростков – устремление получать одобрение значимых ровесников, у старших школьников – желание утвердить свое «Я»2.
Осознание успеха формируется у детей не сразу - установлено, что у дошкольников в три-пять лет отмечаются «неспецифические» реагирования на оценки взрослых, а в шесть-семь лет - «специфические» реагирования, характеризуемое тем, что переживание успеха содействует росту самооценки личности, а неуспеха - ее снижению.
Выделяют следующие «формы успеха» учеников:
- успех как признание результата;
- успех как признание «значимыми» другими;
- успех как преодоление трудностей;
- успех как осуществление назначения.
[Немецкие психологи В. Фридрих, и А. Хофман утверждают, что в возникновении мотивации успеха существенную роль играют ценностные структуры личности и оценка достигнутого]. Активное поведение, ориентированное на успех, проявляется во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и учебной.
Успех тесно связан с деятельностью, потому что является ее результатом. Для индивида особенно важна успешность в ведущей деятельности, потому что именно она, [по утверждению Л.С. Выготскому, «ведет за собой» психическое формирование личности]. Для младших школьников ведущей выступает учебная деятельность, вследствие этого состоятельность в учебной деятельности так нужна ребенку младшего школьного возраста.
В 90-х годах была актуальна такая проблема как успешность личности. При переходе к рыночным отношениям были востребованными такие качества человека, как предприимчивость, активность, стремление к успеху, профессионализм, адаптивность в быстроменяющихся условиях среды, конкурентоспособность, умение «найти свою нишу».
[По мнению В.Т. Ковалевича успешная личность-это тот человек, который состоялся в социальной среде и в соответствии со своими природными задатками, а также потребностями и интересами]. [И.П. Безукладникова рассматривает успех с двух точек зрения]. С социально-психологической позиции, успех является оптимальным соотношением между ожиданиями личности, окружающих и результатом деятельности. С психологической точки зрения, успех является переживанием состояния радости, удовольствия от того, что результат, к которому индивид стремился в своей деятельности, или совпадает с ее ожиданиями, уровнем притязаний, или превзошел их».
В качестве потенциала личности для достижения успеха в профессиональной, личной и других сферах жизни взрослого человека выступает опыт успешности, полученный ребенком в раннем возрасте.
Результатом наработки опыта успешности является формирование качеств, составляющих ресурс или потенциал. В соответствии с двойственной природой человека (биологической и социальной).
В.Т. Ковалевич выделяет три основные группы:
Не менее важным является определение критериев успешности профессиональной деятельности. [Д.В. Солдатов отмечает, что оценка успешности профессиональной деятельности должна включать в себя внешние (оценки даваемые другими людьми) и внутренние критерии (собственную оценку успешности своей деятельности)]4. Внешний критерий - это субъективные представления оценивающих о трех группах факторов: эффективности взаимодействия действующего с коллегами по работе, результативности деятельности, и инициативности личности. Внутренняя оценка успешности личности – это складывающееся на основе сопоставления имеющихся у субъекта деятельности представлений о результативности своей работы, эффективности взаимодействия с коллегами, инициативности с затратами на реализацию деятельности, получаемым вознаграждением и мотивационно-оценочными структурами личности.
Эти факторы не всегда могут быть объективно измерены, что создает трудности и ошибки в оценке успешности как собственного труда, так и труда других людей.
Для достижения успеха также большое значение имеет внутреннее состояние, сопутствующее эффективной деятельности. Критерий же внутреннего состояния состоит в следующем: если человек чувствует себя спокойно, сбалансировано и способен принимать взвешенные решения - он сохранил активность и высокую эффективность своих действий. Если же работник чувствует повышенную тревожность, «внутренний тремор», начинает суетиться и совершает ошибки.
Важной потребностью, которая определяет нацеленность личности на успех, выступает потребность в достижении. [По мнению И.А. Ларионовой, потребность в достижении, в успехе является одной из фундаментальных социальных потребностей личности, которая складывается под влиянием социогенных факторов и понимается, как постоянное соревнование человека с самим собой в желании превзойти раньше достигнутый уровень исполнения деятельности или решения проблемы]. Данная потребность побуждает индивида ставить цели и стремиться к их реализации.
[Как считает М.В. Матюхина, мотивационный аспект учения тесно связан с успеваемостью, выступает одной из причин успешности и не успешности в учении, сам факт неуспеваемости объясняется не столько особенностями умственной деятельности, сколько отношением к учению.]
Также в выявление психологических причин успешности личности большой вклад внесли представители школы К. Левина, показавшие влияние уровня притязаний, самооценки и уровня достижений на уровень успеха.
В качестве еще одной психологической составляющей успеха личности рассматривается локус контроля. [Т. Роттер считал интернальность и экстернальность устойчивыми свойствами личности, сформированными, в процессе социализации, и участвующими в детерминации успеха, при этом успешность коррелирует в большей мере с интернальностью.]
Л.И. Анциферова центральным структурным образованием самосознания считает самооценку личности. В зависимости от того, как человек воспринимает и оценивает себя, находится характер его взаимоотношения с другими людьми, эффективность его деятельности. Позитивное отношение к себе распространяется на результаты деятельности, порождая феномены «вложенных усилий», «эффектов затраченного труда».
[О.А. Конопкин и Г.С. Прыгин установили, что учебная деятельность школьников зависит от уровня познавательных интересов и личностно-мотивационных характеристик, которые могут проявиться только при самоорганизации и эффективном самоуправлении учебной деятельностью.] Ход учебной деятельности, зависит от сформированности ее компонентов, таких как умение правильно оценивать свои возможности, настойчивость в достижении цели, чувстве ответственности, собранности, стремлении хорошо работать, уверенности, адекватная самооценка, аналитическая рефлексии причин успехов и неудач. Успешно обучающимся школьникам присущи уверенность в себе и настойчивость в достижении цели5.
Косвенным критерием успешного усвоения школьниками учебного материала выступает их успеваемость по учебным дисциплинам, которая выражается в итоговых оценках (отметках) по школьным предметам. Причем внимание тут следует обращать не на поурочные оценки, которые нередко могут быть случайными и не отражать подлинной картины успеваемости детей, а на баллы, полученные учащимся за самостоятельные контрольные работы, которые выполнены без коллективного обсуждения с другими детьми и помощи учителя. Для того, чтобы оценка была объективна, нужнo четкo oсoзнавать сoдержание oбразования, цель oбразoвания, следoвать требoваниям к oценке качества усвoения сoдержания oбучения.
Вывод.
Успех содействует росту самооценки личности, а неуспех ее снижению. Успешность позволяет человеку быть уверенным в себе и настойчивым в достижении цели. Учебная деятельность человека дается легко, так как он может правильно оценивать свои возможности, проявлять настойчивость, ответственность, собранность, умение самостоятельно принять решение.
Информация о работе Влияние самооценки младшего школьника на успешность обучения