Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:58, реферат

Краткое описание

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Оглавление

Введение
1.Социализация и развитие личности.
2.Теоретические аспекты феномена неблагополучной семьи.
3.Виды неблагополучных семей в современном обществе.
4.Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка.
5.Общая концепция работы социального педагога с неблагополучной семьей.

Заключение .
Список литературы .

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.29 Кб (Скачать)

План.

Введение                                                                                                     1.Социализация и развитие личности.                                           

2.Теоретические аспекты феномена  неблагополучной                                      семьи.

3.Виды неблагополучных семей  в современном обществе.

4.Влияние неблагополучной семьи  на развитие и воспитание ребенка.                                                                    5.Общая концепция  работы социального  педагога с неблагополучной семьей.                                          Заключение .                                                                                            

Список литературы .                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Введение.

В России в настоящее время происходят серьезные социально – экономические  изменения влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций.

Личность- это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов.

Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения  индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности .

Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает  в нем. На развитие человека оказывает  влияние множество различных  факторов, как биологических, так  и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление  личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости  от состава семьи, от отношений в  семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит  на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения  в семье влияют также на то, как  человек в дальнейшем будет строить  свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно  в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень  важно в какой семье воспитывается  ребенок: в благополучной или неблагополучной.

 

 

 

 

1.Социализация и развитие личности

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Воспитание и обучение (в узком смысле) - это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в  том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального  воздействия к позиции активного  субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим они могут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности. Активность ребенка будет либо полностью подавлена, и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, таких, как сильный тип нервной системы и пр.)

2.Теоретические аспекты  феномена неблагополучной семьи.

Увеличение числа разводов и  снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений  и повышение риска подверженности детей неврозам из – за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.

В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

3. Виды неблагополучных семей  в современном обществе.

Отличительной особенностью семей  с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей.Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка

Семьи с алкогольной зависимостью. Взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.

Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот  при живых родителях.Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.

Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что

  • Дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;
  • Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;
      • Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;
      • Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;
      • Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;
      • Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному не давая ему возможности быть ребенком;

Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско–родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.

Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. И в каждом отдельном случае есть свои причины, породившие семейную атмосферу. Однако не все семьи разрушаются, многим удается не только устоять, но сделать более прочными семейные узы. Все это зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации и каково отношение к ней каждого из супругов, а так же от их ориентированности на конструктивной или деструктивный путь разрешения семейного конфликта.

Независимо от того является ли конфликтная  семья шумной, скандальными, где  повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или  тихая, где супружеские отношения  отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она  отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать  причиной различных асоциальных  проявлений в виде отклоняющегося поведения.

В конфликтных семьях часто отсутствует  моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных  семей является так же нарушение  общения между ее членами. Как  правило, за затяжными, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться.

Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагоприятный опыт в  жизни. Негативные образы детства очень  вредны, они обуславливают мышление, чувства и поступки уже в зрелом возрасте. Поэтому, родители, не умеющие  найти взаимопонимания друг с  другом, обязаны всегда помнить о  том, что даже при неудачном браке  в семейные конфликты не должны втягиваться  дети. О проблемах ребенка следует  думать, по крайне мере, столько же, сколько о своих собственных.

  В этом плане небезынтересна классификация семейных союзов, предложенная В. В. Юстицкисом, который выделяет семью «недоверчивую», «легкомысленную», «хитрую» - этими метафоричными названиями он обозначает определенные формы скрытого семейного неблагополучия.

Недоверчивая» семья. Характерная черта — повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье враждебными.

Такая позиция родителей формирует  и у самого ребенка недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками.

4.Влияние неблагополучной семьи  на развитие и воспитание ребенка.

Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Неправильный выбор форм, методов  и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация — это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются.

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

Специфические особенности  семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.

Информация о работе Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка