Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности использования народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс эстетического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста на основе использования народных танцев…………………………...5
Особенности эстетического развития детей дошкольного возраста……5
Использование народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………………….9
Выводы по первой главе………………………………………………………...16
Глава II. Практическая работа по эстетическому развитию детей дошкольного возраста с использованием народных танцев……………………………………………………………………………..17
Конспект развлечения, направленный на эстетическое развитие детей дошкольного возраста с использованием народных танцев………….............17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 999.08 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Башкортостан

ГАОУ СПО СМПК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему: «Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

Оценка:

Дата защиты «_____» _________2014 г.

Руководитель ________________

Выполнила студентка

III курса группы № 38 специальности 050144

Дошкольное образование

Мухаметшина Инна

Ильфатовна.

Руководитель

Самоделкина Маргарита

Рафаильевна



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стерлитамак, 2014

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста на основе использования народных танцев…………………………...5

    1. Особенности эстетического развития детей дошкольного возраста……5
    2. Использование народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………………….9

Выводы по первой главе………………………………………………………...16

Глава II. Практическая работа по эстетическому развитию детей дошкольного возраста с использованием народных танцев……………………………………………………………………………..17

    1. Конспект развлечения, направленный на эстетическое развитие детей дошкольного возраста с использованием народных танцев………….............17

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее время возросло внимание к проблеме эстетического воспитания, которое является важнейшим средством формирования отношения к действительности, нравственного и умственного воспитания, формирования гармонично развитой и духовно богатой личности. Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореографического обучения. Зачастую занятия построены практически на бальной хореографии, не используя возможности народного танца. Эстетическое воспитание ребенка средствами народных танцев играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребёнка. Народные танцы приобщают детей к народным традициям и обычаям.

Лихачев Б. Т., как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только направленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную творческую деятельность способны обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания красоты действительности и прекрасного в человеческой личности. Выдающиеся педагоги Макаренко А. С., Сухомлинский В. А. и другие отмечали, что формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, начиная с трех-шести лет. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации.

Недостаток занятий хореографией в дошкольных учреждениях в том, что основной упор сделан на музыкально-ритмическом развитии детей, а хореографическому развитию воспитанников особого внимания не уделяется – нет специальных упражнений для укрепления осанки, развития гибкости, координации, эмоциональной отзывчивости.

Исходя из этого, выбрана тема исследования «Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста».

Цель исследования: выявить возможности использования народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс эстетического развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: если в работе с дошкольниками использовать народные танцы, то процесс эстетического развития детей дошкольного возраста будет успешным.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу.
  2. Охарактеризовать процесс эстетического развития детей дошкольного возраста.
  3. Определить методы использования народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
  4. Разработать и проанализировать конспект развлечения по эстетическому развитию с использованием народных танцев.

Методы исследования:

теоретический (анализ и обобщение);

эмпирический (изучение педагогических рекомендаций).

База практики: МАДОУ «Детский сад № 81» ОВ г. Стерлитамак

 

 

Глава I. Теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста на основе использования народных танцев

    1. Особенности эстетического развития детей дошкольного возраста

 

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Лихачёв Б. Т.) [17, с. 16].

Эстетическое воспитание – необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве [17, с. 13].

Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал [2, c. 115].

Исследователи Выготский Л. С., Запорожец A. В., Зеньковский В. В., Леонтьев А. Н., Мухина B. С., Эльконин Д. Б.утверждают, что эмоционально-чувственные переживания составляют основу контактов ребенка с действительностью. Вне эмоционально-чувственного отношения к миру, вне развития этих отношений невозможно целостное развитие личности ребенка. Эстетическое отношение к окружающему формируется у ребенка в процессе жизни, в связи с его общим психическим развитием при определяющем влиянии воспитания. Психологи подчеркивают, что на общее психическое развитие ребенка оказывает влияние восприятие прекрасного в жизни и в искусстве.

Шацкая В. Н. ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [14, с. 148].

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства [6, c. 215].

 Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств предметов и явлений. Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т.д [14, c. 238].

В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом, активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера художественной деятельности малышей.

В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференциальности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. У детей отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Они становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце, в пении, в драматизации [4, c. 46].

К концу старшего дошкольного возраста постепенно у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Они начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. У детей формируется интерес к прекрасному в окружающей жизни [19, c. 78].

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает его. Ребенок любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ему совершенно чужда черта, столь часто встречающиеся у взрослых: он не знает нашего сосредоточения на одном - двух видах искусства – он любит все виды искусства [20, c. 96].

Среди взрослых не мало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме – одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т.д. Дети же любят все прекрасное – и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: он никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами [20, c. 117].

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, музыкально-ритмическим движениям; развитие словесного творчества [8, c. 89].

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Показ, как метод воспитания, используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают [23, c. 52].

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач, в качестве ведущих, требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Важно находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание участвовать в художественной деятельности разных видов. Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации [7, с. 26].

Таким образом, особенности эстетического развития детей дошкольного возраста действительно занимают важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ними стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом

 

 

1.2. Использование народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста

 

Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Танец – вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах. Его специфика состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека он передает без помощи речи, средствами движений и мимики [1, с. 27].

Информация о работе Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста